logo
Malkina_piyh_I

IV часть

1. Обсуждение понятий в группах.

Дети делятся на 3–4 группы. Каждой группе дают карточку с заданием.

Бунт:

1. Что это такое?

2. Его причины?

3. Какой он бывает?

4. Какие эмоции, психологические состояния, по-вашему, могут его вызывать?

5. Польза и вред.

6. Примеры.

Далее ведущий кратко подводит общие итоги обсуждения.

2. Игра «Зеркало»

Цель: выяснить, какая позиция больше нравится человеку, а в какой он наиболее успешен.

Участники разбиваются на пары. Партнеры договариваются, кто будет «зеркалом». Другой ребенок совершает какие-то движения, а «зеркало» точно и синхронно все отражает. При этом если человек смотрит в «зеркало», то и «зеркало» должно смотреть ему в глаза, а не на его движущиеся руки.

1. По первому сигналу ведущего ребенок начинает двигаться, а «зеркало» – отражать его движения. По второму сигналу пары заканчивают игру и поднимают карточки с оценкой, отвечая на вопросы таблицы. Помощники высчитывают средний балл и заносят его в таблицу.

2. Игра повторяется, партнеры меняются ролями.

3. Партнеры играют в ту же игру, не договариваясь, кто из них в данный момент будет «зеркалом».

На задание отводится 5–7 (до 10) минут. Затем обсуждение. Ведущий задает вопросы:

– какие эмоции, ощущения возникали при выполнении:

1) роли человека перед «зеркалом» (управление);

2) роли «зеркала» (подчинение);

3) согласованной работы (согласование).

Что понравилось больше всего, что получилось лучше?

3. Игра «Скульптура бунтаря»

Цель: выразить состояние бунта. Дети делятся на 3 равные группы. Каждой группе ведущий дает карточку с заданием (индивидуальным для группы):

1. открытый бунт;

2. скрытый бунт;

3. подавленный бунт.

Группа должна представить скульптуру (скульптурную композицию) на заданный в карточке сюжет (можно использовать и неодушевленные предметы). Задача остальных ребят – угадать, что изображает данная скульптура. После показа всех трех скульптур ведущий спрашивает, что чувствовали ребята, исполнявшие роль скульптуры. Какой вид бунта был для них наиболее приемлем?

4. Игра «Повелитель – подчиненный»

Цель: ясно представить себе роли повелителя и подчиненного. Из группы вызывают 4 добровольцев (при достаточном количестве времени можно проиграть со всей группой), их делят на пары. Участники каждой пары тайно договариваются между собой о том, кто из них будет играть какую роль (повелителя или подчиненного). Потом они разрабатывают сюжет для двух героев, один из которых умеет только управлять, но делает это в совершенстве, а другой умеет только подчиняться, но тоже в совершенстве владеет этим искусством.

Когда пары заявляют о своей готовности, каждая по очереди разыгрывает перед зрителями свою пантомиму. Зрители выполняют работу экспертов. Они выставляют актерам оценки за точность ролевого воплощения: за то, насколько «повелитель» смог изобразить человека, диктующего другому свою волю, и насколько «подчиненный» смог отдаться чужой воле. «Эксперты» должны указать, какие выразительные средства использовали «повелитель» и «подчиненный» (т. е. проанализировать язык тела).

5. Изображение своего состояния на шкале «Повелитель – подчиненный»

Ведущий выдает каждому ребенку бланк, на котором изображена шкала:

Повелитель ____________________ подчиненный

– Я себя лучше всего чувствую:

– Где я реально нахожусь в своих обычных отношениях:

1. С ближайшими друзьями.

2. С родителями.

3. С учителями.

– Где я хотел(а) бы находиться:

1. Сейчас.

2. Когда вырасту.

Ребята должны отметить на шкале свое состояние по каждому из пунктов.