logo
Godfrua_Chto_takoe_psikhologia_t1_1996

Материал для самопроверки

Заполнить пробелы

  1. Можно выделить три главные разновидности научения: выработку.....поведения, выработку.....поведения и.....научение.

  2. При выработке.....форм поведения организм реагирует на внешние стимулы.

  3. При выработке.....форм поведения выбор той реакции, которая будет закрепляться, зависит от того, будет ли она приводить к удовлетворению потребностей организма.

  4. ......виды научения требуют.....ситуации с учетом.....опыта и имеющихся .....; в результате такой оценки принимается наиболее.....решение.

  5. ......и..... – это примитивные формы научения, при которых организм относительно однотипно реагирует на.....стимулы.

  6. В основе классического обусловливания лежат врожденные реакции, имеющиеся в поведенческом.....животного.

  7. Врожденные рефлексы называют также....., так как для их проявления не нужны никакие другие специфические....., кроме воздействия определенного ......

  8. Условным называют раздражитель, который вначале был....., а затем постепенно стал вызывать рефлекс в результате многократного.....с безусловным стимулом.

  9. Оперантные формы поведения – это такие....., которые животное совершает над окружающими объектами, чтобы получить желаемый......

  10. Научение методом.....и.....состоит в том, что поведение, приводящее к.....результату, закрепляется, а бесполезные формы поведения......

  11. ...... – это любое событие или раздражитель, который.....вероятность того, что данное поведение будет повторяться.

  12. ......более сложных реакций осуществляется путем последовательных......

  13. Избегание.....ситуации – это отрицательное....., повышающее вероятность того, что соответствующее поведение будет......

  14. Наказание приводит к.....определенной формы поведения, так как это поведение каждый раз влечет за собой.....последствия.

  15. Первичное подкрепление сводится к подкреплению.....потребности.

  16. ......происходит в том случае, если перестает подаваться.....раздражитель или подкрепление.

  17. При.....те поведенческие реакции, которые перестают сопровождаться .....стимулом или подкреплением,....., и сохраняются только реакции на подкрепляемые стимулы.

  18. Генерализация – это распространение ..... рефлекса на иные стимулы, сходные с первоначальным, или на ситуации, сходные с той, в которой ранее давалось подкрепление.

  19. ......научение – это научение путем наблюдения, при котором индивидуум воспроизводит поведение.....в зависимости от того, каковы для нее..... этого поведения.

  20. При.....научении в мозгу формируются.....карты, основанные в большей степени на значении стимулов, чем на.....между стимулом и реакцией.

  21. При научении сложным.....навыкам на когнитивной стадии вырабатываются когнитивные......

  22. Внутреннее упорядочивание элементов задачи, в результате которого приходит решение этой задачи, называется......

  23. Решение задачи путем.....обычно осуществляется в два этапа: на первом систематизируются данные, имеющие отношение к задаче, а во втором выдвигаются и проверяются различные......

  24. В формировании понятий участвуют два процесса:.....и......

  25. ...... – это специфический для каждого данного вида процесс развития, при котором организм, пройдя ряд последовательных этапов, достигает стадии ......, причем эта стадия различна для каждого органа или отдельной функции.

  26. ......периоды – это такие периоды, во время которых организм наиболее..... к определенным влияниям окружающей среды.

  27. Если сознание изменено под действием психотропного препарата, то....., выработанная в процессе научения, сохраняется, а.....выполнения задачи может измениться.

  28. ......уже имеющегося опыта при обучении новой форме поведения может либо....., либо.....освоение новой задачи.

  29. В случае, если прежний опыт и новая информация относительно сходны, чаще всего имеет место.....перенос.

Верно или неверно?

  1. Приобретенное поведение – это поведение, в котором наступили относительно стойкие изменения.

  2. Реактивные формы поведения – это такие акты, для научения которым необходимы активные действия над окружающими объектами.

  3. Сенсибилизация возникает в том случае, когда повторное или непрерывное раздражение перестает приводить к активации организма.

  4. Импринтинг можно рассматривать как оперантную форму поведения.

  5. Безусловные рефлексы всегда входят в поведенческий репертуар организма.

  6. Безусловный раздражитель – это индифферентный раздражитель, который начинает вызывать реакцию при сочетании с условным раздражителем.

  7. В соответствии с законом эффекта вероятность повторения реакции зависит от того, приводит ли она к желательным или нежелательном для индивидуума последствиям.

  8. Подкрепляющий фактор – это любое событие, повышающее вероятность повторения поведенческой реакции.

  9. Метод формирования реакций состоит в том, что заставляют несколько раз повторять ту реакцию, которую необходимо выработать.

  10. Отрицательное подкрепление приводит к исчезновению нежелательной поведенческой реакции.

  11. Угасание поведенческой реакции происходит в том случае, если безусловный раздражитель или подкрепляющий фактор перестают предъявляться.

  12. Дифференцировка – это процесс, при котором угасают неподкрепляемые поведенческие реакции, но сохраняются подкрепляемые.

  13. Викарное научение – это усвоение какой – либо формы поведения в зависимости от тех последствий, к которому она приводит для самого обучающегося индивидуума.

  14. При латентном научении формируются когнитивные стратегии, программирующие будущую деятельность.

  15. При инсайте происходит интеграция сведений, имеющихся в памяти и поступающих из внешней среды, и в результате формируются гипотезы.

  16. Чем богаче опыт, уже имеющийся у субъекта, тем разнообразнее будут гипотезы и тем больше вероятность того, что одна из них сможет дать решение задачи.

  17. Понятия – это категории, позволяющие упорядочивать наш опыт и восприятие мира, объединяя их в абстрактную концепцию.

  18. Созревание – это уровень зрелости, которого достигает организм в процессе развития, проходя ряд последовательных этапов, сходных у всех особей данного вида.

  19. Критический период – это тот период развития, во время которого научение крайне затруднено.

  20. Отрицательный перенос возможен в том случае, когда новая информация слишком сходна с имеющейся, хотя и отлична от нее.

Выбрать правильный ответ

1. Какая из перечисленных форм научения относится к реактивным типам поведения:

а) метод проб и ошибок;

б) латентное научение;

в) сенсибилизация;

г) все перечисленные формы.

2. Световой сигнал, вызывающий отдергивание лапы, если за ним следует электрический удар, – это

а) условный раздражитель;

б) безусловный раздражитель;

в) безусловный рефлекс;

г) индифферентный раздражитель.

3. Представим себе, что ребенок как – то приласкал собаку, а та на него внезапно залаяла, и в результате он стал бояться всех собак вообще. Что является в данном случае безусловным раздражителем:

а) боязнь собак;

б) собака;

в) лай;

г) ласка.

4. При выработке оперантных форм поведения

а) организм относительно пассивен;

б) индивидуум вырабатывает когнитивные стратегии;

в) после условного раздражителя должен следовать безусловный.

г) Ни один из этих ответов не верен.

5. Научение методом проб и ошибок

а) основано на законе эффекта;

б) осуществляется благодаря случайным поведенческим реакциям;

в) состоит в том, что число ошибок по мере увеличения числа проб снижается.

г) Все ответы верны.

6. Формирование реакций всегда осуществляется

а) путем ассоциаций между индифферентным и безусловным раздражителями;

б) путем последовательных приближений;

в) благодаря случаю;

г) путем наблюдения за моделью.

7. Если животное хочет пить и получает воду в поилку после нажатия на рычаг, то эта вода служит для него

а) подкрепляющим агентом;

б) подкреплением;

в) условным рефлексом;

г) фактором формирования реакции.

8. Отрицательное подкрепление – это такое подкрепление, которое приводит

а) к быстрому угасанию реакции;

б) к ее формированию;

в) к ее исчезновению;

г) к торможению.

9. Наказание

а) действует так же, как отрицательное подкрепление;

б) способствует развитию других инициативных форм поведения;

в) препятствует определенной форме поведения.

г) Все ответы неверны.

10. Процесс, при котором индивидуум начинает воспроизводить одну и ту же поведенческую реакцию во всех ситуациях, сходных с той, в которой раньше происходило подкрепление, называется

а) генерализацией;

б) дифференцировкой;

в) подражанием;

г) воспроизведением.

11. При научении путем наблюдения

а) индивидуум просто – напросто подражает модели;

б) модель должна осуществлять очень простое поведение;

в) вероятность подражания модели выше, если модель в результате данного поведения вознаграждается.

г) Все ответы верны.

12. Викарное поведение осуществляется

а) путем простого подражания модели;

б) с учетом тех последствий, которые оно имеет для модели;

в) после переструктурирования ситуации высшими психическими процессами.

г) Все ответы верны.

13. При латентном научении индивидуум научается

а) понимать значение раздражителя;

б) разрабатывать когнитивные карты;

в) использовать все то, чему он научился в результате подкрепления.

г) Все ответы верны.

14. При освоении сложных психомоторных навыков вырабатывается когнитивная стратегия, необходимая для того, чтобы

а) концентрировать внимание на различных сторонах задачи;

б) программировать деятельность в зависимости от характера задачи;

в) воспроизводить различные элементы поведения в определенном порядке.

г) Все ответы верны.

15. Особенность инсайта заключается

а) в способе выработки гипотез;

б) в оригинальности решения;

в) в выработке когнитивных стратегий.

г) Все ответы неверны.

16. При научении путем рассуждений разработка гипотез

а) начинается после учета исходных данных задачи;

б) позволяет установить связи между этими данными;

в) лишь в редких случаях опирается на предшествующий опыт.

г) Все ответы верны.

17. Первая стадия выработки понятий состоит

а) в обобщении;

б) в дифференцировке;

в) в абстрагировании.

г) Все ответы неверны.

18. Развитие организма

а) определяется генотипом каждого индивидуума;

б) специфично для каждого вида;

в) зависит от внутреннего процесса созревания.

г) Все ответы верны.

19. Критические периоды – это такие периоды развития, во время которых

а) научение затруднено;

б) организм достигает зрелости;

в) организм более восприимчив к тому или иному научению;

г) созревание осуществляется быстрее всего.

20. Эффективность деятельности, связанной с тем или иным научением, зависит

а) от состояния сознания;

б) от стресса;

в) от ситуации, в которой эта деятельность осуществляется.

г) Все ответы верны.