logo
Malkina_piyh_I

Блок 2. Право иметь свои чувства и мнения и выражать их

Каждый имеет право на чувства и на их выражение. Обычно люди выражают чувства, когда нет слушателей или субъекта, на которого эти чувства направлены. Чтобы партнер не стал «помойным ведром», в которое сливают эмоции, надо остановиться и задать себе три вопроса:

? Необходимо ли мне это?

? Правда ли это? («Узнай истину, и истина сделает тебя свободным».)

? Вежливо ли это?

После того, как вас устроили ответы на эти три вопроса, вы берете на себя всю ответственность за сказанное вами.

В нашей культуре детей наказывают за проявление ярких эмоций, особенно агрессии. Ребенка поучают: «Не повышай голоса, когда говоришь со старшими, не возражай!». Часто его запугивают: «Если не перестанешь обижать сестру, я вызову милиционера, и он тебя заберет»; «Если ты будешь грубить бабушке, она заболеет, умрет, и ты будешь в этом виноват». Угроза наказания, чувство вины, стыд, страх устраняют проявление ярких, истинных эмоций со стороны ребенка. Это запрет быть самим собой. Какие страхи запрещают детям проявлять эмоции?

? Страх одиночества («Если ты будешь кричать (плакать, капризничать…), то останешься один, мы тебя бросим»).

? Страх наказания («Я тебя убью»).

? Страх смерти близких родственников («Когда я умру, ты пожалеешь о том, что сказал, сделал. Ты будешь виноват в моей смерти»).

? Бедствие, ужас («От твоего поведения везде только несчастья и разрушения»).

Как результат подавляется прямое выражения эмоций, открытое, смелое, спонтанное взаимодействие. Проблемы в межличностном взаимодействии могут порождать отчуждение, депрессии, хроническое беспокойство, смену настроения, вспышки гнева, а также психосоматические заболевания и различные варианты зависимого поведения.

Существует три стиля поведения во взрослой жизни, позволяющие не проявлять истинных чувств:

1. Скрытый пассивный стиль – поиск утешения и первичного удовлетворения потребности с помощью безликих материальных вещей (работа, алкоголь, наркотики, еда, телевизор, компьютер, игровые автоматы). Цель – оцепенение. Забыться, отключиться от подлинных эмоций, заменить их суррогатными чувствами.

2. Агрессивный – яркий цинизм по отношению к людям. Другие становятся только объектом манипуляций.

3. Пассивный – постоянно носить маску отчаяния и неудачника.

Результат запретов – невозможность самоутверждения, отстаивания своих чувств, убеждений, в конечном итоге – не быть самим собой.

Дети верят взрослым и подчиняются им. Став взрослыми, они объясняют сами себе целесообразность своих поступков и правильность выбранных стратегий поведения. Вот наиболее распространенные заблуждения, установки, запрещающие выражать свои чувства и мнение:

1. Если я скажу ему, что я на самом деле чувствую, он не выдержит, он погибнет. Это утверждение базируется на представлении о хрупкости другого. Часто иллюзию хрупкости партнер намеренно поддерживает для стабилизауции ситуации. Такая хрупкость – манипуляция, аналог детских устрашений: «Будешь шуметь, бабушка не выдержит и умрет».

2. Гневаться вредно и бессмысленно. Это утверждение имеет смысл, когда идет длительное накапливание гнева и раздражения, затем плотина рушиться, и аффект разрушителен. Конструктивнее высказывать свое мнение сразу, открыто, не скрывая и не накапливая обид, предлагая открытый диалог.

3. Если я дам волю своим чувствам, я потеряю контроль над собой. Подобно предыдущему пункту.

4. Такое поведение неприлично. Это утверждение перекликается с мифами о женщине. Роль добропорядочной женщины (матери, жены) запрещает такое поведение («Это не леди!»). Если подлинная личность тяготиться этими запретами, если на самом деле чувства иные, это тоже разрушительно.

5. Если я раскрою истинные чувства, меня отвергнут. Страх остаться в одиночестве, стать изгоем, белой вороной. Это детские страхи: «Будешь так себя вести, мы от тебя откажемся, отдадим милиционеру, чужому дяде».

6. Я боюсь, что они сделают в ответ. В правдивом, искреннем поведении существует определенный риск. Это вопрос выбора и ответственности за выбор. Полезно практиковать открытые, правдивые взаимоотношения с близкими людьми, членами семьи, родственниками, друзьями.

Упражнение «Я так боюсь, а многие этого не боятся»

Инструкция: «Ваша задача состоит в том, чтобы обнаружить в себе „зоны страха“ и найти такие вещи, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить фразы по следующему шаблону: „Я боюсь чего-то, хотя этого не боятся“. Задача каждого – найти в себе минимум таких 3 страха.

Бывают вещи, которых действительно стоит бояться, например, оголенных электрических проводов, диких хищных животных, автомобилей на большой скорости. Но бывают и страхи не столь рациональные, например страх критики, страх успеха, страх задать вопрос преподавателю. Можем ли мы среди названных страхов найти абсолютно рациональные или абсолютно нерациональные?

Упражнение «Я не боюсь, а многие боятся»

Инструкция: «Ваша задача состоит в том, чтобы обнаружить в себе „зоны смелости“ и найти такие действия, совершать которые вы не боитесь, хотя многие люди этого боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить фразы по следующему шаблону: „Я не боюсь чего-то, хотя этого боятся или не могут сделать многие люди“. Задача каждого – произнести 3 подобные фразы».

Затем следует обсуждение. Возможно, кто-то их заметил, что он боится того, чего не боятся другие участники группы. Следует сказать другим об этом.

Упражнение «Как же ты научился этого не бояться?»

Инструкция: «Наша задача состоит в том, чтобы выяснить, каким образом другой участник группы научился не бояться того, чего боимся мы. Для этого нам потребуется сформировать пары, и это мы сделаем следующим образом. Сначала просто найдите того, кто в предыдущих упражнениях говорил, что он боится чего-либо, чего вы сами не боитесь. Те, для кого не нашлось пары, просто поговорите друг с другом, чтобы найти такие вещи.

Теперь, пожалуйста, постарайтесь выяснить у партнера, что ему помогло или помогает не бояться».

Обсуждение: Какие способы формирования смелости мы узнали из этих диалогов? Результатом должен стать перечень разных способов борьбы со страхом.

Открытое выражение желаний и чувств – это, пожалуй, наиболее трудная тема тренинга уверенности в межличностных отношениях. Трудности здесь возникают по нескольким причинам. Первый этап тренинга открытого выражения чувств заключается в формировании умения отличать «барьеры межличностного общения» от открытости и истинности в выражении чувств.

Вот некоторые, наиболее часто встречающиеся и привычные «барьеры общения»:

? негативные оценки и ярлыки (оскорбления);

? советы;

? вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать);

? приказы;

? ложные аргументы;

? ирония, язвительность.

Упражнение «Распознавание барьеров»

Для упражнения используются специальные бланки по числу участников. При этом в левой колонке описаны реальные ситуации из жизни участников.

Инструкция: «В таблице в левой колонке дано описание ситуаций, в правой колонке – комментарии. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, закройте правую колонку таблицы и попробуйте прокомментировать описанные реакции – а затем переформулировать их в терминах открытого выражения чувств и желаний. Когда работа будет закончена, вы сможете сравнить ваши предложения с моими комментариями. Я не думаю, что отличия будут кардинальными…»

Пример:

Упражнение «Чья проблема больше?»

Используются бланки для записи ситуаций по числу участников.

Инструкция: «Вспомните, пожалуйста, ситуацию из ближайшего прошлого, когда у вас возникли разногласия с близким человеком. Запишите эту ситуацию на бланке.

Переверните листок и запишите на нем, в чем состояла ваша проблема, а в чем – проблема вашего партнера.

Пожалуйста, определите, чья проблема больше, и обоснуйте ваш выбор группе».

Обсуждение: Как вы считаете, могло ли быть соотношение проблем в этой ситуации иным, чем отметил участник? При каких условиях?

Упражнение «Поверх барьеров – пересказ объективного»

Инструкция: «Один из способов разрушения барьеров состоит в том, что, не отрицая явно слова партнера, мы соглашаемся с тем, с чем каждый может согласиться. Сейчас мы потренируемся в этом. Ваша задача будет состоять в том, чтобы ответить на стимульные фразы так, чтобы вся группа с этим согласилась. У каждого из вас есть список стимульных фраз, из него вы можете выбрать любую фразу или придумать свою собственную. Можете обращаться к любому члену группы. Он ответит на ваш „барьер“, а затем произнесет свою собственную формулировку, обращаясь к новому члену группы».

Обсуждение: Что вы чувствовали, когда вашу формулировку пересказывали в такой манере? Чувствовали ли вы рост агрессии или она снижалась? Какого типа барьеры труднее всего пересказывать позитивно?

Схема «Пересказ очевидного в барьерах общения»

Упражнение «Что сложнее?»

Лист ватмана с подготовленными категориями для оценки:

? выражение позитивных чувств;

? отражение позитивных чувств;

? выражение негативных чувств;

? отражение негативных чувств.

Инструкция: «Пожалуйста, подойдите к ватману и дайте по 10-балльной шкале оценку степени сложности навыка для вас лично и определите частоту его использования. Для оценки используйте такую систему:

? Сложность: 1 – нет ничего проще, 5 – средняя степень сложности, 10 – почти невозможно для меня.

Частота использования: отметьте, в каком проценте случаев используется этот навык при возникновении соответствующего сильного чувства».

Затем следует обсуждение получившейся картины.

Упражнение «Чувства бывают разные»

Используется лист ватмана и разноцветные фломастеры.

Инструкция: «Ваша задача состоит в том, чтобы назвать каждому по пять чувств, безразлично, позитивных или негативных. Я буду записывать эти наименования на ватмане. Следите, пожалуйста, насколько точно я определю характер чувства».

Обсуждение: Что вы думаете по поводу получившегося списка? Нужно ли произвести какие-либо изменения или дополнения? Что вы чувствовали, выполняя это упражнение?

Упражнение «Отгадай чувство»

Используется тот же лист ватмана, что и в предыдущем упражнении, фломастеры, карточки с наименованиями чувств.

Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку, на которой написано наименование одного из чувств. По очереди один из вас постарается без слов изобразить, как выглядит человек, испытывающий это чувство. Задача остальных – назвать испытываемое чувство. Как только название чувства, написанного на карточке, прозвучит, изображать свое чувство начинает следующий участник – по часовой стрелке. Вы очень поможете друг другу, если будете называть как можно больше вариантов».

Обсуждение: Что было легче – изображать или отгадывать чувства? Какие чувства изображать легче – положительные или отрицательные?

Упражнение «Что я сейчас чувствую»

Инструкция: «Теперь попробуем как можно точнее назвать чувство, которое вы сейчас чувствуете. По очереди каждый из вас прислушается к себе и постарается довести чувство до максимума – изобразить его в преувеличенной, даже гротескной форме. Группа попытается отгадать, что это за чувство. Если группе это не удастся, вы сами подробно опишете ваши чувства».

Обсуждение: Было ли кому-нибудь приятно «распалять» свои чувства? Кому было неприятно это делать? Какие это были чувства?

Упражнение «Как это сказать по-русски»

Используются чистые карточки, лист ватмана и цветные фломастеры.

Инструкция: «Запишите, пожалуйста, на имеющихся у вас карточках, в каких выражениях можно сказать о чувствах, собранных нами. Затем сдайте карточки ведущему.

Теперь я буду читать ваши формулировки, а вы определите, куда мы должны записать эту формулировку: в раздел барьеров общения или в раздел открытого выражения чувств?

Теперь попытаемся дополнить каждый барьер общения открытым выражением чувства, а каждое открытое выражение чувств – вариантом, как можно это чувство на словах скрыть».

Лист ватмана делят пополам вертикальной чертой. Ведущий записывает на ватмане слева формулировки, которые предлагают участники группы, справа – формулировки, которые скрывают чувства.

Нужно иметь в виду, что обе категории высказываний, открытое и скрытое выражение чувств, представляют собой не дихотомию, а скорее шкалу: «более-менее открыто» с плавным перетеканием одного в другое. Так, выражение: «Я считаю, что это хорошо звучит» более открыто, чем: «Это хорошо звучит». При выполнении этого упражнения нужно стремиться к максимальной открытости или закрытости категорий, чтобы участники научились отделять одно от другого.

Обсуждение: Все ли формулировки, записанные на ватмане, дают партнеру понять, что это именно вы испытываете чувство и что именно вы чувствуете? Нет ли в списке скрытых барьеров общения?

Упражнение «Чувство плюс поведение»

Инструкция: «Выберите любое чувство из нашего списка и постройте фразу, в которой вы открыто скажете вашему партнеру о своем чувстве, а затем точно опишете поведение, которое его вызвало».

Обсуждение: Насколько точно и конкретно описано поведение партнера, вызвавшее названное чувство? Кто это сделал лучше всех?

Ролевая игра «Как ты меня порадовал»

Задается ситуация, скажем: выступление мужа перед советом директоров имело успех.

Инструкция: «Постарайтесь максимально открыто сказать мужу о своей радости и гордости за него. Точно опишите, что именно вызвало радость и гордость. Если в ответ вы услышите отговорки – будьте настойчивы, повторите при необходимости несколько раз.

Проследите за тем, сопровождалось ли выражение позитивных чувств соответствующим невербальным поведением, насколько точно было описано вызвавшее радость поведение.

Что было самым сложным при выражении чувств?»

Можно также предложить участникам обсудить следующую схему:

Схема «Позитивное отношение к собственным чувствам»

? Я имею право на любые чувства – как позитивные, так и негативные. Я принимаю чувства такими, какие они есть, не гоню их от себя.

? Никто лучше меня не знает моих чувств.

? Чувства, возникшие по отношению к другим, лучше выразить в диалоге с непосредственным участием этих других.

? Мой авторитет не страдает, если я говорю о своих чувствах.

? Выражение позитивных чувств ни к чему не обязывает.

? Не следует смешивать позитивные и негативные чувства. Их разумнее разделить во времени. Похвала со злобным выражением лица только дезориентирует партнера.

? Принимайте и цените похвалу партнера! Он это сделал для вас.

Домашнее задание

Участники получают задание: вспомнить и записать три ситуации, в которых близкий человек своим поведением доставил им приятные чувства. Эти ситуации будут обсуждаться на следующей встрече.

Упражнение «Сбор ситуаций по теме „Выражение позитивных чувств“

Используются бланки, по три на каждого участника.

Инструкция: «Пожалуйста, прочитайте ситуации, в которых близкий человек своим поведением доставил вам приятные чувства».

Обсуждение: Как вы считаете, будет ли партнеру приятно узнать о ваших чувствах? Сумеете ли вы быть настойчивыми в выражении позитивных чувств? Понадобится ли вам настойчивость?

Упражнение «Сбор ситуаций по теме „Отражение позитивных чувств партнера“

Используются бланки, по три на каждого участника.

Инструкция: «Вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий человек испытывал приятные чувства.

Затем зачитайте описание ваших ситуаций».

Обсуждение: Как вы считаете, будет ли партнеру приятно узнать, что вы разделяете его чувства? Сумеете ли вы точно пересказать его чувства? Что вам может в этом помешать? Понадобится ли вам настойчивость?

Ролевая игра «Негативные чувства»

Задается следующая ситуация:

Партнер А старался доставить радость другому (приготовил его любимое блюдо, купил билеты в театр, подготовил ужин для двоих или т. п.).

У партнера Б в этот день было очень много неприятностей на работе. Кроме того, Б никак не мог влезть в автобус и пришел немного позже, чем ожидалось. Б не звонил А, поскольку поблизости не было телефона, и поэтому он ничего не знает о планах партнера. А обижен и разозлен. Б раздражен, очень устал после трудного дня и дороги домой.

Инструкция: «Попытайтесь понять партнера и разыграть ситуацию. Выражайте свои чувства и попытайтесь найти удовлетворительное решение конфликта. Начните с того момента, когда Б подходит к дверям.

Следите за тем, как участники выражают свои чувства. Постарайтесь заметить, связывают ли они чувства с описанием конкретного поведения партнера».

Обсуждение: Удалось ли участникам достичь какого-либо соглашения? Что могло бы помочь прийти к соглашению?

Упражнение «Сбор ситуаций по теме „Выражение негативных чувств“

Используются бланки, по три на каждого участника.

Инструкция: «Пожалуйста, вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий человек своим поведением доставил вам неприятные чувства».

Упражнение «Сбор ситуаций по теме „Отражение негативных чувств партнера“

Используются бланки, по три на каждого участника.

Инструкция: «Вспомните и запишите на бланках ситуации, в которых близкий человек испытывал неприятные чувства, был чем-то разозлен, расстроен.

А теперь зачитайте описание ваших ситуаций».

Обсуждение: Как вы считаете, будет ли партнеру приятно понять, что вам небезразличны его чувства?

Сумеете ли вы точно пересказать его чувства?

Что вам может в этом помешать? Понадобится ли вам настойчивость?