logo
Malkina_piyh_I

Занятие 5. «Эмоции правят мною или я ими»

а) Бывают ли бесполезные или стопроцентно вредные чувства, от которых желательно избавиться, вовсе их не испытывать?

б) Бывают ли чувства, не приносящие никакого вреда?

Организуется дискуссия по данным проблемам.

Ведущий: «Итак, все согласны с тем, что всякое чувство, которое испытывает человек, несет какое-то положительное сообщение, но может иметь и отрицательные последствия.

Давайте еще раз подвергнем это наше предположение экспериментальной проверке. Вдруг удастся его опровергнуть».

1. Группа разбивается на пары (роли «глины» и «скульптора»).

а) «Скульптор» лепит эмоцию.

б) «Далее следует наделить скульптуру даром разумной речи. Вообразите, что скульптор вылепил свое чувство, а оно заговорило и сообщает творцу, зачем оно его посетило. Если наша гипотеза верна и каждое чувство несет какое-то полезное сообщение, то мы его услышим. И наоборот, можно предположить, что бывают абсолютно бесполезные чувства, которые непонятно зачем нас посещают».

в) Человек, с благодарностью выслушав полезное сообщение посетившего его чувства, может, если он хозяин своих чувств, предусмотреть и предотвратить отрицательные последствия своих эмоций. Истинный хозяин своего чувства в состоянии дать ему достойный ответ: попросить его не причинять никаких неприятностей. Каждая пара «секретно» договорилась, какое чувство будет изображено и какое сообщение оно принесет своему хозяину.

2. Создается «скульптура» страха.

3. Полезное сообщение страха: «Будь осторожен! Не спеши. Разберись в обстановке».

Ответ: «Спасибо за предупреждение. Но, пожалуйста, не бери меня за горло, не разрастайся. Иначе я совсем потеряю голову и не смогу вообще ничего делать!».

4. а) Следует назвать чувство.

б) Дискуссия: подтверждается или опровергается гипотеза о двойной позитивно-негативной природе этого чувства.

Первая часть работы выполняется письменно: участники договорились, какое чувство будет подвергнуто исследованию, делается запись:

а) название чувства;

б) две реплики диалога – сообщение самого чувства и ответ хозяина.

Гнев:

Человек: Зачем ты пришел ко мне?

Гнев: Предупредить тебя. Ты должен сдержать свой гнев.

Человек: Я тебе очень благодарен за это.

Гнев: Если ты не будешь сдерживать свои чувства, то это может привести тебя к неприятности.

Чувство вины:

Чувство: Попроси прощения, а то тебя будет мучить совесть.

Человек: Я не буду унижаться!

Чувство: Послушай меня! Ты не найдешь покоя, пока не сделаешь этого!

Человек: Хорошо, я послушаю тебя. Но это будет в последний раз.

Чувство сообщает человеку некую сверхсрочную информацию, которую стоит принять к сведению и использовать. Хозяин предупреждает негативные последствия «разгулявшихся» страстей.

Хочу ли я быть хозяином своих чувств, управлять своими эмоциями?

Выводы:

1. Нельзя «закрыть рот» своим чувствам.

2. Необходимо их выслушать.

3. Нельзя давать им волю, чтобы они не стали слишком большими.

4. Как владеть своими чувствами, чтобы они не разрастались?

а) как это делать?

б) надо ли это делать?

в) зачем и кому?

Подведение итогов, пожелания, выражение эмоций, прощание.