22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
Структура интеллекта включает вербальный и невербальный интеллект. Первый зависит от уровня образования, опыта, культуры, социального окружения человека. Он оценивается по способности человека к логическим обобщениям, самостоятельности и социальной зрелости мышления. Показатель невербального интеллекта зависит от психофизиологических особенностей индивида. Его оценка учитывает уровень развития внимания, восприятия, памяти, скорости формирования навыков.
Многими исследователями и практическими деятелями науки и образования уровень интеллектуального развития соотносится с коэффициентом интеллектуальности и определяется в результате теста IQ. В некоторых западных странах коэффициент интеллектуальности является значимым фактором при получении престижной работы, продвижении по службе и т. п. Средний уровень значения IQ - 100 баллов, максимальный - 200 баллов. Лица со средним интеллектом набирают в среднем от 84 до 116 баллов; те, чей коэффициент интеллектуальности находится в пределах от 116 до 180, считаются людьми с повышенным уровнем интеллекта; люди, у которых IQ находится между 10 и 84 баллами, считаются умственно отсталыми. Вообще интеллект зависит от способностей ума, развития познавательных способностей в процессе обуче-ния. Наиболее существенными качествами ума являются:
Индивидуальные особенности мыслительной деятельности являются результатом развития познавательных способностей в процессе обучения и выражаются в качестве ума как важного свойства человеческой личности. Наиболее существенными среди них являются:
1. Самостоятельность мышления – выражается в умении увидеть и поставить новый вопрос и попытаться решить его собственным способом.
2. глубина ума - способность проникать в сущность сложных вопросов;
3. гибкость ума - выражается в умении применять новые приемы при решении задач;
4. широта мышления - способность охватить вопрос в целом, привлечь знания из различных областей;
5. критичность мышления - способность к объективной оценке своих и чужих суждений, выводов, оценок.
Выделяются следующие стили мышления:
• аналитический - опирается на логику, методичность, анализ;
• синтетический - характеризуется стремлением объединять несхожие позиции;
• идеалистический – характеризуется интуитивными оценками без анализа проблем;
• прагматический - характеризуется умением быстро принимать решения, с использованием легкодоступной информации.
- 1. Психология как наука
- 2. Методы психологии.
- 4. Бихевиоризм.
- 52.Общение. Основные функции и стороны процесса общения.
- 5. Глубинная Психология.
- 7. Вершинная психология( Гуманистич)
- 9. Сознание и деятельность.
- 11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
- 12. Психические процессы, состояния и свойства в структуре психики.
- 13. Восприятие.
- 14. Ощущения. Виды ощущений.
- 15. Внимание. Качества внимания.
- 16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.
- 17. Память. Виды памяти.
- 18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.
- 19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.
- 20. Стадии развития мышления в онтогенезе.
- 21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.
- 22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
- 23. Эмоции в сфере психики. Виды эмоциональных состояний.
- 24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.
- 25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.
- 26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
- 27. Волевая регуляция психических процессов и деятельности. Функции воли. Стадии волевого процесса.
- 28. Темперамент. Типы темперамента.
- 29. Характер. Акцентуация характера.
- 30.Экстраверсия и интроверсия как типологич. Хар-ки психики.
- 31. Учение о психологических типах Юнга.
- 34.Психоаналитическая концепция личности.
- 35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.
- 36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.
- 37.Ответственность.Формирование локуса контроля.
- 38. Интересы, ценности и личностные смыслы.
- 40. Развитие личности ребёнка в младшей школе и задачи педагогики.
- 42. Развитие личности взрослого человека, внешние педагогические воздействия и самовоспитание.
- 43. Самоактуализирующаяся личность.
- 44. Группа. Виды групп.
- 45. Малая группа.
- 46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
- 47. Лидерство. Стили лидерства.
- 48. Развитие группы. Групповая сплочённость.
- 49. Конформность как групповой феномен.
- 54.Вербал и невербальная коммуникация.
- 56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)
- 57. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтн ситуации.
- 58. Воспитание как педагогический процесс.
- 59. Образование как соц феномен и педагогич процесс.
- 60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
- 61. Психология таможенного коллектива
- 62. Особенности общения таможенного специалиста с подконтрольными лицами.