2.1 Организация исследования и характеристика используемых диагностических методик
Исследование особенностей общения в трудовом коллективе проводилось на базе МБОУ-СОШ №64 города Тула в декабре 2016 года, в исследовании принимали участие преподаватели образовательного учреждения. Общее количество участников эксперимента составило 20 человек: 15 женщин,5 мужчин. Выборку составили преподаватели от 27 до 50 лет
Организация исследования заключалась в том, что она проводилась в несколько этапов, которые в свою очередь представлены в таблице 1
Таблица 1
Этапы организации исследования
1. |
Подбор и обоснование выбранных методик |
|
2. |
Проведение исследования |
|
3. |
Анализ и результатов, |
|
4. |
Разработка рекомендаций руководителю образовательного учреждения |
На первом этапе были определены методики исследования, которые способствуют определению особенностей общения в трудовом коллективе.
Выбранные нами диагностические методики представлены в таблице 2.
Таблица 2
Диагностические методики исследования
Название методики, автор |
Цели методики |
Исследуемый критерий |
|
«Личностная агрессивность и конфликтность» Е.П. Ильин, П.А. Ковалев |
Диагностика склонности субъекта к конфликтности и агрессивности. |
Склонность к конфликтности |
|
Опросник «КСК» - социально коммуникативная компетентность |
изучение отдельных личностных факторов |
Личностные факторы субъекта деятельности |
|
«Стиль конфликтного поведения» К.Н. Томас |
изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению |
способы поведения в конфликте |
Методика «Личностная агрессивность и конфликтность»
Цель: Методика предназначена для выявления в качестве личностной характеристики склонности субъекта к конфликтности и агрессивности.
Инструкция: Испытуемому предлагается ряд утверждений, при согласии с утверждением он должен в карте опроса в соответствующем квадрате поставить знак «плюс» («да»), при несогласии - знак «минус» («нет»).
Особенности результатов: По результатам тестирования определяется степень склонности к конфликтности, которая определяется по следующим критериям: склонность к вспыльчивости, склонность к наступательности, напористости, склонность к обидчивости, склонность к неуступчивости и т.д.
Опросник «КСК» - социально коммуникативная компетентность
Цель: Методика предназначена для получения более полного представления о личности, составления вероятностного прогноза успешности ее профессиональной деятельности. Методика рассчитана на изучение отдельных личностных факторов у лиц со средним и высшим образованием. Кроме того, данный опросник позволяет выявить склонность к асоциальному поведению, что может характеризоваться пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям. Включена в опросник и шкала правдивости которая позволяет судить о достоверности полученных результатов.
Инструкция: Опросник включает в себя 100 утверждений. Для каждого вопроса предусмотрены три альтернативных ответа.
Особенности результатов:
Количество баллов от 16 до 20 (по факторам А, В, С, Д, К, М, Н) является высокой оценкой по данному фактору, значит, соответствующее качество личности явно выражено (например, общительность по фактору А).
Количество баллов 13, 14, 15 говорит об определенном преобладании качества, соответствующего высокой оценке (например, общительности над замкнутостью).
Количество баллов 5, 6, 7 свидетельствует о преобладании качества, соответствующего низкой оценке (например, замкнутости над общительностью).
Количество баллов 8-12 означает примерное равновесие между двумя противоположными личностными качествами (например, в меру открыт, в меру замкнут).
Если опрашиваемый набрал 12 и более баллов по шкале Л, то результаты опроса необходимо признать недостоверными.
Если опрашиваемый набрал более 20 (из 40) баллов по шкале П (склонность к асоциальному поведению), то это свидетельствует об определенных личностных проблемах в какой-либо сфере жизни: в семье, в отношениях с друзьями, на работе, в отношениях с окружающими). В этом случае необходимо провести дополнительное собеседование, чтобы выявить, насколько серьезны возникшие проблемы.
«Стиль конфликтного поведения»
Цель: Опросник предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
Инструкция: В каждой паре выберать то суждение, которое наиболее точно описывает типичное поведение в конфликтной ситуации.
Особенности результатов: Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
- Введение
- Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы общения в трудовом коллективе
- 1.1 Подходы отечественных и зарубежных психологов к изучению проблемы общения в трудовом коллективе
- 1.2 Особенности общения у педагогических работников
- 1.3 Специфика работы психолога по изучению особенностей общения у школьных учителей
- Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей общения в трудовом коллективе
- 2.1 Организация исследования и характеристика используемых диагностических методик
- 2.2 Анализ результатов констатирующего среза по изучению особенностей общения в педагогическом коллективе
- 2.3 Рекомендации руководителю образовательного учреждения по оптимизации общения в педагогическом коллективе
- Заключение
- 48 Диагностика определения стиля руководства трудовым коллективом
- Вопрос 70 Трудовой коллектив Понятие трудового коллектива
- 14. Межличностные отношения в коллективе как объект диагностики. Задачи, решаемые диагностикой межличностных отношений. Методы диагностики межличностных отношений.
- Понятие трудового коллектива
- 9.3. Формирование и диагностика трудового коллектива
- Глава 3. Рекомендации по совершенствованию взаимоотношений в трудовом коллективе. Заключение
- Глава 1. Социально-психологический климат первичного трудового коллектива
- 2. Процессы общения в трудовом коллективе
- Виды общения в коллективе: