Биография попутчика или прохожего
Одно из индивидуальных упражнение, тренирующих зрительные восприятия и зрительную память для развития наблюдательности и фантазии, – наблюдение за случайным попутчиком в автобусе или за прохожим на улице. Надо решить, что это за человек, где и кем он может работать, что у него за семья, кто близок ему, с кем он враждует, что любит и чего избегает, чем он занят сейчас, о чем думает, куда идет.
— Не отдавайтесь во власть первых впечатлений. Каждую новую догадку непременно проверяйте, сопоставляя все действия этого человека за все время наблюдения.
Вы идете по улице. Сколько биографий вокруг вас, сколько судеб, характеров! Присмотритесь к людям внимательнее; по деталям одежды, по мелочам поведения, по тому, как идет прохожий, на что и как смотрит, на что не обращает внимания, – разгадайте человека!
Это похоже на занятия Шерлока Холмса? Что ж, не следует пренебрегать и его опытом, раз он может нам помочь понять пружины жизненного поведения. Конан-Дойль так говорил о человеке, умеющем мыслить логически: "Пусть он, взглянув на первого встречного, научится сразу определять его прошлое и его профессию. Поначалу это может показаться ребячеством, но такие упражнения обостряют наблюдательность и учат, как смотреть и на что смотреть. По ногтям человека, по его рукавам, обуви и сгибе брюк на коленях, по утолщениям на большом и указательном пальцах, по выражению лица и обшлагам рубашки – по таким мелочам можно угадать его профессию…"
— Глядя на человека, постарайтесь представить себе его на работе, в домашней обстановке, на прогулке за городом. Представьте себе, как он обедает в столовой, как разговаривает с детьми, как сердится и как радуется, как занимается любимым делом.
Время от времени ученики рассказывают на уроках о самых интересных биографиях. Рассказ должен быть таким, чтобы все ясно увидели человека. Доказать правильность придуманной биографии – обязанность рассказчика.
Но вот ученик очень убедительно рассказал о человеке, с которым он ехал в автобусе.
— Скажите, а как бы поступил этот человек, если бы в автобусе случилось что-нибудь неожиданное; например, если бы его сосед лишился сознания?
— А если бы в автобус вошел его давнишний друг, которого он считал погибшим? Как бы повел себя этот человек, что бы он делал, что говорил?
— Угадайте, каким он был десять лет назад и каким станет через десять лет.
— А если бы он выиграл большую сумму, на что бы он потратил деньги?
— А если бы с ним случилась беда и круто изменила его жизнь, как бы он вел себя в новых обстоятельства?..
Наблюдательность – это отличительная особенность всякого художественно одаренного человека, это его потребность. Вот Гоголь в "Мертвых душах" вспоминает о привычках своей юности (пусть длинна цитата, зато она исчерпывающе иллюстрирует эту внутреннюю потребность наблюдать и фантазировать):
"…Мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: все равно, была ли это деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, любопытного много открывал в нем детский любопытный взгляд… ничего не ускользало от свежего тонкого внимания, и, высунувши нос из походной телеги своей, я глядел и на шедшего в стороне пехотного офицера, занесенного бог знает из какой губернии на уездную скуку, и на купца, мелькнувшего в сибирке на беговых дрожках, и уносился мысленно за ними. Уездный чиновник пройди мимо – я уже и задумывался: Куда он идет? на вечер ли к какому-нибудь своему брату, или прямо к себе домой, чтобы, посидевши с полчаса на крыльце, пока не совсем еще сгустились сумерки, сесть за ранний ужин, с матушкой, с женой, с сестрой жены и всей семьей, и о чем будет веден разговор у них в то время, когда дворовая девка в монистах, или мальчик в толстой куртке, принесет уже после супа, сальную свечку в долговечном сальном подсвечнике. Подъезжая к деревне какого-нибудь помещика… старался я угадать, кто таков сам помещик, толст ли он, и сыновья ли у него, или целых шестеро дочерей с звонким девическим смехом, играми и вечною красавицей меньшею сестрицей, и черноглазы ли они, и весельчак ли он сам, или хмурен как сентябрь в последних числах…"
Многим людям свойственны такие мечтания. Но для художника они – не просто проявление любопытства, а насущно необходимый материал для творчества.
- Часть I. Упражнения
- 1. Смотреть – и видеть!
- СтраницыНа три буквы
- Рычажок переключения
- Три точки
- Далекие точки
- Три круга внимания
- Вот пример:
- Глаза товарищей
- Рассмотрите людей!
- Биография спичечного коробка
- Биография попутчика или прохожего
- Биография по портрету
- Биография по походке
- Биография по взглядам
- Как он это делает?
- А как он смеется?
- События на улице
- Антисобытия
- 2. Экран внутреннего видения. Мысленное действие
- Ассоциация на привязи
- Видеоскоп
- Усложненный видеоскоп
- Математическая задача
- Логическая задача
- Задача эйнштейна
- Путешествия
- Повтори! Задание: "Рассказывать несколько раз одно и то же".
- Сегодня – вчера
- Событие в картине
- Собрать картину
- Остановись, мгновенье!
- А что потом?
- Три картины
- Знакомый город
- Путь вслепую
- Лабиринт
- Маршруты
- Вертушка
- Еще одна вертушка
- Сантиметр
- Страницы три слова
- Живые образы
- Перевертыши
- Антимир
- Вспомнить лицо!
- Воображаемый круг
- Мысленные действия
- Как я это делал?
- Двигаться – не двигаясь
- Пояснение к следующему разделу
- 3. Сценическое внимание
- С чего начнем?
- Исходное положение
- Кто внимателен?
- Переходы
- Семафор
- Переходы со стульями
- Передвижки – перебежки
- Творческая площадка
- Фигуры перестановок
- Лучшие места
- Отвечай!
- Двойные хлопки
- Теннисные мячи
- Страницы мячи и числа
- Мячи и слова
- Земля, воздух, вода
- Держи свою мелодию
- Координация движений
- Игра с носорогом
- Координация движений с помощью песни
- Пишущая машинка
- Два шрифта
- Испорченная пишущая машинка
- Линотип
- Арифмометр
- Задается:
- Отстающее зеркало
- Комбинированное упражнение
- Юлий цезарь
- Пересеченность
- Чистая перемена
- Сервировка
- Страницы ходить по сцене
- 4. Слушать – и слышать! рождение слова
- Телевизор
- Магнитофон
- Круговая магнитная лента
- Наши задачи:
- Учитесь слушать
- Соноскоп предметов
- Где кошка?
- Соноскоп событий
- Другие события
- Что происходит?
- Варианты этого упражнения:
- Слышать только одного!
- Три докладчика
- Шумовой квадрат
- Позвони мне по барабану!
- Действуй словом!
- Оправдание слова
- 5. Сценическое действие. Чувство правды, инстинктивные реакции
- Переставить стул
- Цель действия
- Предлагаемые обстоятельства времени и места
- Встать и сесть
- Отношение к предмету Задание:
- Отношение к месту Задание:
- Войти в дверь
- Элементарные действия
- Повторные действия
- Суфлер-правда
- Каждый раз впервые!
- Отыскивать правду!
- Страницы неправда
- Больно!
- Инстинктивные реакции
- 6. Небывалые события. Артистическая смелость и острая характерность
- Готовность
- Странные позы
- А при чем тут дон кихот?
- В комнате – привидение
- Внезапные "кабы да если бы"
- Небывалое
- Обычное в необычном
- Оправдание крика
- Толстый и тонкий
- Старики
- Внешняя характерность
- Оркестр
- Еще один оркестр
- Живые руки
- Детские игры
- Играем в куклы
- Играем в "кошки-мышки"
- Гуси-лебеди
- Игрушки
- Игры игрушек
- Игрушки оправдывают позы
- Испорченные игрушки
- Парные игры
- Я – это он!
- Братья по разуму
- Животные
- Птицеферма
- Цирковые номера
- Цирковое представление
- Отвинченная голова
- Обыкновенные чудеса
- 7. Мускульный контролер. Целесообразное мышечное напряжение
- Разведка мышц
- Норма напряжения
- Мускульная энергия
- Ртуть в пальце
- Волшебный шарик
- Укажи вдаль!
- Переливаем энергию
- Круговое переливание
- Сорви персик!
- Страницы
- Оправдание движений
- По дороге домой
- 8. Беспредметные действия
- Одеваться
- Внутренняя пристройка
- Снимать пальто
- Чтобы одеты были не гнусно!
- Заколитесь!
- Чиркните спичкой!
- Повара и поварята!
- Конвейер
- Это не книга!
- Коробка с бисером
- Подготовка стола
- Белая рубашка
- Перед зеркалом
- Гаммы для актеров
- 9. Память ощущений и физических самочувствий
- Видящие пальцы
- Беру вещь
- Угадай предмет!
- Вспомни осязание!
- Узнай товарища!
- Память пальцев
- Кассир и покупатель
- Контролер
- Палочка-узнавалочка
- Кто подошел?
- Зима – лето
- Слушать-смотреть-вспоминать-осязать
- Волшебный тазик
- Волшебный тазик партнера
- Стакан чая
- Ощутите запах! Задание:
- Вспомните запах!
- Цветочный магазин
- Флаконы
- Волшебный графин
- СтраницыЛимон
- Вспомните вкус!
- Настроение
- Физическое самочувствие
- Память пяти органов чувств
- Условия урока
- 10. Темпоритмы
- Градации темпоритмов
- Переключение темпоритмов
- Коробка скоростей
- Сложение темпоритмов
- Люди и темпоритмы
- Действие в двух темпоритмах
- Наблюдения за темпоритмами Индивидуальные упражнения:
- Оправдание движений в темпоритмах
- 11. Общение. Взаимодействие и взаимозависимость партнеров
- Подарок
- Лови кастрюлю!
- Страницы тень
- Сиамские близнецы
- Зеркало
- Клубок ниток
- Парное оправдание поз
- Перехват
- Двойной перехват
- Парное действие
- Пилим дрова
- Перетягивание каната
- Озвученные действия
- Лучеиспускание и лучевосприятие
- Физическая природа общения
- Через окно
- Что-то случилось!
- Словесное воздействие
- В эфире
- Разговор по телефону
- Переговорный пункт
- 12. Мимика. Жест. Интонация
- Часть II. История, теория и психофизиология творческого тренинга
- 1. "В начале было слово"
- 2. Преграды. "вредность" теории
- 3. Рассуждения франциска ланга и франсуа дель сарте
- Страницы
- 4. Открытие "давно известных истин"
- 5. Йога, т.Рибо, традиции русского реализма
- 6. Михаил чехов и евгений вахтангов о тренинге
- 7. Поучительный тренинг леонардо да винчи
- 8. Делать себя! тренинги станиславского
- 9. Задачи тренинга
- 10. Как классифицировать упражнения?
- 11. Тренинг в программах актерского обучения
- Содержание
- Страницы
- Этапы первого года обучения:
- 12. Действование сценическое и жизненное
- 13. Психофизическая структура действия
- 14. Разные чувствительности. Сенситивность
- Страницы Основные признаки сенситивности:
- 15. Действенный анализ жизни роли
- 16. Удивительные особенности человеческой памяти
- Страницы17. Внутренние видения и механизм внутренней речи
- 18. Вдохновение. Конкретность видений
- 19. Лучеиспускание и лучевосприятие
- Страницы
- 17. Внутренние видения и механизм внутренней речи
- 18. Вдохновение. Конкретность видений
- 19. Лучеиспускание и лучевосприятие
- Страницы
- 20. Сенситивное воспитание. Наследственность и одаренность
- Тема 2. Внимание
- Тема 3. Ритм. Пространство
- Тема 4. Гимнастика чувств
- Тема 5. Фантазия и воображение. Ассоциативное мышление
- Тема 6. Взаимодействие