logo
279631_C1E6A_averin_v_a_psihologiya_detey_i_pod

4.3. Психоэмоциональное развитие дошкольников

Повышенное внимание к эмоциональному развитию дошкольника обусловлено формированием главного пси­хологического новообразования в этом возрасте - начала произвольности психических процессов и психологической готовности к школе. Дело в том, что комплекс школьных нагрузок является своеобразным «толчком» к проявлению скрытых в дошкольный период отклонений в психоэмо­циональной сфере. Чаще всего эти отклонения не замеча­ются ни родителями, ни врачами в силу их незначительно­сти. Однако скрытая (латентная) форма развития эмоцио­нальных расстройств в дошкольном периоде приобретает открытую форму при поступлении ребенка в школу. Имен­но поэтому следует рассмотреть те особенности эмоцио­нальной сферы дошкольника, которые могут стать при­чиной нарушения поведениям обучения в начальной шко­ле. Кроме того, нужно иметь в виду развитие самой эмоциональной сферы ребенка, выделение новых форм эмоций и чувств. Ранее был продемонстрирован процесс дифференцирования эмоций и чувств ребенка раннего воз­раста. В дошкольном возрасте согласно К-Бриджес он по­лучает дальнейшее развитие (см. рис. 13).

С одной стороны богатая эмоциональная палитра обеспечивает более адекватное эмоциональное поведение ребенка. Но с другой, она же может стать причиной де­формации эмоциональной сферы ребенка. С целью выяв­ления ее наиболее уязвимых точек обратимся к опыту учи-

Рис. 13. Дифференциация эмоций и чувств дошкольника (по К.Бриджес)

телей начальных классов. Что больше всего их тревожит в эмоциональном поведении ребенка и представляет наи­большую трудность?

Во-первых, это дети с чрезмерной двигательной ра-сторможенностью. Они больше всего доставляют беспо­койства и учителям и родителям. Во-вторых, это тревож­ность детей и детские страхи. Наконец, в-третьих, так на­зываемые вредные привычки: сосание пальца, а иногда и одеяла, кусание ногтей и др.

1. Вредные привычки. Из всех вредных привычек «со­сание пальца» и «грызение ногтей», пожалуй, самые рас­пространенные. В табл. 7 представлены- данные Т.Н.Оси­пенко о распространенности некоторых вредных привы­чек у детей дошкольного возраста'.

Таблица 7 Распространенность вредных привычек у детей

Вредные привычки

Испытуемые

Всего

3 года

4 года

5 лет

6 лет

Сосание пальца

дети из детского сада

7.5%

17%

10%

3,3%

0%

дети из детского дома

12.3%

-

15%

10%

Грызение ногтей

дети из детского сада

11.7%

20%

13%

10%

3,3%

дети т детского дома

26,3%

-

-

37%

17%

' Осипенко Т.Н. Ук. соч.

208 Аверин В. А. Психология детей и подростков_______

С возрастом происходит резкое уменьшение детей с этими вредными привычками, особенно среди семейных детей. Поэтому учителю, заметившему стойкое проявле­ние этих привычек у кого-то из своих воспитанников, сле­дует обратиться к школьному психологу. В тоже время у. детей из детского дома такие привычки не редкость, что может быть обусловлено и депривацией материнского ухо­да, неправильной либо несостоятельной организацией об­щения ребенка с взрослыми, бедностью конкретно-чув­ственного опыта детей и пре- и перинатальными фактора­ми развития.

2. Гиперактивность и невнимательность. По мнению исследователей этот синдром не только ухудшает соци­альный статус детей, но и создает возможность высокого риска для развития антисоциального поведения в подрост­ковом возрасте'. В ходе нейропсихологического обследо­вания, проведенного этим автором, гиперактивность и дви­гательная расторможенность была выявлена у 6% детей дет­ского сада и 10,8% детей детского дома. Противоположные гиперактивности вялость и апатия были обнаружены у 3,7% и 4,8% детей соответственно. По мнению автора в основе . гиперактивности и дефицита внимания в детском возрасте лежит гетерогенный синдром. С одной стороны,-это пери-натальные и социальные факторы - усложненное протека­ние родов, низкий социальный уровень семьи, неполные се­мьи, причем с возрастом действие социального фактора уве­личивается, а с другой, - генетические, наследственные фактор. Например, Гутман и Стивенсон, обследовав близ­нецов с гиперактивностью, показали, что примерно в поло­вине случаев она имеет генную природу. Т.Н.Осипенко2 счи­тает дискутабельным вопрос о психиатрической либо не­врологической патологии гиперактивности и полагает, что

' Осипенко Т.Н. Ук. соч. 2 Там же.