14. Ощущения. Виды ощущений.
Ощущение - непосредственное чувственное отражение отдельных свойств и качеств воспринимаемого. Ощущение является одним из видов когнитивных психических процессов.
Ощущения классифицируют следующим образом:
1) экстероцептивные (внешние) а)дистантные (зрительные, слуховые) б) контактные (осязательные, вкусовые, обонятельные)
2) интероцептивные (органические)
3) проприоцентивные (движение и равновесие).
Каждый рецептор реагирует на определенный тип раздражителей. Поэтому можно выделить следующие виды ощущений:
— зрительные — возникают под воздействием световых лучей на сетчатку глаза;
— слуховые — вызываются звуковыми волнами речи, музыки или шума;
— вибрационные — способность улавливать колебания упругой среды (вода, воздух, земля, предметы); это разновидность слуховой чувствительности, слабо развитая у человека, но используемая дельфинами, летучими мышами и др. (эхолокация, ультразвук);
— обонятельные — отражают запахи окружающих предметов;
— вкусовые;
— кожные: тактильные (ощущение прикосновения), температурные и болевые. Очень чувствительны к прикосновениям ладони, кончики пальцев и губы — ими мы осязаем. Болевые ощущения имеют сильную эмоциональную окраску — их хорошо слышно или видно другим людям. Температурная чувствительность различна на разных участках тела: наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь;
— статические — сигнализируют о положении тела в пространстве;
— органические — чувство голода, жажды, насыщения, боли, сексуальные ощущения.
Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из 3-х частей: 1. рецептор (преобразует энергию внешнего воздействия в нервные сигналы), 2. проводящие нервные пути, 3. мозговой центр в коре головного мозга. Все анализаторы обладают специфической возбудимостью.
Характеристики анализаторов:
1.У всех анализаторов есть нижний и верхний порог различения (диапазон чувствительности).
2.Оперативный порог различения (максимальная точность и скорость различения)
3.Временной порог.
4.Период реакции (от воздействия раздражителя до возникновения ощущения)
5.Интенсивность ощущения прямо пропорционально силе раздражителя.
- 1. Психология как наука
- 2. Методы психологии.
- 4. Бихевиоризм.
- 52.Общение. Основные функции и стороны процесса общения.
- 5. Глубинная Психология.
- 7. Вершинная психология( Гуманистич)
- 9. Сознание и деятельность.
- 11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
- 12. Психические процессы, состояния и свойства в структуре психики.
- 13. Восприятие.
- 14. Ощущения. Виды ощущений.
- 15. Внимание. Качества внимания.
- 16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.
- 17. Память. Виды памяти.
- 18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.
- 19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.
- 20. Стадии развития мышления в онтогенезе.
- 21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.
- 22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
- 23. Эмоции в сфере психики. Виды эмоциональных состояний.
- 24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.
- 25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.
- 26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
- 27. Волевая регуляция психических процессов и деятельности. Функции воли. Стадии волевого процесса.
- 28. Темперамент. Типы темперамента.
- 29. Характер. Акцентуация характера.
- 30.Экстраверсия и интроверсия как типологич. Хар-ки психики.
- 31. Учение о психологических типах Юнга.
- 34.Психоаналитическая концепция личности.
- 35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.
- 36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.
- 37.Ответственность.Формирование локуса контроля.
- 38. Интересы, ценности и личностные смыслы.
- 40. Развитие личности ребёнка в младшей школе и задачи педагогики.
- 42. Развитие личности взрослого человека, внешние педагогические воздействия и самовоспитание.
- 43. Самоактуализирующаяся личность.
- 44. Группа. Виды групп.
- 45. Малая группа.
- 46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
- 47. Лидерство. Стили лидерства.
- 48. Развитие группы. Групповая сплочённость.
- 49. Конформность как групповой феномен.
- 54.Вербал и невербальная коммуникация.
- 56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)
- 57. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтн ситуации.
- 58. Воспитание как педагогический процесс.
- 59. Образование как соц феномен и педагогич процесс.
- 60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
- 61. Психология таможенного коллектива
- 62. Особенности общения таможенного специалиста с подконтрольными лицами.