31. Трудовое поведение.
Трудовое поведение - это исполнительная сторона трудовой деятельности, внешнее ее проявление. Однако за внешне идентичными трудовыми поступками может быть скрыта разная по своей внутренней направленности трудовая деятельность.
В трудовой деятельности возможна ориентация непосредственно на:
-общественную значимость труда, когда работник стремится выполнять наиболее важную и нужную для общества работу, даже если она не всегда интересна с точки зрения содержания труда или выгодна с точки зрения его оплаты;
-содержание труда, когда работник стремиться найти наиболее интересную, разнообразную, творческую работу, открывающую возможности для повышения квалификации;
-заработную плату, когда работник стремится работать сверхурочно или выполнять высокооплачиваемые работы для увеличения своего заработка;
-условия труда, когда работник стремится к работе с нормальными условиями труда, с удобной сменностью, хорошим микроклиматом в коллективе, даже при более низкой оплате или невысокой содержательности труда.
Потребности и интересы характеризуют внутреннюю обусловленность трудового поведения. Следует отметить, что люди включаются в трудовую деятельность не только из внутренней потребности, но и под внешним воздействием. Внешне трудовое поведение обусловливается трудовой ситуацией-комплексом условий, в которых протекает трудовой процесс. Трудовая ситуация влияет на развитие и проявление личных потребностей и интересов. Она включает в себя стимулирование и ценностно-нормативное управление-социальный контроль и состоит из следующих основных элементов:
-стимулов труда, оказывающих опосредованное влияние на поведение работников;
-плановых и оценочных показателей, выступающих критериями трудовой активности и выполняющих функции ценностей труда;
-административных решений (приказов, распоряжений), оказывающих прямое волевое воздействие на поведение работников;
-ценностей и норм поведения, присущих трудовому коллективу и ожидаемых в поведении его членов.
Виды трудового поведения: 1. субъекты поведения (индивидуал, коллективн); 2. производственная ф-ция (исполнительское, управленческое); 3. степень соответствия принятым нормам (нормативное, отклоняющееся); 4. характер мотивации (ценностное, ситуативное).
Также выделяют функциональное п. (связано с выполн-ем физич или умств труда), экономическое п.(дорыночное, рыноч, псевдорын), организационное и административное п., стратификационное п.( связ с профессионал, трудовой карьерой), адаптивно-приспособленческое п. (приспос-е работника к новым профес статусам, ролям, требованиям технол среды и т.д. Подвиды: конформистское и конвенциональное), церемониальное и субординационное, деструктивное п. (противоправное; административно-управленч, связанное с превыш-ем прав и полномочий, с прямым невып-ем обяз-тей; дисфункциональное (профес некомпетентность); индивидуально-целевое (эгоистический х-ер); групповой эгоизм; имитационное поведение; консервативное; девиантное).
Социальная регуляция трудового поведения, социальный механизм трудовой активности персонала находящихся под влиянием разнообразн факторов-стимулов и факторов-тормозов(действующих на ур-не предприятия): 1. понимание всем персоналом экономических и юридич принципов функц-ния акционерной собственности, ощущение четкой зависимости своего благосостояния как от достижений предприятия в целом, так и от своего личного труд вклада; 2. возможность рабочих участвовать в управлении своим предприятием.
- 5.Структура формирования трудовых ресурсов.
- 6.Трудовой потенциал человека.
- 7.Компоненты трудового потенциала.
- 8.Качество и уровень жизни персонала.
- 15.Сущность теории человеческого капитала.
- 16.Интеллектуальный капитал, его структура и методы измерения.
- 17.Интеллектуальная собственность: сущность, виды, значение.
- 28.Основы профессиональной этики.
- 29.Понятие о трудовом коллективе.(лекции)
- 30.Стадии формирования коллектива.
- 31. Трудовое поведение.
- 32.Отношение к труду и удовлетворенность трудом.
- 33.Трудовая адаптация работника в коллективе.
- 34.Сущность и причины трудового конфликта.
- 35.Формы разрешения трудового конфликта.
- 36.Социальная защита и социальные гарантии.
- 37.Социальные институты и механизм социальной защиты работника.
- 38.Рынок труда: сущность, содержание, структура.(лекции)
- 39.Сегменты рынка труда. (лекции)
- 40.Спрос и предложение на рынке труда.
- 41.Понятие занятости. Типы безработицы.
- 44. Создание сильной команды.
- 45. Работа с неформальными лидерами.
- 46. Социально-психологические основы руководства коллективом.
- 47. Внешние источники привлечения персонала.
- 48. Внутренние источники привлечения персонала.