4.2. Домашнее (семейное) насилие
Как уже говорилось в главе 1, помимо насилия, исходящего от посторонних лиц, как особый вид выделяется семейное (домашнее) насилие. Домашнее насилие – это система поведения одного человека для сохранения власти и контроля над другим человеком.
Домашнее насилие – комплексный вид насилия. Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, словесного, эмоционального, духовного и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха. Семейное насилие – явление достаточно распространенное во всем мире и во всех слоях населения. О насилии в семье говорят в тех случаях, когда факты грубого и жестокого обращения оказываются не единичными, случайными и ситуативными, а регулярными, систематическими и постоянно повторяющимися. При всем разнообразии видов насилия – физического, сексуального, психологического, экономического и т. д. – именно семейное насилие характеризуется тем, что приобретает всеобщий, генерализованный характер. Не бывает семейного насильника, ущемляющего свою жертву или своих жертв в чем-то одном (Алексеева, 2000).
Женщины чаще, чем мужчины, становятся объектом семейного насилия. Это вполне очевидный вывод. Как-то не принято рассматривать в качестве жертв самих мужчин. В самом деле, случаи семейного насилия над мужчинами распространены не столь широко, как над женщинами, но и они нередки, а потому сбрасывать их со счетов не следует. Тем более что не мужчин, а именно женщин – носительниц и инициаторов насилия над детьми, как известно, немало среди казалось бы любящих матерей. И наконец, когда оба партнера постоянно провоцируют друг друга и учиняют драки, ссоры, скандалы, оскорбляют и унижают друг друга, имеет место взаимное насилие. При этом, как считают исследователи подобных отношений, совершенно неважно, кто их инициирует: ответственность несут обе стороны.
Существуют различные виды домашнего насилия. Зачастую женщина, живущая в ситуации насилия, даже и не догадывается, что происходящее с ней является насилием.
Домашнее насилие имеет место, если партнер (муж, бывший муж, любовник) оскорбляет и унижает женщину; не разрешает ей видеться с подругами и родственниками; бьет или кричит и угрожает побоями; бьет детей; заставляет женщину заниматься сексом против ее воли; не хочет, чтобы женщина работала; заставляет ее думать, что только он может правильно распоряжаться семейными деньгами; постоянно ее критикует (как она одета, как готовит еду, как выглядит); внушает чувство вины перед детьми и использует детей для опосредованного насилия. Оно имеет место, если женщина в семье чувствует себя беспомощной и никому не нужной; боится своего партнера; чувствует себя одинокой; во всем винит только себя; махнула на себя рукой и живет, только подчиняясь чувству долга (Кораблина и др., 2001).
При исследовании источника возникновения проблем у той или иной пары необходимо изучить факторы и условия, которые свели супругов и до настоящего момента поддерживают их брак. Согласно существующим комплексным моделям, например, теории Дж. Мюрcтейна (1987), при выборе действуют три фактора, три силы притяжения: стремление, достоинства и роль. Эти силы действуют последовательно на трех фазах, их значение на каждой фазе меняется. То, что проходит через первый «фильтр», переходит в следующую фазу.
На первой фазе (стремление, мотивация к установления отношений) существенную роль играют такие факторы, как внешняя привлекательность и манера поведения (важно и то, как данные характеристики оцениваются другими). На второй фазе (достоинства) центр тяжести смещается главным образом в область сходства интересов, точек зрения, шкалы ценностей. На третьей фазе, прежде всего, оценивается совместимость ролей. Партнеры устанавливают, смогут ли они занять в супружеском союзе взаимодополняющие роли, что позволит им удовлетворить свои потребности.
Во всех фазах действует принцип «совместимости обмена». Равновесие достигается только тогда, когда такой обмен с точки зрения партнеров равноценен. Источником проблем нередко служат неоправдавшиеся ожидания, которые могут быть отчасти осознанными и сформулированными, отчасти осознанными, но не обсуждаемыми с партнером, а отчасти и неосознанными.
Наибольшее количество столкновений и конфликтов приходится на первые годы существования семьи: на стадию формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. По существу, на этой стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи: 1) формирования структуры семьи, 2) распределения функций (или ролей) между мужем и женой и 3) выработки общих семейных ценностей (Борисов, 1987). Для благополучного осуществления взаимной адаптации брачных партнеров необходима совместимость их представлений по трем указанным параметрам; идеальным было бы их полное совпадение, но оно в реальной жизни редко встречается (Калмыкова, 1983).
Поэтому, в частности, наиболее критическими в плане домашнего насилия являются первый брачный период (до 1,5–2 лет) и период после 10–15 лет совместной жизни, знаменующие собой два основных кризиса в развитии межличностных семейных отношений, за время которых меняются как сами отношения, так и их участники. При этом первый критический период, обуславливающий изменения в поведении жертвы, связывается с полным «растворением» ее идентичности в партнере и во взаимоотношениях с ним. Мужчина намеренно утверждает свою власть, закрепляя тем самым бессилие женщины. Как правило, молодая женщина чаще, чем представительницы старших возрастных групп, не готова мириться с проявлениями психологического (а тем более – физического) насилия, готова к изменению своего положения, работе с психологом и в том числе к расставанию с партнером, со стороны которого она испытывает насилие. В то же время экономическая зависимость женщины, отказ от «своей жизни» ради «интересов семьи» способствуют осуществлению насилия со стороны мужа (партнера) (Градскова, 2002)
После первого-второго года совместной жизни процесс развития семьи и брака достигает уровня, когда на первый план выступают личностные качества супругов, определяющие стабильность брака. Рост требований к брачному партнеру создает возможность конфликтов на основе различий интересов, взглядов, ценностных ориентаций и черт характера. Если все усилия по преодолению фрустрации неудачны, развитие отношений ведет к расторжению брака или – к его «закреплению», но на основе, противоположной нормальной, – на основе согласия с насилием. Появляется хронический стресс насилия и развивается так называемая посттравматическая стрессовая реакция.
Для описания посттравматической стрессовой реакции, возникающей в результате насилия, используются понятия «невроз несчастного случая», «компенсаторная истерия», «травматическая неврастения» и т. д. Насилие часто вызывает задержку или снижение уровня физического и умственного функционирования и развития, невротические реакции, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология). Поведение жертв характеризуется беспокойством, тревожностью. Типичны нарушения сна, длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение, угрозы или суицидальные попытки, неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, низкая самооценка, нарушение аппетита и др.
Во второй период жертва, претерпевшая многие трудности и сделавшаяся более чувствительной, хрупкой, то есть еще более «виктимной», пытается осмыслить происходящее. Однако постоянное переживание кризиса, жестокое обращение и постоянные травмы к этому периоду формируют так называемый «синдром избиваемой женщины» (сокращенно – СИЖ). Л. Уокер в начале 80-х годов ХХ века включила в понятие СИЖ следующие аспекты: страх, депрессия, чувство вины, пассивность и низкая самооценка. Позднее Дж. Дуглас (1988) предложил новую реорганизованную версию СИЖ, включающую индикаторы и доказательства домашнего насилия:
? травматические эффекты насилия (беспокойство, соматические симптомы);
? дефицит, наличие выученной беспомощности (депрессия, низкая самооценка, низкая способность к решению конфликтов);
? деструктивные механизмы работы с насилием (вина, отрицание насилия, неверное понимание сущности насилия).
Кроме того, подвергающиеся насилию женщины имеют большой риск развития аффективной (депрессивной) патологии и злоупотребления на этой фоне алкоголем и наркотическими веществами.
Можно сказать, что именно «привыкание к насилию» со стороны жертвы, возведение его в культурную норму, является главным фактором, способствующим долговременному насилию со стороны супруга. И такое привыкание, согласно комплементарной («дополнительной») теории брака Т. Уинча, начинается с родительской семьи: дети усваивают и повторяют модели брачных отношений родителей. Сравнительные исследования отношений в благоприятных и конфликтных семьях подтвердили, что на уравновешенность связей существенное влияние оказывают благоприятная модель брака родителей, хорошие отношения отца к матери, счастливое детство. Уравновешенные супруги были спокойными в детстве, их редко наказывали, чаще ласкали, с ними открыто говорили о вопросах секса. Они были гармоничнее во взаимоотношениях, и им не приходилось тратить силы на исправление партнера и отношений с ним, на разочарования – в партнере и во взаимоотношениях, семье как таковой, а также на месть, измены и другие способы «восстановления справедливости».
Существуют некоторые общие характеристики реальных и потенциальных жертв: пассивность, подчиняемость, неуверенность в себе, низкая самооценка, чувство вины. С одной стороны, эти качества способствуют возникновению домашнего насилия, с другой – усугубляются со временем и влекут за собой развитие насилия. Также есть общие характеристики насильников, становящиеся причинами проявления насилия: критичность по отношению к другим, агрессивность, властность, скрытность, импульсивность. Также общим является стремление избирать стратегию доминирования и подавления при конфликте.
Более позитивное самовосприятие, осознанное осмысление конфликтной ситуации как насилия делает взаимодействие более конструктивным и снижает интенсивность и разнообразие форм насилия. Склонность к самообвинению и поиску причины конфликта во внешних обстоятельствах определяет выбор деструктивных стратегий взаимодействия в конфликте, что усиливает проявления насилия со стороны партнера.
Очень часто виктимное поведение является формой агрессии или самоагрессии: оно направлено на подавление и контроль за поведением и переживаниями других людей или на самого себя. Саморазрушительный характер поведения жертвы часто субъективно связан с тенденцией почти прямо противоположной – стремлением к жизни. Известную иллюстрацию этого феномена дает психоанализ. Например, довольно широко известный «Эдипов комплекс» у мужчин или «комплекс Электры» у женщин заставляют человека искать и выбирать себе в друзья, знакомые, супруги и сослуживцы лиц, похожих на их тиранов-отцов или тиранов-матерей. Извращенное стремление к защищенности заставляет жертву выбирать себе в «защитники» тирана. Поведение последнего для жертвы никогда не будет неожиданным, и потому – пугающим. Поэтому оно комфортно. Испугать жертву может любовь, нежность, доброта.
Таким образом очень часто женщина не находит в себе сил расстаться со своим супругом или сожителем. На это есть масса причин: материальная необеспеченность, невозможность найти жилье, политика в отношении женщин, культурно-исторические корни (домострой). Не последнее место в этом занимают мифы, которые распространяются среди обычных людей. Рассмотрим ряд мифов о семейном насилии:
МИФ: Домашнее насилие – не преступление, а просто скандал – семейное дело, в которое не принято вмешиваться.
Домашнее насилие – это уголовно наказуемое преступление. Во многих странах юристы и адвокаты, специализирующиеся на защите прав женщин, считают, что домашнее насилие занимает одно из первых мест среди всех видов преступности. Существует ответственность за отдельные виды преступлений: телесные повреждения, побои, истязание, изнасилование и т. д.
МИФ: Оскорбление женщин имеет место преимущественно в низших слоях общества и среди национальных меньшинств.
Однако факты свидетельствуют о том, что избиение жен широко распространено во всех социоэкономических группах. Женщины, принадлежащие к среднему и высшему классу, стараются не разглашать своих проблем. Эти женщины также могут бояться социальных трудностей и оберегать от потенциального вреда карьеру мужа. Многие считают, что уважение, которым пользуются их мужья в обществе, может поставить под сомнение правдоподобность историй об избиении. С другой стороны, малообеспеченные женщины лишены подобных предрассудков, поэтому их проблемы более на виду.
МИФ: Оскорбленные женщины – мазохистки и сумасшедшие.
Факты свидетельствуют о том, что немногие люди получают удовольствие от избиений или оскорблений. Женщины не разрывают приносящих им страдания взаимоотношений в основном из-за экономической зависимости от партнера, поскольку стыдятся рассказать кому-нибудь о насилии и им некуда обратиться за помощью или потому, что боятся возмездия. Иногда общество и семья склоняют ее остаться с мужем. Поведение, обусловленное стремлением выжить, часто неправильно истолковывается как сумасшествие.
МИФ: Насилие напрямую связано с алкоголизмом; только пьющие мужчины избивают своих жен.
Факты говорят о том, что треть мужчин, совершающих насилие, не пьют вообще; многие страдают алкоголизмом, но издеваются над своими женами как в опьянении, так и без него. И только немногие мужчины бывают почти всегда пьяны. Алкоголь снимает запреты и делает избиение допустимым и оправданным.
МИФ: Женщины сами умышленно провоцируют своих истязателей.
Факты говорят о том, что общество, не желающее приписывать вину совершающему насилие мужчине, вместо этого рационализует и даже оправдание насилия, изображая жертву ворчливой и ноющей женщиной, избиваемой мужем, который использует любую свою незначительную фрустрацию или раздражение в качестве оправдания своих действий.
МИФ: Если бы жена хотела, она могла бы уйти от мужа-обидчика.
Есть много причин, мешающих женщинам уйти от обидчика: стыдно рассказать посторонним о случившемся, страшно, что обидчик еще больше рассвирепеет и станет бить еще чаще, жилищные проблемы, экономическая зависимость, недостаток поддержки друзей и финансовой помощи, эмоциональная привязанность к мужу. Чаще всего действует совокупность причин. Самый опасный период для женщины наступает после того, как она принимает решение оставить обидчика. В этой ситуации мужчина может стать более агрессивным в связи с возможностью потерять свою «собственность».
МИФ: Детям нужен отец, даже если он агрессивен, или «Я остаюсь только из-за детей».
Без сомнения, дети нуждаются в семье, которая любит и поддерживает их. Но если вместо любви и понимания ребенок дома сталкивается с агрессией и насилием, то это приводит к повышенной тревожности, утомляемости, психосоматическим расстройствам, нарушениям в психологической сфере.
МИФ: Пощечина никогда не ранит серьезно.
Насилие отличается цикличностью и постепенно нарастает по силе. Оно может начинаться просто с критики, перейти к унижениям, изоляции, потом это пощечина, удар, регулярные избиения, а иногда смертельный исход.
Таким образом, мифы расходятся с фактами. Любой мужчина, независимо от того, является ли он алкоголиком, наркоманом, психопатом или нет, может быть насильником. В действительности, многие из них хорошо контролируют себя, имеют престижную работу, активны в обществе, имеют много друзей (Моховиков, 2001).
Наиболее типичные причины, не позволяющие женщинам, страдающим от насилия в семье, изменить свою жизненную ситуацию:
1) страх ухода (женщина, рискнувшая уйти, иногда подвергается смертельной опасности);
2) незнание собственных прав и возможностей;
3) наличие жилищной проблемы (отсутствие реальных законодательных мер, гарантирующих возможность расселения или обмена общей с насильником квартиры);
4) экономические проблемы (невозможность создания того же материального уровня в семье, абсолютная экономическая зависимость от мужа, отсутствие работы и т. д.).
К нерешительности приводят и многочисленные неверные социальные установки относительно семьи и брака, такие, как:
1) развод – признак поражения женщины;
2) насилие присутствует во всех семьях (только все члены семьи стремятся его скрывать);
3) семья – это женское предназначение, и только женщина несет ответственность за то, что тут происходит;
4) «без меня он пропадет»;
5) необходимо жертвовать собой и все терпеть ради детей;
6) помощь найти невозможно – чужие проблемы никому не нужны и т. д.
Женщинам мешает уйти из семьи не только это, но еще и иллюзия, что насилие никогда больше не повторится. К сожалению, в большинстве случаев это не так. В теории цикла насилия выделяют три определенные стадии, повторяющиеся в разрушительных и разрушающихся взаимоотношениях. Длительность каждой стадии и их периодичность варьируется. Паттерны цикла насилия различны, но всегда повторяются, наращивая силу и частоту (Меновщиков, 2002).
Во время первой фазы, или стадии нарастания напряжения, происходят незначительные акты избиения и нарастает напряженность между партнерами. Пострадавшие выходят из такой ситуации различными путями: они могут отрицать наличие самого факта избиения или сводить к минимуму значимость насилия («Могло бы быть хуже, это всего лишь синяк»). Не раз внешние факторы позволяют балансировать на грани перехода к следующей стадии. Жертвы насилия идут на все, чтобы контролировать эти факторы, – оправдывая жестокость и даже защищая такое поведение членов семьи и других людей.
Вторая фаза характеризуется случаями сильного избиения. К концу первой стадии теряется всякий контроль над процессом. Здесь уже неизбежно грубое избиение. Нападающий не способен управлять своим деструктивным поведением, что ведет к жестокому сценарию событий. Основное отличие между первой и второй стадиями в том, что тут обе стороны сознают: ситуация вышла из-под контроля. Только один человек может положить конец насилию – сам нападающий. Поведение пострадавшего на этой стадии ничего не меняет.
Третья стадия, медовый месяц, несет с собой период необычайного покоя и любви, внимания и даже, в некоторых случаях, покаяния. Жестокость сменяют подарки, хорошие манеры, уверения, что насилие никогда больше не повторится, мольбы о прощении. Жертве хочется верить, что с кошмаром будет покончено навсегда. Во время этого периода партнеры отмечают вновь вспыхнувшее искреннее чувство любви. Однако поскольку это взаимоотношение деструктивно, стадия медового месяца заканчивается, переходя к фазе нарастания напряжения в новом цикле насилия.
Американский исследователь семейного насилия Л. Мак– Клоски выделяет основные причины его стабилизации, по ее мнению, целиком зависящие от женщины, супруги, неспособной кардинально изменить ситуацию и вырваться из порочного круга подобных взаимоотношений, избавив тем самым и себя, и близких от страданий. Нередко женщина, не понимая истоков немотивированной жестокости, начинает обвинять или осуждать себя, искать причины насилия в себе. Перенос вины с насильника на жертву называется «осуждением жертвы». Ввиду полной экономической зависимости от мужа, невозможности или нежелания работать, отсутствия престижной профессии или образования, из-за страха перед снижением своего социального статуса многие женщины боятся развода и терпят насилие исключительно ради материальных благ. В таких случаях женщины начинают добровольно самоизолироваться, боясь ревности и демонстрируя полную преданность и самоотдачу или стыдясь себя и своих семейных отношений. Встречается также сознательное приятие и ожидание насилия со стороны мужа, когда женщина считает, что мужчине по его природе и социальному предназначению свойственно оскорблять и держать супругу в страхе, а потому на это надо смотреть «философски», спокойно.
Не существует единой теории, способной полностью объяснить все случаи и причины семейного насилия. Принимая во внимание сложность человеческой натуры, особенности социального взаимодействия и характер семьи как социальной структуры, нужно все же учитывать и все разнообразие семей, индивидуальные характеристики их членов и те социальные отклонения, которые, переплетаясь и сочетаясь, могут порождать насилие.
Конфликт, приводящий к насилию, можно назвать, используя термин Л. Козера, «нереалистичным» (Козер, 2000). Он возникает из агрессивных импульсов, ищущих выражение вне зависимости от объекта. Суть конфликта – в самовыражении, в том числе в виде аффектов.
Современная цивилизация не только не подавляет, но и, напротив, стимулирует проявление агрессии и культивирует насилие. Агрессия вполне могла эволюционно закрепиться как целесообразный инстинкт выживания, защиты от внешних угрожающих воздействий. Однако если исходить не только из эволюционного закрепления агрессивности, но и из непрерывного эволюционного отбора особо агрессивных индивидов, логично прийти к представлению о спонтанной природе агрессивности современного человека. Но все свойства человека нуждаются во внешних стимуляторах для своего проявления.
Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье порождает не только агрессивное поведение по отношению к другим детям, но и ведет к насилию и жестокости во взрослой жизни, превращает физическую агрессию в жизненный стиль личности. Высокий уровень агрессии определяет выбор соответствующих форм поведения, например, возрастают показатели спонтанной реактивной агрессии, раздражительности. Часто жестокость обусловлена не только эмоционально, она зарождается и на почве интеллектуальной неспособности или фанатизма.
Существует набор черт характера, которые были выявлены у мужчин, избивавших своих подруг или жен; четыре последние характеристики почти со стопроцентной гарантией указывают на склонность к насилию. Если мужчина обнаруживает несколько черт характера из нижеперечисленных (три или четыре), то вероятность физического насилия достаточна высока – чем богаче набор этих характеристик, тем выше вероятность насилия. В некоторых случаях он может иметь всего 2 характерные черты, но невероятно ярких (например, чрезмерная ревность, доходящая до абсурда). Поначалу мужчина пытается объяснить свое поведение как проявление любви и заботы, и женщине это может льстить; с течением времени поведение становится более жестоким и направлено на угнетение женщины (Меновщиков, 2002).
Ревность. В самом начале взаимоотношений мужчина всегда говорит, что его ревность – это знак любви. Ревность, однако, не имеет ничего общего с любовью, это – признак незащищенности и собственничества. Он будет спрашивать женщину, с кем она разговаривает по телефону, обвинять ее во флирте, злиться, когда она проводит время в кругу семьи, с друзьями или детьми. По мере нарастания ревности он будет часто звонить ей в течение дня, неожиданно появляться дома. Он может выступать против того, чтобы она работала, из-за страха, что она познакомится на работе с другим мужчиной, или даже выражать ревность в странных формах, например – расспрашивать о жене своих друзей.
Контроль. Поначалу мужчина говорит, что такое поведение объясняется заботой о безопасности, о ее разумном времяпрепровождении или о необходимости принятия правильных решений. Он будет сердиться, если женщина «поздно» вернулась домой после похода по магазинам или деловой встречи. Он будет подробно расспрашивать ее о том, где она была, с кем разговаривала. По мере усугубления такого поведения он может не позволять женщине принимать самостоятельные решения по ведению хозяйства, выбору своей одежды и т. п. Он может прятать деньги или даже требовать, чтобы она спрашивала разрешения выйти из комнаты или дома.
Быстрая связь. Многие женщины, впоследствии подвергшиеся избиению, встречались или были знакомы со своими будущими мужьями или любовниками менее шести месяцев. Он налетает как вихрь, заявляя о «любви с первого взгляда», и льстит женщине, говоря: «Ты единственная, кому бы я мог это сказать»; «Я никого до сих пор не любил так, как тебя». Он отчаянно нуждается в ком-либо и будет настаивать на интимных отношения.
Нереальные ожидания. В этом случае мужчина очень зависим от женщины с точки зрения удовлетворения потребностей; он надеется, что она будет превосходной женой, матерью, любовницей, другом. Он будет говорить, например: «Если ты меня любишь, то я – все, что нужно тебе, а ты – все, что нужно мне». Предполагается, что она заботится о его эмоциональном состоянии и обо всем в доме.
Обвинение других в случае проблем. При возникновении той или иной проблемы всегда найдется виновник, заставивший его поступать неправильно. Он может обвинять женщину во всех своих неудачах и ошибках, говоря, что она раздражает его, отвлекает от мысли и мешает выполнять работу. А затем она виновата во всем, что происходит не так, как ему хотелось бы.
Обвинение других за свои чувства. Утверждая: «Ты сводишь меня с ума», «Ты оскорбляешь меня, поступая не так, как я прошу», «Ты меня раздражаешь», – он осознает свои мысли и чувства, но использует их при этом для манипуляции.
Гиперчувствительность. Легко ранимый, такой мужчина будет говорить о своих «оскорбленных» чувствах, когда в действительности он ведет себя безответственно, или рассматривать малейшую неудачу как результат козней, направленных против него. Он будет напыщенно и с энтузиазмом говорить о несправедливости, которая на деле является неотъемлемой частью нашей жизни: это может быть просьба выйти на работу во внеурочное время, наложение штрафа, обращение за помощью в делах по дому.
Грубость по отношению к животным или детям. Мужчина жестоко наказывает животных или бесчувствен к их страданиям или боли; он может считать, что ребенок в состоянии исполнить нечто, явно выходящее за пределы его возможностей (наказать двухлетнего за то, что тот намочил кроватку), или дразнить детей, младшего брата или сестру, доводя их до слез (60 % мужчин, избивающих своих жен, бьют также и своих детей). Он может требовать, чтобы дети не ели вместе с ним за столом или сидели в своей комнате, пока он дома.
«Игривое» применение силы в сексе. Ему может нравиться разыгрывание в сексе всевозможных фантазий, где женщина совершенно беспомощна. Он дает ей понять, что идея «изнасилования» его возбуждает. Он может использовать злость и раздражение для манипуляции женщиной с целью добиться разрешения на секс. Или он может заняться сексом в то время, когда женщина еще спит, или требовать секса, когда та устала или больна.
Оскорбление словом. Кроме того, что сами по себе слова могут иметь грубый и оскорбительный смысл, произнесенные в адрес женщины, они унижают ее, как бы перечеркивая все ее достоинства. Мужчина может говорить ей, что она глупа и без него ничего не сможет сделать, иногда такими вербальными оскорблениями начинается и заканчивается день.
Ригидные сексуальные роли. Мужчина ждет, что женщина будет угождать ему; он будет говорить, что она должна оставаться дома, подчиняться ему во всем – даже если это касается преступных действий. Он хочет видеть женщину подчиненной мужчине, глупой, неспособной быть целостной личностью.
Д-р Джекил и м-р Хайд (персонаж рассказа Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», в которой доктор Джекил открыл средство, позволяющее ему на время превращаться в порочную, жестокую личность по имени мистер Хайд). Многих женщин приводит в недоумение «внезапное» изменение настроения партнера – вот он милый и добрый, а в следующую минуту взрывается, или искрится счастьем – и тут же печален. Это не говорит о наличии особых «психических проблем» или о том, что он «сумасшедший». Вспыльчивость и резкое изменение настроения характерны для мужчин, избивающих своих партнеров.
Случаи избиения в прошлом. Мужчина может говорить, что бил женщин и прежде, но это они вынуждали его так поступать. Об этом можно услышать от родственников или бывшей жены. Такой мужчина будет бить любую женщину, находящуюся рядом с ним, обстоятельства в данном случае ничего не меняют.
Угроза насилия. Сюда относится любая угроза применения физической силы, означающая контроль за поведением женщины. «Я тебя убью»; «Я сломаю тебе шею». И хотя большая часть мужчин не угрожают своим супругам, насильники будут пытаться оправдать свое поведение, утверждая, что «все так говорят».
Битье посуды, разрушение предметов. Такое поведение может иметь цель наказать женщину (например, сломав ее любимую вещь), но гораздо чаще мужчине необходимо терроризировать женщину, чтобы держать ее в повиновении. Он может разбить тарелку кулаком или бросить в женщину что попало. И опять-таки – это значимый признак: только действительно незрелые люди бьют посуду (или что-либо иное) в присутствии других с целью угрозы.
Применение силы в качестве аргумента. Мужчина держит женщину в подчинении, силой заставляет ее выйти из комнаты, толкает и пинает ее и т. п. Кроме того, часть мужчин всячески стараются изолировать женщину, например запретить ей работать, дружить с кем бы то ни было и т. п.
Причины возникновения физического насилия условно можно разделить на три группы (Платонова, Платонов, 2004):
1) причины, вызванные особенностями личности мужчины и историей его жизни;
2) причины, вызванные историей жизни женщины и ее личностными особенностями;
3) причины, обусловленные особенностями супружеских отношений.
Каждая из них может стать определяющей, однако, как правило, целый комплекс причин приводит к внутрисемейному насилию над женщинами.
К наиболее типичным причинам насилия, обусловленным личностью мужчины и историей его жизни, могут быть отнесены следующие причины:
1) родительский сценарий, в котором отец бил мать;
2) мужчину часто избивали родители в детстве;
3) наличие традиционного взгляда на положение женщин и мужчин в семье (мужчина – абсолютный и беспрекословный глава семьи);
4) уверенность мужчины в том, что женщина имеет потребность быть в роли жертвы и не имеет реальных возможностей разорвать с ним;
5) высокий уровень тревожности и беспокойства по поводу своего доминирующего положения;
6) постоянное употребление алкоголя;
7) низкий уровень самосознания и самоконтроля;
8) неспособность принять ответственность за совершаемые действия;
9) наличие высокого уровня стресса, обусловленного экономическими и бытовыми причинами;
10) ярко выраженное желание причинить ущерб другому человеку;
11) психопатия и т. д.
Мужчины с гетеросексуальной ориентацией составляют большинство среди тех, кто совершает насилие и прибегает к другим способам недопустимого поведения, чтобы сохранить свой контроль и доминирование в личных отношениях (Mirlress-Black et al., 1998).
Агрессивные мужчины нередко испытали в детские годы насилие по отношению к себе и наблюдали пример поведения старшего мужчины, проявлявшего жестокость по отношению к женщине. Они часто наблюдали алкоголизм, расизм, классовое подавление и женоненавистническое поведение. Многим не довелось почувствовать в детстве любви и заботы. Но не все агрессивные мужчины подходят под эту категорию. Некоторые имеют психические заболевания и не испытывают угрызений совести по поводу сделанного, в то время как другие испытывают искренний ужас перед своим поведением. Агрессоры имеют тенденцию оправдывать свои действия, как и все, кто доминирует с использованием силы, говоря и веря в то, что они являются жертвами, а не обидчмками. К сожалению, такое убеждение очень часто поддерживается многими социальными институтами, такими, как полиция, судьи, церковь, социальные и медицинские работники (Курасова, 1997; Сафонова, Цымбал, 1993).
Для женщин фактором риска также является неблагоприятная ситуация в родительской семье. Кроме того, к факторам риска можно отнести следующие особенности поведения и личности современных женщин:
1) высокий уровень психологической зависимости женщины от мужчины;
2) экономическая зависимость женщины от мужчины;
3) более высокий уровень образования женщины в семье;
4) наличие физических недостатков у женщины (особенно если они появились в процессе совместной жизни);
5) низкая самооценка;
6) недостаточно или неумело проявляемая сексуальная активность и т. д.
Потенциальные жертвы насилия также часто демонстрируют следующие характерные признаки:
? испытывают страх перед вспыльчивостью партнера;
? уступают партнеру, боясь оскорбить его чувства или вызвать гнев;
? чувствуют желание «спасти» партнера, когда тот попадает в неприятное или трудное положение;
? оправдывают плохое обращение партнера и перед собой, и перед другими;
? терпят, если партнер, раздражаясь и злясь, бьет их, толкает, пихает и т. д.;
? принимают решения относительно своих действий или поступков друзей в зависимости от желания или реакции партнера;
? оправдывают партнера тем, что он ведет себя точно так же, как когда-то его родной отец поступал с матерью.
Следующие факторы увеличивают риск насилия в супружеских отношениях:
1) конфликтность и постоянные ссоры в семье;
2) вербальная агрессия во взаимоотношениях супругов;
3) борьба за власть и доминирование в семье;
4) низкий социально-экономический статус семьи;
5) ригидность во взаимодействиях и взаимоотношениях партнеров.
Женщины, против которых направлено насильственное поведение, могут испытать:
? постепенное ухудшение здоровья по мере того, как усиливается эмоциональное, физическое и экономическое насилие;
? снижение самооценки, утрату уверенности в себе;
? сильные чувства одиночества, стыда и страха;
? постоянные стрессы и психофизиологические расстройства;
? чувство отчаяния от невозможности разрешить проблему насилия в семье;
? нарастающее чувство вины из-за неспособности справиться с проблемой своими силами и агрессию, направленную против на себя.
Как правило, физическое насилие над женщиной сочетается с насилием сексуальным. Сексуальное насилие – это совершение сексуальных действий против воли партнера, а также принуждения партнера к неприемлемым для него приемам, способам сексуальных отношений. Изнасилование в браке – преступление, которое до сих пор не считается преступлением. Во многих странах мира предполагается, что брак наделяет мужчину безусловным правом на сексуальные отношения с супругой и правом применять силу в случае ее отказа.
Виды сексуального насилия достаточно подробно представлены в специальной литературе (Антонян, Ткаченко, 1993; Дворянчиков и др., 1997; Курасова, 1997).
К клиническим проявлениям сексуального насилия в отношении женщин относят жалобы пострадавших на: хронические боли, психогенические боли (боли вследствие диффузной травмы без видимых проявлений); гинекологические отклонения, частые инфекции мочеполовой системы (диспареуния, боли в тазовой области); частые визиты к врачам с неопределенными жалобами или симптомами без признаков физического недомогания; хронические посттравматические стрессовые нарушения; расстройство сна и аппетита; усталость, снижение концентрации, половые расстройства и т. д.
К психологическим последствиям этой формы насилия можно отнести: снижение самооценки; чувство изоляции и неспособность справиться с ситуацией; депрессивные состояния; суицидальные тенденции; злоупотребление алкоголем; склонность к употреблению наркотиков и т. д.
Возможность сексуального насилия обусловлена не только личностью мужчины (насильника), но и личностью женщины (жертвы). Специальные исследования выявили обобщенный социальный портрет мужчины, характерные черты его биографии: низкий уровень образования; доминантная холодная мать; негативное восприятие собственного отца и отсутствие положительной эмоциональной связи с ним; использование родителями незаслуженных наказаний; повышенный уровень либидо и повышение потребности в эскалации сексуальных возбудителей; алкоголизм; страх перед женщинами, обусловленный нарушениями в мужской идентичности.
Для мужчин «группы риска» по сексуальному насилию характерны установки криминальной культуры – восприятие женщины как предмета, необходимого для «немужской» работы. Очень часто слабость и неуверенность характера заставляют использовать сексуальное насилие как средство доказать самому себе свою мужественность.
Зарубежные специалисты кризисных центров для женщин (Шведова, 2000) обобщили типичные установки, ограничивающие возможность помощи жертве внутрисемейного насилия:
1) страх возмездия, если обидчик узнает о разговоре о насилии;
2) стыд и унижение от того, что произошло;
3) мысли о том, что она заслужила наказание;
4) чувство защиты от партнера;
5) неполное осознание ситуации;
6) убеждение, что врачу или психологу не обязательно знать информацию о насилии, потому что он очень занят, чтобы тратить свое время;
7) убеждение, что врач и психолог не может помочь в этом вопросе и т. д.
Не менее опасным и распространенным видом внутрисемейного насилия над женщинами является насилие психологическое. Эта форма насилия может выражаться в пренебрежении ее потребностями, в отсутствие теплого, внимательного, любовного взаимоотношения и использовании бесконечных насмешек, циничных замечаний, иронии. Оно проявляется в следующих формах:
1. Игнорирование психологических потребностей женщины: потребности в безопасности; потребности в принадлежности к группе (женщина во всех своих действиях и поступках должна принадлежать только мужу); потребности в познании (запрет на обучение); потребности в самореализации в профессиональной сфере (запрет на работу).
2. Изоляция. Это установление жесткого контроля над сферой общения женщины, запрет на общение с коллегами по работе, подругами, родственниками, жесткий контроль любых взаимодействий жены вне дома. В случае развода или сильных обид муж может запретить жене общаться с детьми.
3. Постоянные угрозы в структуре межличностного взаимодействия (уничтожение и разрушение семейного пространства, межличностных взаимоотношений, представление детям и другим людям искаженного портрета партнера, ирония, насмешки, желание поставить партнера в неловкую ситуацию и продемонстрировать всем близким и далеким людям эту неловкость или отсутствие каких-либо умений и навыков);
4. Создание семейной коалиции в результате отвержения женщины.
5. Формирование портрета неуспешной, неумелой и несостоятельной матери в глазах детей и малозначимого человека.
6. Отвержение. Неспособность и нежелание проявить внимательное, ласковое, заботливое отношение к женщине, эмоциональная холодность;
7. Манипуляция (использование ложной или истинной информации против женщины) и т. д.
Как правило, причины, вызывающие психологическое насилие над женщиной, также обусловлены особенностью личности женщины. К ним можно отнести:
1) явно выраженное страдание жертвы как фактор подкрепления агрессии;
2) экономическую, психологическую и эмоциональную зависимость женщины;
3) более высокий уровень образования женщины;
4) невысокий социально-экономический статус женщины;
5) наличие опыта восприятия себя в качестве жертвы в родительской семье;
6) низкий уровень самооценки партнеров;
7) высокую степень внутрисемейных разногласий и конфликтов между супругами;
8) многочисленные стрессовые ситуации (безработица, смерть близких родственников, очень тяжелая и низкооплачиваемая работа, враждебные действия знакомых);
9) употребление алкоголя, наркотиков и др.
Специальные исследования вербальной агрессии показали, что более чем в 8 % случаев внутрисемейного насилия оскорблениям подвергаются не просто личность женщины, не ее социально-ролевые функции. Во время ссор мужчина, зная слабые места женщин, оскорбляет и унижает ее личное и профессиональное достоинство.
Существует три широко используемых модели для объяснения динамики развития взаимоотношений насилия: цикл насилия (Л. Уолкер), процесс насилия (Ланденбергер), власть и управление (модель Дулута) (Курасова, 1997; Сафонова, Цымбал, 1993).
Уолкер в 1984 г. проанализировала психологические и поведенческие реакции подвергающихся насилию женщин с точки зрения теории «приобретенной беспомощности» Селигмана. На основе многочисленных опросов подвергающихся насилию женщин Уолкер разработала «цикличную теорию насилия». Были определены три фазы: «фаза нарастания напряжения» характеризуется эскалацией напряжения, словесными оскорблениями и мелкими физическими столкновениями. Женщина старается успокоить партнера, отчаянно пытаясь избежать серьезных конфликтов. Ее чувство беспомощности и страха растет по мере того, как конфликты становятся все более серьезными. Данная фаза может длиться неделями или даже годами до тех пор, пока напряжение не достигает переломного момента. Вторая фаза, «серьезный инцидент насилия», представляет собой начало серьезного насилия и длится от 2 до 24 часов. Женщина не в состоянии повлиять на исход второй фазы и может только лишь попытаться защитить себя и своих детей. В третьей фазе «последствия» мужчина может проявлять раскаяние, любовь и намерение измениться. Данная фаза порождает надежду женщины на то, что избиения прекратятся. К сожалению, этот цикл почти всегда повторяется. С течением времени третья фаза имеет место все реже и реже, и женщина оказывается в ловушке между нарастанием напряжения перед вспышкой и насилием (Walker, 1999; 2000).
Было изучено личностное восприятие опыта насилия, процесс самооценки в обстановке насилия, а также влияние личностного восприятия на выбор женщин в обстановке насилия (Landerbereger, 1989). Женщины описывали 4 фазы – объединение, терпение, разрыв, реабилитация, – через которые они прошли, приписывали разное значение насилию, отношениям с партнерами и отношению к себе. В течение фазы объединения, когда взаимоотношения еще новы и происходят в обстановке любви, женщины реагируют на насилие удвоенным стремлением наладить взаимоотношения и предотвратить будущее насилие. Женщины применяют методы, отличающиеся логикой и изобретательностью, для того чтобы успокоить партнера. С течением времени бессмысленность попыток решить эту проблему становится очевидной, и женщина начинает сомневаться в долговременности их взаимоотношений. Во второй фазе, или фазе терпения, женщина терпит насилие из-за положительных сторон взаимоотношений, а также потому, что считает себя, по крайней мере – частично, ответственной за насилие. Хотя женщина может искать помощь на стороне, она не раскрывает всех обстоятельств проблемы, так как боится последствий, угрожающих ее безопасности, а также снижению социального статуса партнера. В фазе разрыва женщина признает свое положение как связанное с насилием и сознает, что она не заслуживает такого отношения.
Переломный момент возникает, когда женщина осознает опасность для себя, а также желание убить обидчика. По мере того как женщина пытается решить проблему раздельного проживания и своей безопасности, она может несколько раз уйти и вернуться к обстановке насилия. Через определенное время, необходимое для переоценки ценностей и успешного преодоления препятствий, которые не давали ей покинуть взаимоотношения, женщина может перейти в фазу реабилитации, в течение который она проживает отдельно от обидчика.
В 1984 г. на основе групповых интервью с женщинами, посещающими образовательные курсы, в рамках Программы Дулута по борьбе с домашним насилием была разработана структура для описания поведения мужчин, проявляющих физическое и эмоциональное насилие по отношению к партнерам. Многие женщины критиковали теории, описывающие насилие как цикличное событие, а не как постоянную составляющую силу в их взаимоотношениях. Далее, женщины подвергли критике теории, объясняющие насилие неспособностью мужчин справиться со стрессом. На основе опыта женщин, проживающих с такими партнерами, была разработана модель власти и управления, получившая также название модель Дулута. Данная теория описывает насилие как составную часть поведения, а не как серию независимых инцидентов насилия или циклических взрывов сдерживаемой злости, разочарования или болезненных чувств (Pence et al., 1993; Shepherd, Pence, 1999).
- Глава 1 Общие вопросы виктимологии
- 1.1. Виктимология: предмет, история, перспективы
- 1.2. Типы жертв и виды виктимности: соотношение понятий
- 1.3. Насилие: виды и формы
- Признаки преступлений и коэффициенты тяжести преступлений (индекс Селлина-Вольфганга)
- 1.4. Выученная беспомощность и поисковая активность
- 1.5. Совладающее поведение и защитные механизмы личности
- 1. Эмоциональный/проблемный:
- 2. Когнитивный/поведенческий:
- 3. Успешный/неуспешный:
- Сравнительная характеристика особенностей механизмов психологической защиты и совладающего поведения
- Структурно-функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях. Организация поведения
- 1.6. Посттравматическое стрессовое расстройство: модели и диагностика
- 1.7. Формирование виктимности: теории и модели
- 1.8. Диагностика виктимности
- Методика «Склонность к виктимному поведению» Инструкция для испытуемого
- Текст опросника
- Ключи для подсчета первичных баллов
- Порядок работы
- Обработка результатов
- Интерпретация результатов
- Глава 2 Психотерапия виктимности
- 2.1. Транзактный анализ
- Рис, 2.9. Сценарная матрица
- Драйверы и типы сценариев
- Матрица игнорирования
- Игры и анализ игр
- Игра «Алкоголик»
- Игра «Пьяный и гордый»
- Игра «Пьяница»
- Игра «Алкаш»
- Техники
- Техника 1. Определение эго-состояний
- Техника 2. Определение транзакций
- Техника 3. Поглаживания
- Индивидуальный профиль поглаживания
- Техника 4. Структурирование времени
- Техника 5. Определение жизненного сценария
- Сценарный вопросник
- Терапевтический вопросник
- Техника 6. Работа с игнорированием
- Техника 7. Работа с мировосприятием и искажением
- Техника 8. Работа с симбиозом
- Техника 9. Работа с системой рэкета
- Техника 10. Игры и анализ игр
- Техника 11. Контракты на изменение
- 2.2. Индивидуальная психология а. Адлера
- Техники терапии Техника 1. Первичное интервью
- Техника 2. Получение раннего воспоминания
- Техника 3. Качественный контент-анализ ранних воспоминаний
- Техника 4. История жизни
- Техника 5. Анализ сновидений
- Техника 8. Негативная практика
- Техника 9. Ловить самого себя
- Техника 10. Метод пусковой кнопки
- Техника 11. «Ага-переживание»
- Реориентационный тренинг
- Техника 1. Встреча с самим собой
- Техника 2. Развитие стереоскопического психологического видения
- Техника 3. Преодоление кристаллизованных паттернов поведения
- Техника 4. Метафорическое взаимодействие
- Техника 5. Гештальттерапевтическая техника отождествления с объектом
- Техника 6. Исследование и преобразование метафор в адлерианской терапии
- Техника 7. Метафорические упражнения
- 2.3. Психосинтез
- Техники Техника 1. Работа с субличностями
- Техника 2. Постижение своего истинного я
- Техника 3. Перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез)
- 2.4 Когнитивно-поведенческая психотерапия
- Техники
- Метод 1. Формула авс Техника 1. Обучение основной формуле abc
- Техника 2. Мышление и эмоции
- Метод 2. Определение убеждений Техника 1. «Определение ожиданий»
- Техника 2. Определение собственной эффективности
- Техника 3. Определение я-концепции
- Техника 4. Определение внимания
- Техника 5. Избирательность памяти
- Техника 6. Определение атрибуции
- Техника 7. Определение оценки
- Техника 8. Определение самоинструктирования
- Техника 9. Определение скрытого убеждения
- Техника 10. Объяснение проблем
- Метод 3. Группы убеждений Техника 1. Определение центральных убеждений
- Техника 2. Определение жизненных ориентиров
- Техника 3. Когнитивные карты
- Метод 4. Жесткие техники опровержения Техника 1. Контратака
- Техника 2. Контрутверждения
- Техника 3. Диспут и оспаривание
- Техника 4. Форсированный выбор
- Метод 5. Мягкие техники опровержения Техника 1. Оспаривание в состоянии релаксации
- Техника 2. Антикатастрофизирующая практика
- Метод 6. «Объективные техники опровержения»
- Техника 1. Альтернативная интерпретация
- Техника 2. Рациональные убеждения
- Техника 3. Утилитарные доводы
- Техника 4. Деперсонализация я
- Метод 6. Ресинтез прошлого Техника 1. Ресинтез критических жизненных событий
- Техника 2. Ресинтез жизненных ориентиров
- Техника 3. Ресинтез ранних воспоминаний
- Техника 4. Ресинтез семейных убеждений
- 3.1.1. Убийства и причинение тяжкого вреда здоровью
- 3.1.2. Хулиганство
- 3.1.3. Кражи
- 3.1.4. Мошенничество
- 3.1.5. Разбой, грабеж, вымогательство
- 3.2. Виктимология терроризма
- 3.2.1. Психология террористов
- 3.2.2. Психология взаимодействия террористов с заложниками
- 3.2.3. Психология заложников
- 3.2.4. Психология ведения переговоров с террористами
- 3.3. Кризисное консультирование и психотерапия
- 3.3.1. Экстренная психологическая помощь
- 3.3.2. Кризисная интервенция
- Техники кризисной интервенции: психологический дебрифинг
- Часть I – проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса;
- Часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- 3.3.3. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства (птср)
- 3.3.3.1. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз (дпдг)
- 3.3.3.2. Ослабление травматического инцидента (оти)
- Процедура оти
- 3.3.3.3. Нейролингвистическое программирование (нлп)
- Техники
- Техники «нс – жс»
- Техники якорения
- Техники работы с субмодальностями
- Техники рефрейминга
- Базовая техника «Линия времени»
- Рефрейминг
- Универсальные техники
- Глава 4 Виктимология насилия
- 4.1. Насилие над детьми
- Эмоциональное насилие
- Психологическое насилие
- Физическое насилие
- Сексуальное насилие
- Последствия насилия у детей
- 4.2. Домашнее (семейное) насилие
- 4.3. Изнасилование
- 4.4. Насилие в школе
- 4.5. Моббинг
- 4.6. Консультирование и психотерапия жертв насилия
- 4.6.1. Консультирование детей – жертв насилия
- 4.6.2. Консультирование жертв сексуального насилия
- Тест на склонность быть жертвой изнасилования
- 4.6.3. Консультирование жертв семейного насилия
- Техника «Письмо»
- Техника «Телефонный разговор»
- Техника «Пустой стул»
- Техника «Возврат во времени»
- Техника «Шаг в будущее»
- 4.6.4. Групповая терапия с женщинами – жертвами насилия
- Техника «Моя жизнь»
- Техника «Автопортрет»
- Техника «Мой герб»
- 4.6.5. Тренинг позитивного восприятия себя и ассертивного поведения
- Блок 1. Право уважительного отношения к себе
- Блок 2. Право иметь свои чувства и мнения и выражать их
- Блок 3. Право быть выслушанной и воспринятой всерьез
- Блок 4. Право устанавливать свои приоритеты
- Блок 5. Право сказать «нет» без чувства вины
- Блок 6. Право просить, чего ты хочешь
- Блок 7. Право получать то, за что ты заплатила
- Блок 8. Право получать информацию
- Блок 9. Право делать ошибки
- Блок 10. Право не пользоваться биллем о правах
- 4.6.6. Групповая терапия с детьми
- 4.6.7. Тренинг саморазвития (для младших подростков)
- Занятие 1. «Куда же нам плыть?»
- Занятие 2. «Знакомство»
- II часть
- III часть
- IV часть
- V часть
- Занятие 3. «Что такое эмоции»
- Занятие 4. «о пользе и вреде эмоций»
- Занятие 5. «Эмоции правят мною или я ими»
- Занятие 6. «в поисках достойных путей выражения чувств»
- Занятие 7. «Трудности взаимопонимания»
- Занятие 8. «Можно ли научиться изменять свое состояние?»
- Эмоциональный термометр Занятие 9. «Во мне живут семь я»
- I часть
- II часть
- III часть
- IV часть
- 4.6.8. Тренинг самоопределения (для старших школьников)
- Занятия 1 и 2
- Окно Джогари
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятие 6
- Занятия 7 и 8
- 4.6.9. Консультирование в ситуации моббинга
- Глава 5 Виктимология аддиктивного поведения
- 5.1. Аддиктивное поведение: концепции и модели
- 5.2. Деструктивные культы
- 1. Характер лидерства:
- 2. Характер и структура доктрины:
- 3. Характер создания и поддержания членства в группе:
- 5.3. Наркомания
- 5.4. Алкогольная зависимость
- 5.5. Компьютерная зависимость
- 5.6. Игровая зависимость
- 5.7. Нарушения пищевого поведения
- 5.8. Созависимость
- 5.9. Консультирование и психотерапия зависимостей
- 5.9.1. Консультирование участника деструктивного культа
- 5.9.2. Консультирование и психотерапия при наркомании
- 5.9.3. Консультирование и психотерапия при алкоголизме
- 5.9.4. Консультирование при компьютерной зависимости
- 5.9.5. Консультирование при игровой зависимости
- 5.9.6. Консультирование при нарушениях пищевого поведения
- 5.9.7. Консультирование и психотерапия при созависимости
- 5.10. Метод сказкотерапии в психотерапии зависимости
- Некоторые вспомогательные техники
- Примеры психотерапевтических сказок
- Список использованной и рекомендуемой литературы