Зарождение и эволюция психики

реферат

2. Эволюция психики животных

Чем дальше мы продвигаемся по лестнице биологической эволюции, тем очевиднее, что движение животного управляется психическим отражением воздействующих свойств действительности. Деятельность на ранних этапах эволюции регулируется и побуждается отражением ряда отдельных свойств; восприятие действительности никогда, следовательно, не является восприятием целостных вещей. На ранних этапах развития психики среди множества одновременных или последовательных воздействий в качестве ведущего воздействия выделяется именно то, которое находится в определенной связи с предметом потребности животного. Иными словами, среди многочисленных воздействий в качестве ведущего выделяется воздействие, имеющее жизненно важное сигнальное значение, то есть сигнализирующее о предмете потребности животного. Все остальные воздействия образуют как бы фон, с которым приходится считаться практически развертывающемуся процессу поведения. Однако «фоновое» поведение достигает у животных большой степени сложности. Итак, на раннем этапе развития психики появляется элементарная форма чувственного отражения, а именно -- отражение отдельных воздействий, сигнализирующих о предмете потребности, на который направлена активность животного. Автор гипотезы о происхождении и развитии психики в филогенезе А.Н. Леонтьев пишет: «Под «чувственным» имеется в виду не только познавательная сторона процесса отражения, а и его «переживаемая» эмоциональная сторона. В широком смысле «чувственное» означает эмоционально-сенсорное, эмоционально окрашенное сенсорное отражение. Такое расширительное понимание «чувственности» полностью относится к отражению предмета, на который направлена деятельность, то есть биологически значимого предмета. Подчеркивая, что сигнал от биологически значимого предмета имеет биологический жизненный смысл, мы тем самым подразумеваем, что он имеет положительную или отрицательную эмоциональную окрашенность; выступая в этом качестве, чувственность понимается как обладающая важным для жизни эмоциональным аффективным значением» А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. - М., 2000, Лекция 9

В результате постепенного усложнения деятельности и чувствительности животных мы наблюдаем возникновение развернутого несоответствия, противоречия в их поведении. В деятельности рыб (и, по-видимому, некоторых других позвоночных) уже выделяется такое содержание, которое объективно отвечает воздействующим условиям; для самого же животного это содержание связывается с теми воздействиями, по отношению к которым направлена их деятельность в целом. Иначе говоря, деятельность животных фактически определяется воздействием уже со стороны отдельных вещей (пища, преграда), в то время как отражение действительности остается у них отражением совокупности отдельных ее свойств. В ходе дальнейшей эволюции это несоответствие разрешается путем изменения ведущей формы отражения и дальнейшей перестройки общего типа деятельности животных; совершается переход к новой, более высокой стадии развития отражения.

Следующая за стадией элементарной сенсорной психики вторая стадия развития может быть названа стадией перцептивной психики. Она характеризуется способностью отражения внешней объективной действительности уже не в форме отдельных элементарных ощущений, вызываемых отдельными свойствами или их совокупностью, но в форме отражения вещей. Переход к этой стадии развития психики связан с изменением строения деятельности животных, которое подготавливается еще на предшествующей стадии. А.Н. Леонтьев поясняет: «Это изменение в строении деятельности заключается в том, что уже наметившееся раньше содержание ее, объективно относящееся не к самому предмету, на который направлена деятельность животного, а к тем условиям, в которых этот предмет объективно дан в среде, теперь выделяется. Это содержание уже не связывается с тем, что побуждает деятельность в целом, но отвечает специальным воздействиям, которые его вызывают» А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. - М., 2000, Лекция 10.

На разных уровнях стадии перцептивной психики стоит большинство существующих ныне позвоночных животных. Переход к этой стадии, по-видимому, связан с переходом позвоночных к наземному образу жизни.

Психика большинства млекопитающих животных остается на стадии перцептивной психики, однако наиболее высокоорганизованные из них поднимаются еще на одну ступень развития: происходит переход на стадию интеллекта. Говоря о стадии интеллекта, прежде всего, имеют в виду деятельность антропоидов, то есть человекообразных обезьян. Классические опыты, посвященные поведению наших далеких «родственников», принадлежат В. Келеру, Р. Йерксу в США, И.П. Павлову в Колтушах. Когда говорят о высших обезьянах, то всегда в голову приходят, прежде всего, опыты с употреблением палки. Низшие обезьяны без дрессуры, без выработки соответствующего навыка не обращаются к палке. Этот акт объясняется образом жизни обезьян, то есть тем, что в естественной обстановке легкая низшая обезьяна доберется до плода там, где более тяжелая высшая обезьяна будет вынуждена прибегнуть к помощи палки, чтобы сбить или придвинуть к себе ветку с плодом. А.Н. Леонтьев развивает мысль об интеллектуальной стадии развития психики: «Поведение человекообразных обезьян не может быть описано только в терминах переноса. Я как-то пробовал описать его в терминах фазности поведения: подготовительная и исполнительная фазы действия. Подготовительное и исполнительное действия относятся к категории способов действия, представляют собой известные системы операций. Так, нужно раньше достать палку, а потом достать плод. Само по себе доставание палки приводит к овладению палкой, а не плодом. Это -- первая фаза. Вне связи со следующей фазой она лишена какого бы то ни было биологического смысла -- это и есть фаза подготовления. Вторая фаза -- употребление палки -- является уже фазой осуществления деятельности в целом, направленной на удовлетворение данной биологической потребности животного. Отметим, что фаза подготовления связана у обезьяны не с палкой как таковой, а с объективным отношением палки к плоду» А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. - М., 2000, Лекция 11.

3. Развитие сознания

В чем заключается характерная особенность высшей формы психического отражения, впервые возникающей у человека? Что порождает новые высшие формы психического отражения, которые обозначаются общим понятием «сознание»? А.Н. Леонтьев пишет: «При исследовании истории возникновения и развития психики выявляется тот капитальный факт, что возникновение и развитие психики имеет в своей основе усложнение образа жизни живых существ, усложнение их деятельности, которая осуществляет их связи с внешним миром. Можно сделать общий вывод, что каков образ жизни живого существа, такова и его форма психического отражения. Или, иными словами, каково строение его деятельности, таково и строение психического отражения реальности. Отсюда следует, что и сознание как высшая и важнейшая, но не единственная форма отражения у человека порождается тем коренным изменением образа жизни, и, соответственно, коренным изменением самого строения деятельности, которые происходят при переходе человека к обществу, основанному на труде» А.Н. Леонтьев. Лекции по общей психологии. - М., 2000, Лекция 12. Переход к опосредствованному орудиями труда и отношениями к другим людям образу жизни приводит к ряду очень важных изменений. Первое, главнейшее из них, состоит в том, что в условиях жизни в обществе, основанном на труде, деятельность становится продуктивной. Это значит, что она находит свое выражение в некотором вещественном продукте производства. В качестве опосредствующего звена в деятельности общения выступает язык. А.Н. Леонтьев выдвигает гипотезу о происхождении сознания, развитие которого тесно связано с развитием языка и совместной деятельности. Первоначально собственно трудовые действия людей и их общение представляют единый процесс. Иными словами, в первоначальной форме феномены общения выступают как своеобразные способы, средства осуществления производства, которые затем трансформируются, образуя язык. Наряду с орудием, являющимся коллективным носителем операций и тем самым носителем опыта предшествующих поколений, возникает и новый способ общения -- общение, опосредствованное языком. Итак, при переходе к человеческому обществу происходят два коренных изменения:

1)возникновение трудовой, опосредствованной орудиями деятельности, которая является продуктивной, то есть преобразующей вещество природы так, что возникает некоторый продукт;

2)возникновение языка, необходимо порождаемого складывающимися в процессе труда отношениями человека к другим людям.

Эти новые отношения и требуют появления новых способов общения трудового коллектива -- способов общения посредством языка, передающегося из поколения в поколение и усваиваемого отдельным индивидом в форме овладения исторически выработанными средствами общения.

Трудовая деятельность, общение, язык, которые сами по себе не могут осуществляться вне общества и определили развитие сознания в филогенезе. Подводя итог, А.Н. Леонтьев отмечает: «Действительное объяснение сознания лежит в общественных условиях и способах той деятельности, которая создает его необходимость, - в деятельности трудовой. Эта деятельность характеризуется тем, что происходит ее овеществление в продукте» А.Н.Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. - www. mywork.ru. Глава 2

.

Сознание человека позволяет отражать не только предмет потребности, условия задачи, но и то, что не попадает непосредственно, ни в ближней, ни в представимой дальней перспективе, в «поле интересов» человека. Такого рода многоуровневое, многослойное отражение позволяет человеку не только приспосабливаться к реальности, но и преобразовывать ее, и даже выстраивать новые «миры». Сознание способно изменить окружающую действительность, как к лучшему, так и разрушить ее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Приведенный в данной работе материал позволяет сделать ряд обобщений. В связи с усложнением отражения, связанного, хотя и неоднозначно, со степенью развитости нервной системы, происходит изменение поведения и деятельности на разных стадиях эволюции.

Критерием психического согласно гипотезе А.Н. Леонтьева (позже дополненной и развитой К.Э. Фабри) выступает появление специфической чувствительности, отличной от простой раздражимости. Чувствительность предполагает, что животное способно реагировать на биологически нейтральные воздействия, косвенно связанные с возможностью удовлетворения потребностей.

На стадии элементарной сенсорной психики животное улавливало относительно простые сигналы и реагировало на них относительно несложными движениями.

У животных, обладающих центральной нервной системой можно наблюдать и гораздо более сложные формы поведения, которые развертываются в виде сложных программ (инстинктов).

На стадии интеллекта животное уже в состоянии решать двухфазные задачи, использовать в качестве готовых орудий подручные средства. А не просто руководствоваться высокоцелесообразными инстинктами.

Особого внимания заслуживает проблема возникновения и развития сознания. А также роли трудовой деятельности, изготовления орудий труда, общения, речи и языка в его появлении и усложнении в процессе развития человеческого вида.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1998;

Де Шарден Пьер Тейяр. Феномен человека. - М., 1987;

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - www. mywork.ru;

Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М., 2000;

Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. Эволюционное введение в психологию. - Режим доступа: psycology.ru.

Делись добром ;)