Динамика некоторых личностных свойств у студентов среднего профессионального заведения

дипломная работа

1.2 Теории стресса и стрессоустойчивость личности как психологический феномен

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать [5. с 9].

Стресс -- понятие, введенное Г. Селье в 1936 г. для обозначения состояния психического напряжения, обусловленного выполнением деятельности в особенно сложных условиях. В зависимости от выраженности стресс может оказывать на деятельность как положительное влияние, так и отрицательное (до ее полной дезорганизации). Ещё студентом Селье заметил, что различные инфекционные заболевания имеют похожее начало: общее недомогание, температура, озноб, потеря аппетита, ломота в суставах. Он предположил что существует общая неспецифическая реакция на любую “вредность”, направленную на мобилизацию всех защитных сил организма. Эта реакция и получила название “Стресс”.[20].

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессоры» стало обозначать внешние или внутренние воздействия, приводящие к возникновению стрессовых состояний. К ним могут относиться сильные физические и психические травмы, кровопотеря, мышечные нагрузки, инфекции, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции [20. с14].

Селье выделил три стадии стресса:

1 стадия - это стадия тревоги. Она выражается в мобилизации всех ресурсов организма.

2 стадия - это стадия сопротивления. На этой стадии может наблюдается повышенная стресоустойчивость, так как организму удаётся (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями.

3 стадия - это стадия истощения. Она наступает в том случае если организму не удаётся устранить или преодолеть действие вредоносных факторов. В этот период организм хуже сопротивляется новым вредным факторам, приспособительные функции организма снижены, увеличивается вероятность заболевания организма [6. с 83].

Также Селье разделил стресс на два вида - это дистресс (от английского слова distress - истощение, несчастье) и эустресс.

Эустресс Селье рассматривал, как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти.

Дистрес же появляется при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий [20. с 80].

В наше время, стресс, в соответствии с системным подходом изучается с позиции психологического, физиологического и поведенческого уровней. Одна из первых таких попыток была предпринята Р. Лазарусом. По мнению автора стресс физиологической природы, представляет непосредственную реакцию организма, сопровождающуюся выраженными физиологическими сдвигами на воздействие различных внешних и внутренних стимулов физико-химической природы. При этом величина физиологического стресса зависит от интенсивности воздействующего агента. Отличительные особенности психологического стресса заключаются в том, что он вызывается психическими стимулами, которые оцениваются как угрожающие. Именно Р. Лазарус, развивая учение о стрессе (1956, 1970), выдвинул концепцию, согласно которой разграничивается физиологический стресс и психический (эмоциональный) стресс (6, 11).

Психологический стресс своё время был разделён на информационный и эмоциональный.

Информационный стресс возникает тогда когда человек не справляется с задачей, когда у него перегрузка информации, человек не может принимать решения в требуемом от него темпе, при высокой ответственности. При таком стрессе характерно снижение памяти, концентрации внимание и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс проявляется когда человек остаётся долгое время один на один со своими переживаниями, когда появляются ситуации угрозы, обиды, опасности и т.д. При таком стрессе может вырасти уровень напряжения, тревоги, беспокойства, нарушается сон. Общительный человек может стать замкнутым, аккуратный стать неряшливым. При таком стрессе у человека может появится депрессия, чувство беспомощности, могут появится эмоциональные взрывы. В этот период стресса у человека могут появиться мысли о самоубийстве [6.83].

Но какие бы не были стрессы всегда была в качестве центрального звена стресса та самая неспецифическая реакция организма, которая имеет свои закономерности развития. Чтобы разобраться каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание, нужно понять что такое (физиологическое и биохимеское) центральное звено стресса.

Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги - это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства».

Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него, по другому эту реакцию можно назвать -стрессоустойчивость [5.83].

Чтобы точнее нам понять, что такое стрессоустойчивость, дадим ей понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость, как взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональной. Он понимал стрессоустойчивость, как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в любой ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности [7. с 24].

Другой учёный П.Б. Зильберман обратил своё внимание на одну из существенных сторон стрессоустойчивости говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. И он предложил другое понятие стрессоустойчивости понимая под ней “интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке”[8].

Всех людей можно условно разделить на 4 группы по стрессоустойчивости.

- Стрессоустойчивые люди всегда готовы к любым переменам и с легкостью их принимают. Они запросто преодолевают трудности в кризисных ситуациях.

- Стрессонеустойчивым людям сложно адаптироваться к любым изменениям, им сложно менять свое поведение, установки, взгляды. Если что-то пошло не так, то они уже находятся в состоянии стресса.

- Стрессотренируемые люди в общем-то готовы к изменениям, но только не к мгновенным и не к глобальным. Этим людям свойственно адаптироваться к окружающей обстановке постепенно, без резких движений, но если это невозможно, то они легко впадают в депрессию. Если же одни и те же ситуации, вызывающие стресс, повторяются, то стрессотренируемые привыкают к ним и реагируют на них уже более спокойно.

- Стрессотормозные люди не станут меняться под воздействием внешних событий, они имеют твердые позиции и свои мировоззренческие установки. Однако такие люди могут пойти на однократное изменение психотравмирующей сферы жизни. Если же стрессы постоянно сопровождают такого человека, то он теряется.

Исходя, из выше перечисленных определений можно вывести общее понятие стрессоустойчивости - это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связаная с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Мы можем видеть что стрессоустойчивость рассматривается как феномен (качество, черта, свойство) в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

Делись добром ;)