«Эффекты возникающие при восприятии»
Чтобы обеспечить прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо брать в расчет различные «эффекты», возникающие при восприятии людьми друг друга.
Исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола, эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.
Сущность эффекта ореола заключается в формировании специфической установки на воспринимаемого через приписывание ему определенных качеств. Информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, исполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления.
Тесно связаны с эффектом ореола эффекты первичности и новизны. Они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотипизации. В широком смысле слова стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.
Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-либо профессии.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека, когда образ «другого» заменяется штампом, что помогает сократить процесс познания.
Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.
- Лекция 1 общение как процесс
- Структура общения
- Общение как коммуникация
- Виды коммуникативного процесса
- Знаковые системы общения
- Общение как взаимодействие
- Тактики поведения и типы взаимодействия
- Теории межличностного взаимодействия
- Общение как восприятие (перцептивная сторона общения)
- Механизм межличностной перцепции
- «Эффекты возникающие при восприятии»
- Аттракция
- Лекция 2 приветствие
- Рукопожатие
- Лекция 3 знакомство
- Правила поведения в общественных местах
- Деловой завтрак, чай, деловой обед, обед-буфет, деловой ужин, бокал шампанского, журфикс, барбекю
- Лекция 4 визуальные средства общения
- Ноги и ступни в положении стоя
- Походка
- Пантомимика (позы, осанка, посадка головы). Ноги и различные способы посадки.
- Плечевой пояс и верхняя часть тела.
- Мимика Направление взгляда, визуальные контакты
- Особенности «языка» глаз
- Движение глаз (взгляды)
- Проксемика
- Техника включения и исключения партнера из разговора
- Позиция за столом
- Столы для переговоров
- Экзаменационные вопросы по курсу «Деловое общение»