Социальная адаптация ребенка Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение
Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение по существу должна начинаться вскоре после рождения и складываться из организации правильного режима дня с последовательным чередованием сна, кормлений, бодрствования, рационального питания со своевременным введением всех видов прикорма и твердой пищи, проведения мероприятий по закаливанию, выполнения графика вакцинации и пр.
«Созревшими» для детского сада считаются дети, которые отличаются самостоятельностью, общительностью, играют со сверстниками, способны внимательно и до конца выслушивать рассказ или сказку, быстро запоминать новую информацию, умеют контролировать свои функции выделения.
Непосредственная подготовка детей проводится не менее чем за 2-3 месяца до поступления в дошкольное учреждение. Необходимо осуществить визит к участковому педиатру, который отмечает в истории развития ребенка, что ребенок готовится к поступлению в дошкольное учреждение и намечает план подготовки.
План подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение:
Максимальное приближение домашнего режима к режиму детского учреждения (организация сна, кормлений, бодрствования).
Исключение вредных привычек (кормление из бутылочки, пользование пустышкой, укачивание и др.).
Своевременное проведение профилактических прививок в соответствии с индивидуальным календарем и направление в детское учреждение не раньше, чем через 2-3 недели после проведенной прививки.
Своевременное оздоровление и лечение сопутствующих заболеваний (анемия, экссудативный диатез и др.) и очагов хронической инфекции.
При сочетании факторов риска в биологическом (осложненная беременность, родовая травма и пр.) и социальном (негативное воздействие семьи) анамнезах необходимы консультации психолога, а по показаниям и других специалистов, выполнение рекомендаций по адаптации ребенка к детскому учреждению.
Систематические консультации родителей по вопросам воспитания здорового ребенка (в поликлинике и при проведении патронажа на дому).
Медицинская сестра должна ознакомить родителей с особенностями питания в дошкольном учреждении, проконтролировать выполнение назначений врача по оздоровлению ребенка (санация полости рта, очагов хронической инфекции, лечение фоновых заболеваний).
Перед поступлением в дошкольное учреждение проводят всестороннее обследование ребенка с последующей оценкой развития и состояния здоровья, условий быта. Затем оформляется индивидуальная карта ребенка (учетная форма № 026/у), где указываются социально- бытовые условия семьи, генеалогический и аллергологический анамнезы, проведенные прививки, результаты проб Манту, перенесенные заболевания, проведенные мероприятия по санации полости рта, очагов хронической инфекции, данные осмотров специалистов и результаты лабораторных исследований. В заключении дается комплексная оценка состояния здоровья с рекомендациями по режиму и дальнейшему оздоровлению в детском дошкольном учреждении.
Очень часто проблема адаптации ребенка к режиму детского учреждения возникает из-за того, что ребенок испытывает трудности при общении с детьми и взрослыми.
По степени тяжести периода адаптации дети, поступающие в дошкольные учреждения, делятся на три основные группы:
1 группа (физиологическая адаптация) - дети, не болеющие в период адаптации и легко его переносящие. Это, в основном, здоровые дети, адаптация у них заканчивается через 2-3 недели.
2 группа (напряженная адаптация) - дети с отрицательными проявлениями в период адаптации, со снижением сопротивляемости организма. Они, как правило, заболевают острыми респираторными инфекциями в первые дни посещения. Адаптация длится от 2-3 недель до 2-3 месяцев.
3 группа (патологическая адаптация) - дети с неблагополучным биологическим и социальным анамнезом, тяжело привыкающие к новым условиям.
Патологическая адаптация может быть в любом возрасте и характеризуется следующими проявлениями:
Снижение иммунитета, приводящее к повторным острым респираторным заболеваниям, нередко с осложнениями.
Психологические переживания типа эмоционального стресса: чувство страха, плач, протест, заторможенность, негативизм, нарушение сна, снижение аппетита, потеря веса.
Извращение поведенческих реакций, утрата приобретенных навыков (регресс поведения), недержание мочи и кала, депрессия.
Степень выраженности указанных отклонений зависит от возраста и индивидуальных особенностей ребенка.
Поступление ребенка в детское дошкольное учреждение является ответственным моментом и для ребенка, и для его родителей. Поэтому, чтобы избежать адаптационного синдрома, ребенка нужно заранее готовить к посещению детского сада.
Медицинские рекомендации для достижения эффективной адаптации детей в дошкольном учреждении:
Постепенное заполнение группы поступающими детьми.
Сокращение продолжительности пребывания ребенка в детском саду в течение первой недели до 3-4-х часов в день.
Наблюдение за психоэмоциональным состоянием ребенка.
Ведение листа адаптации на каждого вновь поступившего ребенка для коррекции режима, питания и пр.
При выраженных нарушениях эмоционального состояния предоставлять ребенку возможность «передохнуть» дома в течение 2-3-х дней.
Профилактические прививки до окончания периода адаптации не проводить.
При воспитании ребенка от 3-х до 6-ти лет нужно придерживаться следующих правил:
Отмечать похвалой хорошие привычки в распорядке дня (соблюдение режима сна, питания, прогулок и пр.). Распорядок дня составить так, чтобы ребенок мог больше двигаться, заниматься физическими упражнениями, спортивными играми на свежем воздухе (основа тренировки силы воли).
Приучать ребенка убирать после игры свои игрушки, а после еды - посуду за собой. Ребенок должен постоянно тренировать свою волю, для начала это может быть помощь в выполнении каких-то посильных домашних дел.
Поощрять в ребенке стремление к творчеству - игре на музыкальных инструментах, пению, чтению стихов, изучению иностранных языков, танцам и т.д. Нужно интересоваться каждым увлечением ребенка. Стараться убедить и показать ему, что он обязательно достигнет успехов в своей деятельности.
Нужно ограничивать употребление ребенком чего-нибудь «вкусненького», например, сладкого. Пища, как бы это ни показалось странным, может стать первым «наркотиком».
Стараться, чтобы ребенок не был свидетелем крайней степени опьянения кого-то из близких людей. Нужно объяснить ребенку, что малое употребление алкоголя в мире взрослых людей допускается, а вот избыточное употребление очень вредно. Нельзя давать пробовать ему даже малые количества алкоголя.
- Характеристика преддошкольного периода
- Психомоторное развитие детей преддошкольного возраста
- Сроки приобретения навыков самостоятельного приема пищи
- Социальное развитие детей преддошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка) в 1-3 года
- Основные жизненноважные потребности ребенка преддошкольного возраста
- Потребность быть здоровым
- Потребность во сне
- Потребность в безопасности
- Характеристика дошкольного периода
- Психомоторное развитие ребенка дошкольного возраста
- Социальное развитие ребенка дошкольного возраста
- Сексуальность (половое развитие ребенка)
- Основные жизненноважные потребности ребенка дошкольного возраста Потребность в игровой деятельности
- Потребность в пище
- Потребность в сне
- Социальная адаптация ребенка Подготовка детей к поступлению в детское дошкольное учреждение
- Подготовка детей к обучению в школе
- Анатомо-физиологнческие особенности и физическое развитие детей младшего школьного возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Психомоторное развитие детей младшего школьного возраста
- Социальное развитие детей младшего школьного возраста
- Адаптация детей к коллективу (к школе)
- Оценка адаптации ребенка к школе
- Оценка адаптации школьников, приступивших к предметному обучению (5 класс)
- Сексуальность (половое развитие) детей младшего школьного возраста
- Характеристика периода подросткового и юношеского возраста
- Оценка уровня биологической зрелости
- Стадии развития волосяного покрова в подмышечных впадинах (Ах):
- Стадии развития волосяного покрова на лобке (р):
- Стадии развития грудных желез (Ма):
- Возрастные нормативы развития вторичных половых признаков в подростковом периоде
- Ранний подростковый (пубертатный) период –
- Физическое развитие в ранний подростковый период
- Психомоторное развитие в ранний подростковый период
- Социальное развитие в ранний подростковый период
- Сексуальное (половое) развитие в ранний подростковый период
- Средний подростковый период - 3-4-я стадия половой зрелости
- Физическое развитие в средний подростковый период
- Психомоторное развитие в средний подростковый период
- Социальное развитие в средний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в средний подростковый период
- Поздний подростковый или юношеский период –
- Физическое развитие в поздний подростковый период
- Психомоторное развитие в поздний подростковый период
- Социальное развитие в поздний подростковый период
- Сексуальность (половое развитие) в поздний подростковый период
- Основные жизненноважные потребности в период школьного, подросткового и юношеского возраста Потребность в питании
- Потребность детей шкрлыюго возраста в основных пищевых веществах и энергии
- Потребность двигаться
- Потребность быть здоровым
- Потребность в сне
- Потребность в игровой деятельности, интересном досуге
- Потребность учиться
- Психологические проблемы перехода от детства к взрослой жизни Профилактика школьной усталости
- Ситуации повышенного риска
- Подростковая депрессия
- Профилактика и лечение депрессии
- Подростковая беременность
- Проблемное поведение подростков
- Пристрастие к вредным привычкам
- Курение
- Злоупотребление алкоголем и ранний алкоголизм
- Подростковая наркомания
- Агрессивное поведение
- Суицидальное поведение
- Диета здорового ребёнка
- Питание детей первого года жизни
- Питание детей старше года
- Питание детей школьного возраста
- Глава 2 Комплексная оценка состояния здоровья ребёнка
- Длина тела в различные периоды детства
- Форма грудной клетки
- Форма стопы
- Методика антропометрических исследований
- Измерения различных частей тела
- Оценка физического развития