logo
Malkina_piyh_I

Универсальные техники

Техника «Превращение замешательства в понимание»

1. Подумайте:

a) о чем-то, приводящем вас в замешательство,

b) о чем-то похожем, но понятном.

2. Чем отличаются эти два опыта? Пусть вас не волнует, чем они похожи, главное – то, чем один отличается от другого.

3. Когда у вас будут как минимум два различия, попробуйте изменить замешательство, чтобы оно имело такие же субмодальные характеристики, как и понимание.

4. Понимаете ли вы то, что раньше приводило вас в растерянность? Если понимаете, вы добились результата. Если нет, вернитесь на шаг 2 и найдите еще несколько отличий. Продолжите до тех пор, пока либо не поймете, либо не определите, какая конкретно нехватка информации препятствует полному пониманию. Помните, что никто никогда ничего не понимает до конца, и это нормально.

Техника «Переписывание неудач»

1. Вызовите в памяти ситуацию неудачи или неприятное состояние, которое осадком лежит в вашей душе.

2. Ощутив себя достаточно дискомфортно, опустите глаза вправо-вниз (доступ к кинестетическим ощущениям) и выделите из всего этого дискомфорта (слитного комплекса неприятного) только то чувство, которое вы испытываете в связи с этой неудачей или состоянием. Определите для себя и обозначьте (как бы наклеив ярлык) это чувство.

3. Переведите глаза в положение влево-вбок (доступ к слуховым воспоминаниям) и вспомните все звуки и слова, которые сопровождали вашу неудачу или неприятное состояние.

4. Переведите глаза влево-вверх (доступ к зрительным воспоминаниям) и вспомните образ (картину), с которым была связана ваша неудача или неприятное состояние. Не старайтесь вспоминать намеренно – просто смотрите в пустоту, и воспоминание придет.

5. Переведите глаза вправо-вверх (доступ к зрительному конструированию) и вообразите желаемые вами картины ситуаций, в которых неудача или причина, вызвавшая ваше состояние, как минимум нейтрализуется или просто превращается в победу (но не переусердствуйте с победой – неудача все-таки была, и из нее следует сделать выводы).

6. Теперь как бы перетащите эту сконструированную картину удачи глазами из положения «доступ к зрительному конструированию» в положение «доступ к зрительным воспоминаниям» (т. е. просто двигая глазами по дуге из положения взгляда вправо-вверх до положения влево-вверх). Повторите этот процесс столько раз, сколько необходимо для того, чтобы воображенное стало реальным. Если это не удалось, подключите ресурсные образы или состояния.

7. Переведите глаза в положение вправо-вбок (доступ к слуховому конструированию) и услышьте все звуки, которые должны были бы сопровождать вашу победу. Перетащите эти звуки и слова в область слуховых воспоминаний, двигая глазами по горизонтали. Опять добейтесь устойчивого воспроизведения.

8. Посмотрите вниз-влево (доступ к внутренней речи и вторичным эмоциям) и представьте, что вы должны были чувствовать в этой новой, заново сконструированной «победной» ситуации. Извлеките соответствующую эмоцию и «перетащите» ее в область кинестетических ощущений (см. п. 2), где она заменит, вытеснит или уничтожит прежнее чувство.

9. Еще раз вспомните о неудаче или негативном состоянии и отметьте изменения. При необходимости повторите шаги 1–9.

Техника «Превращение неудачи в обратную связь»

1. Выявите собственное проблемное убеждение – то, что воспринимается вами как нечто такое, что невозможно, нельзя или не стоит делать:

a) определите ощущения и положения глаз, связанные с этим убеждением, после чего b) выясните, что происходит внутри в каждой из репрезентативных систем (визуальной, аудиальной и кинестетической), когда убеждение в неудаче присутствует.

2. Разделите единое восприятие проблемной ситуации, расположив каждую частичную репрезентацию в обычное для НЛП положение глазных ключей доступа.

3. Посмотрите вверх и вправо и представьте желаемые цели (а заодно и убеждения, с ней связанные). Проверьте экологию этой цели.

4. Взгляните на картины воспоминаний, связанных с проблемой, и постройте более реалистичную перспективу всей этой ситуации:

a) посмотрите, как воспоминания, казавшиеся раньше неприятными, могут теперь дать положительную обратную связь, которая способна вести вас прямо к намеченной цели;

b) уточните, не нужно ли как-то видоизменить свою цель, основываясь на том, что вы поняли из наблюдений за воспоминаниями;

c) удостоверьтесь, что вы можете видеть шаги, которые как бы соединяют воспоминания и намеченную цель (как бы НС и ЖС).

5. Определите позитивное ресурсное переживание – то, что вы наверняка достигнете или осуществите в будущем. Поставьте якорь на это переживание.

6. Сделайте субмодальности репрезентативных систем намеченной цели такими же, как у позитивного ресурсного переживания, и запустите поставленный якорь в то время, когда вы смотрите на намеченную цель.

Техника быстрого лечения фобий

1. Прежде всего, усвойте и объясните самому себе два момента:

a) большинство людей приобретает фобию в результате одной-единственной ситуации, которая была очень опасной или казалась таковой. То, что для проявления страха потребовался всего лишь один случай, лишь одно испытание, доказывает, что ваш мозг действительно способен быстро учиться и это облегчает процесс освоения вами новой реакции;

b) та часть вашей личности, которая все эти годы защищала вас, сохраняя эту фобию, – это важная и ценная часть, и вы хотите сохранить ее способность защищать вас в опасных ситуациях, однако отшлифовав и усилив эту ее способность путем обновления информации.

2. Получите доступ к состоянию фобии. Вспомните, что случилось, когда у вас появилась фобия, или хотя бы вспомните, когда в последний раз вы перепугались.

3. Диссоциируйте самого себя, как бы «разнесясь» в три места:

a) закройте глаза и представьте себе, что вы сидите посредине кинотеатра (первая диссоциация) и видите черно-белый слайд со своим изображением на экране (вторая диссоциация);

b) мысленно поднимитесь в будку кинооператора, откуда вы сможете увидеть себя сидящим в кресле в зале и наблюдающим за черно-белым изображением на экране (третья диссоциация). Четко разведите для себя эти три места.

4. Организуйте для себя просмотр черно-белого фильма. Сейчас вы как бы находитесь в будке кинооператора и смотрите черно-белый фильм о себе самом, описывающий самый первый или самый неприятный случай, когда вы испытали фобию. Просмотрите этот фильм целиком, начиная с того момента, который предшествовал неприятному событию, и до самого конца, когда все снова стало хорошо. Смотрите и слушайте, как наблюдатель со стороны, как вы проходите через психотравму – так, как будто это случилось с кем-то другим. Когда вы дойдете до момента, когда все снова станет хорошо, остановите фильм, но продолжайте мысленно смотреть на его последний кадр.

5. Теперь «впрыгните» в последний кадр фильма, который вы только что остановили, и очень быстро, в течение 2 секунд, просмотрите его в обратном направлении в цвете до момента начала неприятных событий. Сделайте описанное в п. 4 и 5 несколько раз.

6. Проверьте результат и подстройтесь к будущему. Попробуйте снова вызвать состояние фобии, задавшись, например, вопросом, что бы случилось, если бы вы оказались в той ситуации сейчас? Если проблемная реакция все же сохранилась, повторите процедуру, делая ее каждый раз все быстрее, пока от фобической реакции ничего не останется.

7. В заключение подумайте о том, что хотя у вас были и фобия, и психотравма, вы уже далеко ушли от тех конкретных ситуаций, когда все это было. У вас просто не было возможности извлечь из этих ситуаций уроки. Поэтому, когда вы повстречаетесь с подобными ситуациями в будущем, проявляйте определенную степень осторожности, пока вы не изучите их в достаточной степени.

Техника «Визуально-кинестетическая диссоциация (ВКД)»

1. Установите мощные якоря комфорта и «здесь и теперь».

2. Представьте себя как бы вышедшим из себя самого и представьте, как на слайде, себя, но в самый первый момент травматического происшествия. В результате окажется, что вы сидите здесь и сейчас и видите молодого себя прямо перед собой.

3. После того, как вы все это ясно представите, мысленно оставьте свое тело и представьте, что вы сидите на прежнем месте и наблюдаете за молодым собой. В результате вы как бы существуете в трех лицах. Вся перспектива просматривается из третьего положения, ваше тело находится во втором положении, а себя молодого, испытывающего травму, вы видите в первом положении. Как только вы установите эту так называемую трехпозиционную диссоциацию, заякорите ее.

4. Теперь – как это ни больно – снова проиграйте свою визуально-кинестетическую диссоциацию психотравмы (того, что так не хочется вспоминать), но при этом оставаясь кинестетически диссоциированным от травматического происшествия и только лишь наблюдающим за молодым собой, переживающим травму. Для того, чтобы оставаться в этом состоянии, используйте якоря (комфорта и «здесь и теперь»), а также языковые выражения, которые помогут разграничивать три случая: «я здесь, на отдаленном месте»; «я в настоящее время» и «я в молодости, переживающий то, что случилось». Это нужно, чтобы отделить травмированное Я в молодом возрасте от Я, наблюдающего за собой сегодня в перспективе.

5. «Просмотрев» и «прослушав» ситуацию психотравмы, перейдите из третьего положения обратно во второе – так, чтобы выинтегрировались с фактическим положением вашего тела.

6. Теперь мысленно подойдите к молодому себе – человеку, который пережил травму. Убедите его в том, что вы пришли из будущего. Окажите молодому себе любую необходимую поддержку, проявляя максимальное участие.

7. После того как вы в вашем нынешнем состоянии видите, что «молодой вы» получили достаточную поддержку, утешение и понимание, интергрируйтесь, перенеся свою молодую часть в собственное тело. Освободите якорь диссоциированной визуальной перспективы.

В случае сильной и свежей травмы эту процедуру (или некоторые ее части) вам придется проделать 2–3 раза – до тех пор, пока вы не сможете оставаться достаточно диссоциированным, чтобы можно было бы довести до конца дело освобождения от прошлого.

Комплексные техники

Клиентам, достаточно освоившим начала теории и все необходимые приемы и техники НЛП, можно предложить освоить более трудные комплексные методики самостоятельной работы с проблемой.

Техника «Алгоритм излечения»

1. Создайте хорошо сформулированный результат, то есть в порядке определите:

? вашу цель;

? признаки ее достижения;

? условия этого достижения;

? необходимые ресурсы;

? ограничения;

? последствия;

? ценность результата.

2. Сформулируйте у себя готовность к его достижению, то есть проверьте, а если надо – воссоздайте:

? желанность цели;

? уверенность в ее достижении;

? убежденность в «экологичности» предпринимаемого;

? уверенность в своей способности его осуществить;

? убежденность в «заслуженности» цели.

3. Создайте образы вашей цели во всех репрезентативных системах: визуальной, аудиальной и кинестетической. Можно использовать соответствующие положения глаз. Объедините эти образы в единую «голограмму».

4. Сделайте необходимое количество контекстных и внеконтекстных «взмахов» (см. выше) образа себя, достигшего цели, чтобы «вставить» в свой мозг желаемый результат. При необходимости воспользуйтесь любыми вариантами техники создания образа будущего, чтобы вставить желаемый результат в реальное будущее.

5. Используйте любую технику НЛП (например, скрещивание якорей) для программирования мозга на исцеление.

6. Вступите в контакт с симптомом (управляющей болезнью частью) и осуществите рефрейминг. При необходимости создайте часть, которая будет контролировать процесс исцеления и сохранения здоровья. Договоритесь о сотрудничестве с частями и сущностями вашего Я, которые могут оказать вам помощь.

Между пунктами 5 и 6 можно сделать еще четыре шага:

1) исцеление от последствий стрессов;

2) переопределение вторичных выгод и смысла болезни;

3) преодоление ограничивающих убеждений;

4) избавление от негативных чувств.

Техника «Самоисцеление»

1. Определите, что вы хотите автоматически излечить. Это может быть либо болезнь, либо травма.

2. Решите для себя, как вы поймете, что процесс исцеления идет или уже произошел. Спросите себя: «После того как болезнь пройдет, что изменится в моих ощущениях? Что позволит мне понять, что процесс выздоровления идет? Какие видимые изменения или изменения в ощущении произойдут, когда болезнь пройдет?»

3. Подберите присущее только вам ощущение автоматического исцеления. Представьте что-то, что напоминало бы вам болезнь или травму, которую вы хотите исцелить, но что возможно исцелить автоматически, без вмешательства извне. Выберите то, что может пройти независимо от того, что вы сами при этом делаете. То, что просто не может не пройти. Наиболее простыми примерами могут служить порезы, царапины, растяжение связок или простуда. Большинство людей сталкивалось с этим, и вы из опыта знаете, что это проходит само по себе. Итак, представьте то, что, на ваш взгляд, похоже на болезнь, которую вы хотите исцелить, но что излечивается само собой.

4. Вспомните о случае, когда все прошло само собой, и представьте, что это происходит в настоящий момент. Если бы вы порезались (или с вами произошло что-то еще, что вы выбрали на этапе 3) прямо сейчас, вы были бы уверены, что все пройдет само собой, не так ли? Обратите внимание, как вы представляете в своих репрезентативных системах, что, например, порезались прямо сейчас, но зная при этом, что все пройдет само собой.

5. Установите разницу в субмодальностном кодировании опыта самоисцеления (этап 4) и вашей болезни или травмы (этап 1). Как вы представляете каждое из них, какая между ними разница? Когда вы думаете о болезни, которая не прошла, что возникает у вас в сознании и где именно? Видите ли вы это прямо перед собой, в теле, или немного в стороне?

Задайте те же самые вопросы своему опыту самоисцеления (этап 4). Когда вы представляете, что порезались прямо сейчас, где вы видите возникший образ? Может быть, одно вы видите на теле, а другое где-то перед собой, в пространстве (например, затягивающийся порез вы можете представить непосредственно на теле, а травма, которую предстоит исцелить, видится как бы со стороны).

Обратите внимание на все различия в кодировании. Может быть, одно будет цветным, а другое черно-белым, одно будет слайдом, а другое – фильмом. Может быть, они будут разных размеров и располагаются на разных расстояниях. Вам нужно понять, как ваш мозг определяет одно как способное исцелиться самостоятельно, а другое – как неспособное. Опираясь на свой опыт самоисцеления, можете ли вы сказать, чем та область, где идет процесс заживания, отличается от окружающих тканей? Многие люди представляют эту область более крупной, яркой, пульсирующей, светящейся и т. д. Очень важно суметь заметить это, так как именно благодаря этому мозг понимает, что этой части тела следует уделить особое внимание.

Запишите, как вы представляете себе опыт самоисцеления, чтобы лучше его помнить и представлять.

6. Превратите свое ощущение «неизлечимости» в ощущение самоисцеления. Вам предстоит перекодировать травму или болезнь точно так же, как ваш мозг закодировал болезни, подлежащие самоисцелению. Это означает, что вы превратите свое ощущение неизлечимости в ощущение автоматического самоисцеления. Отныне вы будете представлять свою болезнь или травму, используя тот код, который ваш мозг воспринимает как код самоисцеления.

Воспользуйтесь информацией, полученной на этапе 5, и сделайте это. Если состояние неизлечимости представлялось ранее в виде слайда, изображавшего болезнь, или фильма, в котором вам становилось все хуже и хуже, прежде всего измените это. Представьте, например, что ваше состояние постоянно улучшается, и вообразите тот образ, который возникает у вас, когда вы думаете о самоисцелении. Затем перенесите ваш «безнадежный» опыт в то место, где располагался опыт самоисцеления. Сделать это можно следующим образом.

Если вы представляете процесс исцеления прямо на теле, в подходящем месте, то можете представить «неизлечимый» процесс тоже на теле в соответствующем месте. Другими словами, если вы видите заживающий порез на руке и хотите излечить позвоночник, представьте процесс исцеления позвоночника непосредственно у себя на спине. Если же вы видите процесс заживления пореза не на себе, а на своем образе, напротив вас, представьте исцеление позвоночника тоже на этом образе – расположенном точно в том же месте, что и предыдущий образ с порезанным пальцем. Некоторые люди сочетают оба эти случая, представляя процесс исцеления как на своем собственном теле, так и на образе, стоящем напротив.

Сделайте так, чтобы образ исцеления болезни полностью совпадал с опытом самоисцеления. Если ощущение самоисцеления сопровождается цветом или выглядит красочно, сделайте «безнадежный» опыт точно таким же.

7. Проверьте, что ваша травма или болезнь действительно закодирована на самоисцеление. Еще раз представьте свое ощущение самоисцеления и сравните его с тем, как вы теперь видите свою болезнь или травму. Если вы заметите, что между ними по-прежнему существуют какие-то различия, устраните их, приведя эти два образа в абсолютное соответствие. Если процесс самоисцеления сопровождается какими-либо ощущениями, непременно включите их в процесс исцеления болезни или травмы. Постарайтесь, чтобы эти ощущения не менялись и исходили из того же места.

Теперь вы переориентировали свой организм на выздоровление как на сознательном, так и на бессознательном уровнях.