Материал для самопроверки
Заполнить пробелы
Различают три уровня памяти: сенсорную (или ...), ..... и .....память.
......память функционирует в течение.....секунды.
......кратковременной памяти не позволяет сохранять одновременно более .....элементов.
Емкость и длительность.....информации в долговременной памяти в принципе практически ......
Чем более.....становится та или иная информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она сохранится в памяти.
Согласно принципу специфичности ....., важное значение имеет тот ....., в котором происходило запоминание.
По мнению Зейгарник, мы дольше помним о.....работе.
Материал запоминается тем лучше, чем больше он.....с каким – то другим материалом в различных.....и под разными углами зрения.
Три главных процесса памяти – это....., ..... и ......
Процесс.....осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадии.....и углубляется на стадии......
Хранение информации осуществляется по – разному в зависимости от того, участвует ли в нем.....или.....память.
Эпизодическая память по своей сути......
......память включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира.
Существует несколько форм организации памяти......и..... организация определяется внешними причинами – самой сущностью того, что требуется запомнить.
При.....организации мы группируем вместе элементы с.....свойствами, а при ..... организации мы относим каждый элемент к тому или иному уровню в зависимости от того, соответствует ли он какой – либо общей или более частной......
Поскольку во время.....информации очень важную роль играет контекст, нам всегда легче ..... какой – либо элемент среди других, чем просто ..... что – либо.
Существует множество факторов забывания. К ним относятся.....субъекта, .....усвоенного материала или его характер.
......обусловливает отрицательный перенос при научении. Если она связана с событиями, происшедшими до запоминания данной информации, говорят об ..........; если же она связана с тем, что мы приступаем к новой деятельности непосредственно после усвоения чего – либо, то ее называют.....
Современные психологи предпочитают называть торможение вспоминания .....забыванием, подчеркивая тем самым, что с помощью такого механизма субъект пытается «уйти» от.....аспектов той или иной ситуации.
Память участвует во всех мыслительных процессах – либо через посредство .....образов, лежащих в основе воспоминаний, снов или грез наяву, либо при выработке умственных....., требующих......информации.
Функциональная.....служит примером.....роли памяти, так как замедляет .....проблемы.
В нашей адаптации к действительности важную роль играют две разновидности мыслительных процессов: ..... и усвоение понятий, с одной стороны, и решение..... – с другой.
......понятий – это просто отличение того, что сходно, от того, что несходно.
......конъюнктивные понятия легче, чем......
Четыре стадии решения проблем выдающимися учеными – это, по – видимому, ....., ....., ....., и ......
Случайный перебор – это такая.....мышления, при которой.....формулируются случайным образом.
......перебор лучше, чем....., однако он реже используется, так как слишком утомителен.
В соответствии с бихевиористскими взглядами Уотсона, мысль – это внутренний ...... а речь – это мысль...........
В когнитивистской концепции Брунера главное внимание уделяется содержанию сознания, формирующегося на основе двигательной ....., мысленных .....и прежде всего речи в момент формирования.....способа отображения действительности.
В концепции Пиаже..... – это структуры, которые организуются на базе..... структур, что ведет к развитию как бы по спирали, позволяющему все лучше .....к окружающей среде.
Адаптация осуществляется с помощью двух механизмов: ....., при которой субъект пытается.....новую ситуацию в существующие структуры, и аккомодации, при которой, напротив, старые схемы.....с целью их приспособления к .... ситуации.
Три главные стадии познавательных процессов по Пиаже – это.....стадия, стадия.....операций и, наконец, стадия.....операций.
У многих животных существуют ...., с помощью которых они общаются, однако эти сигналы связаны с ..... ситуацией, на которую члены группы реагируют «механически».
Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что с ее помощью можно рассказать не только о текущих, но также о ..... или ..... событиях.
Условием лингвистической.....служит знание закономерностей языка.
Задача.....состоит в том, чтобы понять, каким образом язык усваивается и воспроизводится, а задача.......... – в том, чтобы оказывать индивидуальную помощь в преодолении трудностей при изучении языка.
Теории развития языка можно подразделить на теории....., .....теорию, .....теории и.....теорию.
В теориях.....главное внимание уделяется роли.....в процессе формирования речи.
Согласно преформистской теории, основные структуры человеческих языков являются ....., тогда как по мнению сторонников релятивистских теорий у каждой культуры существует собственная ..... система, свойственная именно этой культуре и служащая.....для мышления ее представителей.
С точки зрения Пиаже речь не играет никакой роли в развитии ..... или ...., а служит лишь одним из способов.....мира, имеющихся у индивидуума.
Верно или неверно?
Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды.
В случае если требуется на короткое время сохранить информацию, состоящую более чем из четырех элементов, мозг автоматически осуществляет их перегруппировку.
Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависят от важности запоминаемого материала.
У пожилых лиц долговременная память не более развита, чем у молодых.
Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.
Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.
Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем его длительное изучение.
Эпизодическая память состоит из всех структур, свойственных той или иной культуре и позволяющих организовать познание мира.
В отличие от пространственной и последовательной организации памяти ассоциативная и иерархическая организация не обусловлена «внешними» факторами.
Всегда легче вспомнить какой – либо элемент материала, воспринятого в прошлом, чем узнать его среди других предъявленных элементов.
Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.
Проактивная интерференция способствует запоминанию, а ретроактивная затрудняет его.
Память тесно связана с большинством процессов мышления.
Функциональная ригидность служит примером отрицательного влияния памяти, так как часто замедляет решение проблемы.
Формирование понятий сводится к познанию свойственных им атрибутов.
Случайный перебор всегда лучше, чем систематический.
Согласно бихевиористской концепции развития познавательных процессов, мышление и речь представляют собой проявление одной и той же двигательной активности.
С точки зрения Брунера, представление мира в форме мысленных образов у детей служит первой ступенькой к его символическому отображению.
В результате ассимиляции организм научается максимально использовать существующие формы поведения, и одновременно путем аккомодации он увеличивает число имеющихся поведенческих реакций.
Один из признаков завершения стадии конкретных операций – то, что ребенок становится способным объективно расшифровывать конкретную действительность.
Человеческая речь отличается от средств общения животных тем, что у человека нет «запускающих сигналов», позволяющих другим людям реагировать на конкретную ситуацию.
Условием лингвистической компетентности является неявное знание закономерностей языка.
Согласно преформистской теории, каждый язык представляет собой лишь свойственный данной культуре вариант одной модели, общей для всех людей.
В соответствии с релятивистскими теориями языки различаются главным образом их поверхностной структурой.
По мнению конструктивистов, речь развивается так же, как и восприятие, память или мышление.
Выбрать правильный ответ
1. Сенсорная память
а) действует на уровне рецепторов;
б) действует меньше одной секунды;
в) лежит, в частности, в основе последовательных образов.
г) Все ответы верны.
2. Кратковременная память
а) длится до двух минут;
б) обладает емостью, не превышающей 11 элементов;
в) позволяет долго помнить телефонный номер.
г) Все ответы неверны.
3. Долговременная память
а) обладает ограниченной емкостью;
б) обладает практически неограниченной длительностью;
в) более развита у пожилых лиц.
г) Все ответы верны.
4. Принцип специфичности кодирования касается
а) контекста, в котором осуществляется кодирование;
б) мотивации субъекта;
в) числа повторений одного и того же материала;
г) времени, необходимого для того, чтобы интегрировать материал.
5. Как показала Зейгарник, мы лучше помним какую – либо работу, если она
а) была доведена до конца;
б) осталась незаконченной;
в) была сознательно прекращена;
г) привела к вознаграждению.
6. Семантическая память – это такая память,
а) при которой информация обрабатывается в момент кодирования;
б) которая состоит из структур, позволяющих организовать познание мира;
в) в которой хранится информация, касающаяся жизненных событий.
г) Все ответы неверны.
7. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря
а) пространственной организации;
б) последовательной организации;
в) ассоциативной организации;
г) иерархической организации.
8. Иерархическая организация
а) позволяет упорядоченно работать семантической памяти;
б) основана на том, что каждый элемент отнесен к той или иной категории;
в) требует знакомства с определенными терминами.
г) Все ответы верны.
9. При извлечении информации из памяти всегда легче
а) вспомнить какой-то отдельно взятый элемент;
б) распознать элемент информации среди предъявленных других;
в) ответить на прямые вопросы;
г) не учитывать контекста.
10. Пожилые люди
а) обладают лучшей, чем у молодых, памятью на давние события;
б) сохраняют способность очень легко организовывать запоминаемый материал;
в) легче вспоминают что-то, чем узнают.
г) Все ответы неверны.
11. Ретроактивная интерференция
а) связана с событиями, происшедшими до запоминания данного материала;
б) лежит в основе положительного переноса при научении;
в) усиливается, если материалы сильно различаются.
г) Все ответы неверны.
12. Когда мы забываем прийти на важное свидание, то это обусловлено
а) торможением;
б) активным забыванием;
в) мотивированным забыванием.
г) Все ответы верны.
13. Память
а) всегда играет положительную роль в процессах мышления;
б) может вызвать некоторую функциональную ригидность;
в) всегда облегчает решение задачи.
г) Все ответы верны.
14. В случае, если понятие определяется двумя атрибутами, то это
а) дизъюнктивное понятие;
б) простое понятие;
в) формирующееся понятие.
г) Все ответы неверны.
15. При решении проблемы этап подготовки
а) это первый этап в процессе решения;
б) может занимать несколько дней;
в) позволяет собрать всю информацию, относящуюся к проблеме.
г) Все ответы верны.
16. Когда мы находим решение проблемы «наугад», то это
а) результат случайного перебора;
б) стратегия проб и ошибок;
в) часто приводит к неприятным последствиям.
г) Все ответы верны.
17. Из всех стратегий мышления систематический перебор
а) наиболее утомителен;
б) является наиболее строгим методом;
в) реже всего используется.
г) Все ответы верны.
18. Согласно бихевиористским конценпциям развития познавательных функций
а) мысль – это внутренний диалог;
б) речь – это мысль, высказанная вслух;
в) мыслям всегда сопутствуют неявные движения.
г) Все ответы верны.
19. В области развития мышления когнитивистская концепция Брунера придает особое значение
а) двигательной активности;
б) мысленным образам;
в) речи.
г) Все ответы верны.
20. Согласно Пиаже, развитие мышления связано главным образом
а) с развитием речи;
б) с взаимодействием организма и окружающей среды;
в) с угасанием процесса ассимиляции.
г) Все ответы неверны.
21. Стадия формальных операций
а) достигается всеми в возрасте от 14 до 15 лет;
б) характеризуется формулировкой гипотез и выводов;
в) характеризуется развитием субъективного мышления.
г) Все ответы верны.
22. Человеческий язык характеризуется
а) наличием сигналов, запускающих те или иные поведенческие реакции;
б) возможностью передавать информацию о прошлых и будущих событиях;
в) ограниченной лингвистической компетентностью.
г) Все ответ верны.
23. Согласно теории научения, речь развивается в результате
а) интериоризации усвоенного языка;
б) последовательных приближений;
в) подражания «родительской модели».
г) Все ответы верны.
24. Преформистская теория развития речи подчеркивает в основном тот факт, что речь формируется в результате
а) обусловливания;
б) взаимодействия ребенка с окружающей средой;
в) давления, оказываемого данной культурой на ее представителей.
г) Все ответы неверны.
25. В соответствии с релятивистскими теориями любой язык «относителен» и зависит
а) от нашего восприятия мира;
б) от той или иной культуры;
в) от опыта, приобретенного путем обусловливания.
г) Все ответы неверны.
- Ж. Годфруа
- Предисловие редактора перевода
- Предисловие
- Предисловие автора
- Представление книги
- Благодарности
- Предисловие автора к русскому изданию
- Часть 1. Изучение поведения – история и методы
- Введение
- Глава 3 посвящена общему обзору разных разделов психологии, с особым упором на методические проблемы, возникающие при научном анализе поведения.
- Глава 1. Что такое поведение? Врожденное и приобретенное
- Эволюционная теория
- Эволюция поведения
- Таксисы
- Рефлексы
- Инстинктивное поведение
- Импринтинг
- Научение
- Способность к умозаключениям
- Эволюция человека
- От деревьев до первых поселений
- Развитие речи
- Социальная и культурная эволюция
- Агрессивность человека
- Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция
- Документ 1.2. Миграция лососей – инстинктивное поведение или результат научения?
- Документ 1.3. Охрана территории у колюшки
- Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение?
- Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям
- Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 2. Что такое психология? Введение
- Развитие психологии Первые шаги
- Донаучная психология
- Рождение научной психологии
- Психология вXXстолетии
- Документ 2.1. Культ черепа
- Документ 2.2. Происхождение слова «психология»
- Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
- Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году
- Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания
- Документ 2.7. Структуры и функции
- Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
- Документ 2.9. Социобиология и размножение
- Документ 2.10. Младенцы и гештальт
- Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие»
- Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
- Документ 2.13. Путь к самовыражению
- Документ 2.14. Покорность и пытка
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 3. Чем занимаются психологи? Введение
- Психология и ее разделы
- Прикладные области
- Область научных поисков
- Методы психологии
- Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия
- Документ 3.2. Психолог – консультант и взаимодействия между родителями и детьми
- Документ 3.3. Эксперименты на животных
- Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения
- Документ 3.5. Наследственность и научение
- Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты
- Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Часть 2. Сознание и активация
- Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания Сознание и активное бодрствование
- Измененные состояния сознания
- Медитация
- Разнообразие измененных состояний
- Употребление наркотических средств и патологические состояния
- Возбуждающие средства
- Нейродепрессанты
- Наркотики
- Галлюциногены и психоделитики
- Использование психотропных препаратов и болезненное пристрастие к ним
- Наркотики и внутренний мир человека
- Документ 4.1. Электрическая активность мозга
- Документ 4.2. Картография внутреннего пространства
- Документ 4.3. Биологические часы
- Документ 4.4. Внешняя обратная связь
- Документ 4.5. Общедоступная медитация
- Документ 4.6. Гипноз: измененное состояние или черта личности?
- Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью
- Документ 4.8. Классификация психотропных веществ
- Документ 4.9. Память, связанная с определенным состоянием сознания
- Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны?
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 5. Наше восприятие мира Введение
- Ограничения, связанные с органами чувств
- Роль предшествующего опыта
- Организация наших восприятий
- Наши восприятия остаются постоянными (константными)
- Восприятие мира в трех измерениях
- Адаптация и привыкание
- Внимание и восприятие Факторы, определяющие внимание
- Избирательное внимание
- Физиологический порог и порог восприятия
- Перцептивная защита
- Подпороговое восприятие
- Экстрасенсорное восприятие
- Сенсорная изоляция
- Документ 5.1. Мир клеща
- Документ 5.2. Связь между современной физикой, нейронаукой и психологией
- Документ 5.3. От стимуляции к восприятию
- Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт
- Документ 5.5. Сенсорные способности новорожденного
- Документ 5.6. Движение и время
- Документ 5.7. Зрительные иллюзии
- Документ 5.8. Расширение зрачка при восприятии обнаженного человека
- Документ 5.9. Сенсорная изоляция, галлюцинации и внутреннее пространство
- Досье. 5.1. Наука и паранормальные явления
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация Введение
- Мотивация и эмоции
- Мотивация
- Теория биологических побуждений
- Теория оптимальной активации
- Когнитивные теории мотивации
- Иерархия потребностей
- Аспекты эмоций
- Факторы, определяющие эмоции
- Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации
- Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации
- Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация
- Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие
- Документ 6.5. Оргазм: все в голове*
- Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен
- Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца
- Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь?
- Документ 6.9. Когда сама информация несет эмоциональный заряд...
- Документ 6.10. Обезьяны, крысы и язва желудка
- Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы
- Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Часть 3. Высшие функции и обработка информации
- Введение
- Глава 7. Научение Адаптация и научение
- Виды научения
- Научение реактивным формам поведения
- Привыкание и сенсибилизация
- Импринтинг
- Условные рефлексы
- Научение в результате оперантного обусловливания
- Научение методом проб и ошибок
- Формирование реакций
- Научение путем наблюдения (подражания модели)
- Когнитивные формы научения
- Латентное научение
- Обучение сложным психомоторным навыкам
- Научение путем инсайта
- Научение путем рассуждений
- Научение и созревание
- Научение и его результаты
- Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое обусловливание
- Документ 7.2. Законы обусловливания
- Документ 7.3. Управление обществом по Скиннеру
- Документ 7.4. Созревание, научение и критические периоды
- Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 8. Память, мышление и общение Память
- Структура памяти
- Процессы, связанные с памятью
- Забывание
- Память и мышление
- Мышление Процессы мышления
- Стратегии мышления
- Теории развития когнитивных процессов
- Мышление и речь
- Речь Общение и язык
- Теории развития речи
- Документ 8.1. Сенсорная память
- Документ 8.2. Образы и память
- Документ 8.3. Мнемотехнические приемы
- Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или слова
- Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто «недоразумение» во взаимоотношениях между памятью и речью?
- Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление
- Документ 8.7. Дети и психолингвистика
- Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить?
- Досье 8.1. Исследования памяти
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 9. Адаптация и творчество Интеллект
- Природа интеллекта
- Структура интеллекта
- Истоки интеллекта
- Оценка интеллекта
- Интеллект, решение проблем и творчество
- Творческое мышление
- Особенности творческого мышления
- Творчество и адаптация
- Особенности творческих личностей
- Документ 9.1.Iq: два ребенка – это хорошо, а девять – это, наверное, многовато!
- Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого?
- Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умственное развитие?
- Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект
- Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок, особенности его личности и его семья
- Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или приобретенным?
- Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Содержание
- Часть 1. Изучение поведения – история и методы 9
- Глава 1. Что такое поведение? 11
- Глава 2. Что такое психология? 35
- Глава 3. Чем занимаются психологи? 65
- Часть 2. Сознание и активация 86
- Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания 88
- Глава 5. Наше восприятие мира 116
- Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация 155
- Часть 3. Высшие функции и обработка информации 195
- Глава 7. Научение 196
- Глава 8. Память, мышление и общение 227
- Глава 9. Адаптация и творчество 270