logo
Дифференциальные характеристики воображения

Введение

Воображение, как и любая человеческая способность, требует развития. В настоящее время в психологии различают следующие подходы к понятию "способность" - общепсихологический и дифференциально-психологический. Согласно данным направлениям способностями признаются любые проявления возможностей человека. В центре проблемы оказывается вопрос о том, как эффективнее развивать возможности всех людей, включая их знания и умения.

По мнению К.Д. Ушинского, ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний. Следовательно, проблема способностей приобретает психолого-педагогический оттенок. Получается, что все люди способные, все всё могут. В книге В.Н. Дружинина "Психология общих способностей", эта традиция находит свое продолжение, так как под общими способностями понимается интеллект, обучаемость, креативность. В нашей стране в 1920-1930-е гг. проблема способностей изучалась главным образом в рамках психотехники с использованием методов тестирования. Новый шаг в теоретическом осмыслении проблемы был сделан в 1930-1940-е гг. благодаря работам С.Л. Рубинштейна и Б.М. Теплова. В последующий период большой вклад в разработку этой темы внесли труды Т.И. Артемьевой, Э.А. Голубевой, В.Н. Дружинина, А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова.

Воображение является очень важной и ценной психической способностью, скудное или плохо развитое воображение не способно доставить своему владельцу столько же положительных моментов, как тому, у кого оно развито намного сильнее. Существенные различия между людьми выявляются, например, в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преобладанием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов воображения, они могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отражается на индивидуально-психологических особенностях человека и является очень важно частью в развитии его психических характеристик.