logo
Malkina_piyh_I

Занятие 8. «Можно ли научиться изменять свое состояние?»

Ведущий: «На прошлых занятиях мы с вами узнали, что эмоции бывают положительные, отрицательные, но никогда не бывают абсолютно бесполезными. Однако существуют эмоции, которые вы хотели бы испытывать часто (какие это эмоции?), а другие как можно реже (какие?). Почему так происходит, что некоторые эмоции хочется испытывать как можно реже? Когда мы испытываем какую-нибудь отрицательную эмоцию, что происходит с нами? Всегда ли нам приятны минуты, когда мы находимся под впечатлением отрицательных эмоций? Можно ли что-то с этим сделать?

Я хочу рассказать вам одну притчу. Это притча об одном могущественном царе, властителе необозримых земель. Как-то однажды почувствовал себя царь расстроенным. Тогда созвал он всех своих мудрецов и обратился к ним: «Неведома мне причина, но что-то велит мне искать особое кольцо, которое сможет успокоить мою душу. И это кольцо должно быть таково, чтобы в несчастье оно радовало меня и поднимало мне настроение, а в радости, когда бы я ни бросал на него свой взгляд, печалило».

Стали мудрецы совещаться и глубоко задумались. В конце концов, спустя некоторое время они поняли, какое кольцо хотел их властелин иметь. Сейчас я предлагаю вам побывать в роли мудрецов и собраться на тайный совет здесь и сейчас, чтобы решить, какое же кольцо хотел иметь ваш царь. (Обсуждение в группах.)

И принесли они кольцо царю своему. И сияла на нем надпись: «И это пройдет».

Однако всегда ли у нас есть возможность и желание ждать, пока плохое настроение пройдет само? Можно ли как-то активно постараться изменить свое состояние?»

Участники предлагают примеры такого изменения:

– японская кукла начальника, на которой может «разрядить» свой гнев подчиненный;

– нападающий футбола, который все негативные эмоции вкладывает в силу удара;

– вспомнить что-то приятное или место, где было очень хорошо.

Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и вспомнить такое место, где они чувствовали себя комфортно. Вспомнить положительные эмоции, связанные с этим местом. Ведущий говорит, что всякий раз, когда они будут чем-то расстроены, можно мысленно вернуться в это место и изменить свое эмоциональное состояние.

Ведущий: «Но как узнать, что пришло время изменить свое эмоциональное состояние?

Нам нужно посмотреть на себя со стороны. Существует множество способов оценить свое состояние. Я хочу предложить вам один из них. Сегодня мы научимся измерять свое состояние с помощью эмоционального термометра».

Всем участникам раздают «термометры» (см. ниже) и небольшие листочки бумаги. На примере сегодняшнего утра демонстрируют, как пользоваться «термометром». Затем участникам предлагают оценить свои состояния, начиная с утра; оценить перепады в эмоциональном состоянии в течение сравнительно небольшого отрезка времени. Работу с «термометром» предлагают закончить сегодняшним вечером, вновь «просмотрев» события прошедшего дня и оценив каждое из них.

Домашнее задание: принести свои работы к следующему занятию.