logo
shpory_psihologia (4)

19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.

На базе памяти человек получает возможность представлять, воображать и комбинировать образы, относящиеся к событиям, предметам и людям, которых физически в данный момент перед ним нет. Все эти способности стимулируют переход к высшей форме активного отражения - мышлению.

Мышление - опосредованное, обобщенное и целенаправленное познание субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, прогнозирование событий и действий (предвидение). Основа мышления - понятие. Мышление предполагает развитие способности оперировать отвлеченными понятиями. Необходимой и неотъемлемой частью процесса становления и развития мышления является развитие речи.

операциональные компоненты мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.

В зависимости от содержания мыслительной задачи принято выделять три вида мышления: 1) практически-действенное, 2) наглядно-образное и 3) словесно-логическое. В процессе исторического развития эти виды мышления развивались последовательно.

Практически-действенное мышление - наиболее ранний и филогенетически и онтогенетически этап развития мышления, на котором умственная деятельность еще не выделилась из предметно-практической, решение мыслительной задачи осуществляется лишь как неотделимая часть практической задачи посредством практических действий.

Наглядно-образное мышление - это мыслительная деятельность, в процессе которой содержание мыслительной задачи представлено некоторой совокупностью образов (обобщенных, но в то же время наглядных, конкретных представлений о реальности).

Словесно-логическое мышление - это мыслительная деятельность, в процессе которой интерпретация содержания и решение проблемы осуществляется посредством оперирования отвлеченными понятиями.

Д.С. Брунер назвал перечисленные ступени мышления соответственно - сенсомоторным отображением, иконическим отображением и символическим представлением.

Ж. Пиаже предложил выделять такие стадии развития индивидуальных мыслительных способностей:

сенсомоторная 1-2 года

стадия конкретных операций 3-12 лет (символическая)

стадия формальных операций 4-15лет (гипотетико-дедуктивная).