logo
PR и пропаганда: сходство и различия

Введение

Одна из основных тенденций развития современного общества заключается в резко возросшем значении информационных технологий. Именно они сегодня оказывают решающее воздействие на изменения, которые происходят в социальной структуре общества, экономике, в целом на развитие институтов демократии. При этом под информационными технологиями понимается не только техническая (телекоммуникационная или иная) составляющая, но и методы, средства, приемы, связанные с распространяемой информации, и их влияние на формирование новых и разрушение старых ценностей, норм, форм поведения и т.д.

Становление информационного общества может быть охарактеризовано многими чертами. Так, к числу положительных черт относят, например, решение проблемы информационного кризиса, т.е. разрешено противоречие между информационной лавиной и информационным голодом, формирование информационного единства всей человеческой цивилизации, свободный доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации и т.д.

Однако кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции - все большее влияние на общество средств массовой информации, проблема отбора качественной и достоверной информации и пр. К числу наиболее опасных источников угроз относится существенное расширение возможности манипулирования, как сознанием человека, так и целых социальных групп. Все чаще средствами массовой коммуникации подменяются понятия "пропаганда" и "PR". Многие не видят в них особой разницы. Иногда поверхностный подход к пониманию деятельности PR противоречит принципам социальной ответственности институтов гражданского общества, фактически подталкивая к тому, чтобы относиться к общественности как к объекту обмана, манипулирования исключительно в эгоистических интересах субъектов, благоприятный (или неблагоприятный) имидж которых создается любой ценой.

Однако отождествление данных терминов некорректно, так как, в отличие от PR, для пропаганды не существенно этическое содержание, а правильные слова при ее проведении используются главным образом в эгоистических интересах. При этом может возникнуть необходимость в искажении фактов или даже в их фальсификации для достижения цели, в то время как цель, к которой стремится PR, не может быть оправдана использованием лживых, вредных или сомнительных средств.

Целью данной работы является исследование проблемы определения сходства и различия в сущности понятий "пропаганда" и "PR".

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- дать определение понятию "пропаганда", охарактеризовать ее основные черты;

- проследить историю исследования психологии пропаганды;

- охарактеризовать исследования в области влияния на целевую аудиторию PR;

- сделать выводы о сходстве и различии пропаганды и PR.

Объект исследования - PR и пропаганда. Предметом исследования являются сущностные характеристики пропаганды и PR.

Методической основой исследования послужили работы таких авторов как: Блэк С., Войтасик Л., Г.С. Джоуэтт, В. ОДоннел, Дубровин И.А., Китчен Ф., Почепцов Г.Г., Тиккер Э., Цуладзе А. М. и др.

Структурно работа включает введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы.