logo
Закономерности психологического развития эмоциональной сферы в подростковом возрасте

2.1 Цели и задачи исследования

Целью нашего исследования является изучение эмоциональных проблем адаптации к обучению в средней школе у подростков и их отношения к учителям.

Задачи нашего исследования:

1. Провести анализ психологических исследований подростков.

2. Разработать методический инструментарий, позволяющий выявить индивидуально-возрастные особенности эмоционального развития в подростковом возрасте;

3. Провести эмпирическое исследование.

Объект: эмоциональное развитие подростков.

Предмет исследования: типологические различия в развитии подростков.

2.2 Организация и методы исследования

Исследование проводилось в 4 этапа. Первый этап проходил в 2010 году. В качестве методики исследования идивидуально-возрастных особенностей эмоционального развития младших подростков и их адаптации к обучению в средней школе выступила анкета, состоящая из тринадцати вопросов, три из которых открытого типа, 10 - закрытого. Также анкета включала в себя методику незаконченных предложений Прихожан. Выборку составили 18 учеников 5 класса МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа», среди них 10 мальчиков и 8 девочек. Количественные и качественные результаты нашего исследования будут представлены в следующем параграфе.

Второй этап исследования проходил в МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа». Выборку составили те же ученики (6 класс), 7 девочек и 8 мальчиков. Анкета была модифицирована согласно некоторым изменениям в структуре обучения, произошедшим за год, и составила 12 вопросов: 9 закрытого типа и 3 открытого. Также анкета включала в себя методику незаконченных предложений Прихожан.

Третий этап исследования проходил в 2012 году в МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа». Выборку составили те же ученики (7 класс), 9 девочек и 10 мальчиков. Анкета была модифицирована согласно некоторым изменениям в структуре обучения, произошедшим за год, и составила 12 вопросов: 9 закрытого типа и 3 открытого. Также анкета включала в себя методику незаконченных предложений Прихожан. Помимо этого использовался подростковый опросник Айзенка и тест школьной тревожности Филлипса.

Четвертый этап исследования проходил в 2013 году в МОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа». Выборку составили те же ученики (8 класс), 7 девочек и 12 мальчиков. Анкета была модифицирована согласно некоторым изменениям в структуре обучения, произошедшим за год, и составила 12 вопросов: 9 закрытого типа и 3 открытого. Также анкета включала в себя методику незаконченных предложений Прихожан. Помимо этого использовался подростковый опросник Айзенка, тест школьной тревожности Филлипса и методика «Рисунок несуществующего животного».