9.2. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии
Традиционно принято считать, что начало экспериментальным кросскультурным исследованиям было положено работой Риверса по исследованию восприятия. В 1901-1905 гг. во время антропологических экспедиций в район Торресова пролива (между Новой Гвинеей и Австралией) Риверс экспериментально доказал, что жители острова Уэррей, а также аборигиены племени года в меньшей степени подвержены иллюзиям Мюллер-Лайера, чем европейцы. Он демонстрировал своим испытуемым рисунок и задавал вопрос: одинакова ли длина горизонтальных отрезков? Оказалось, что жители данного региона гораздо чаще дают правильный ответ, чем европейцы и американцы, у которых возникает иллюзия большей длины нижнего отрезка. Это исследование, привлекшее внимание психологов всего мира, повлекло за собой множество аналогичных работ.
Социально-психологические феномены гораздо реже становились объектов кросскультурных экспериментальных исследований, однако в последние десятилетия и они оказались востребованными. В отечественной психологии ярким примером такого исследования стала совместная работа В.С.Агеева и вьетнамской исследовательниц Ву Тхи Фыонг. Это исследование было посвящено атрибуции ответственности, то есть изучению закономерностей субъективной интерпретации причин различных событий и ответственности за них в русской и вьетнамской культурах. В исследовании участвовали русские и вьетнамские студенты различных факультетов МГУ, всего 92 человека (по 46 представителей каждой национальности). Половину в каждой группе составляли девушки, половину – юноши. Испытуемым зачитывали текст, описывающих ситуацию, чреватую различными последствиями, и один из вариантов исхода, который мог быть одновременно как положительным, так и отрицательным. Например, предлагался текст следующего содержания: «Лаборантка проводит со студентами практическое занятие по химии. Во время занятий в лабораторию входит ее подруга и предлагает ей, оставив студентов одних, пойти посмотреть интересный фильм. Лаборантка соглашается, и студенты продолжают работать одни. Они случайно перепутали препараты, в результате чего получилось новое химическое соединение; совершенно крупное открытие в науке; однако произошел взрыв, и один из студентов был ранен».
Результаты данного эксперимента показали, что атрибуция ответственности в русской и вьетнамской культурах имеет свою специфику. Она сводится к следующему.
Говоря о позитивном исходе данной ситуации, вьетнамцы оценили ответственность, точнее меру причастности к успеху всех участников ситуации – лаборантки, подруги, студентов – более высоко, нежели русские. Наибольшие различия наблюдались в оценках причастности к успеху подруги лаборантки; вьетнамцы определили ее значительно большую причастность, чем русские.
Общее распределение ответственности между персонажами в случае позитивных последствий носит сходный характер. Наибольшая причастность к позитивному исходу приписывается студентам, наименьшая – подруге лаборантки. Однако величина этих различий была выше у русской группы испытуемых.
Оценивая отрицательные последствия ситуации. Вьетнамцы приписали почти равную ответственность и лаборантке и студентам (студентам даже чуть большую), в то время как русские испытуемые посчитали более ответственной за этот исход лаборантку, а не студентов (однако различия не достигают статуса статистически значимых).
Если рассматривать данные по всем (положительному и отрицательному) исходам раздельно, то выясняется, что у вьетнамцев по мере увеличения тяжести последствий растет доля ответственности лаборантки, несколько меньше он в отношении ее подруги и снижается мера ответственности, приписываемая студентам. У русских испытуемых эта тенденция не выражена.
Наряду с методикой свободного описания и тем более «подбора черт» в этнопсихологии используется и метод этнических ассоциаций как способ изучения этнических предпочтений. Практикуется несколько вариантов оценки этнических ассоциаций. Условно можно выделить три основных варианта:
Направленно-ассоциативный, когда количество реакций ограниченно (сам ассоциативный поток также ограничен рамками определенного грамматического класса). При этом слова-стимулы и слова-реакции могут быть выражены либо одной, либо разными частями речи, что четко оговорено в инструкции (например, на стимул, выраженный существительным, должна следовать реакция, выраженная также только существительным);
Свободно-ассоциативный (наиболее часто встречающийся), когда количество реакций по-прежнему ограничено, но в выборе самих реакций испытуемый свободен;
Свободный с множеством различных ассоциаций – в данном случае испытуемый не органичен ни в количестве реакций, ни в их выборе; более того, экспериментатор может поощрять максимальное разнообразие актуализируемых ассоциаций.
В этнопсихологических исследованиях можно выделить два основных направления использования метода этнических ассоциаций: кросскультурный сравнительный анализ ассоциативных полей (констатирующий) и анализ этнических реакций-ассоциаций на стимулы (формирующий).
Характерным примером первого направления исследований является изучение этнической специфики ассоциаций, где в качестве стимулов используются наименования основных цветов и их оттенков. Так, анализ стимулов : «красный», «белый», «желтый», «синий» у представителей 12 этнических групп показал, что основные ассоциативные связи между стимулами и реакциями этноспецифичны.
Другая возможность использования метода этнических ассоциаций в этнопсихологии связана с изучением этнического сознания, этнических стереотипов. Схема проведения такого исследования крайне проста: испытуемому предъявляются слова-стимулы, в числе которых находятся названия изучаемых этнических групп, заданные в множественном числе («русские», «украинцы», «цыгане» и т.п., в зависимости от региона и целей исследования). Однако следует учитывать специфику межэтнических отношений, этнические особенности выборки испытуемых (однородная или смешанная) и т.д. Формирующий эксперимент требует большей готовности испытуемых к сотрудничеству с исследователем, так как он часто сопряжен с преодолением сопротивления сложившихся стереотипов мышления, восприятия и оценки действительности.
Многие этнопсихологии рассматривают в качестве эффективного способа экспериментального измерения этнических отличий метод семантического дифференциала (СД) как разновидность ассоциативной методики. Логика рассуждений при этом следующая: оценивая какое-либо слово-стимул методом СД, испытуемый сопоставляет его с полюсами заданных экспериментатором шкал, что соответствует самоизмерению силы ассоциаций анализируемого слова с антонимической парой, которая и является полюсами шкалы. Высокие по модулю оценки слова на той или иной шкале означают высокую интенсивность ассоциирования между стимулом и данной шкалой. Иными словами, если слово-стимул «ураган» оценивается по шкале «сильный – слабый», то тем самым выявляется мера ассоциации заданного слова-стимула с полюсами данной шкалы. При этом если стимул ассоциируется с одним из полюсов (предположим, что оценка слова «ураган» сдвинута к полюсу «сильный»), то это соотносится с большей частотой встречаемости слова-реакции «сильный» по сравнению со словами-реакцией «слабый» на стимул «ураган» в ассоциативной эксперименте.
Слова-стимулы в классическом методе СД оцениваются не по «прямым» шкалам-признакам, а по шкалам, построенным на метафорическом принципе, а это значит, что они вряд ли будут соотносимы с частотой ассоциативных реакций. Так оценивая слово-стимул «ураган», экспериментатор, по замыслу авторов метода СД, должен предложить испытуемому шкалу с такими полюсами: свежий – черствый, мелкий – глубокий и т.п., которые никак прямо не связаны с заданным стимулом: ведь именно этот прием и дает возможность выявить личностный смысл, когнитивный аспект значения.
В литературе также отмечалось, что метод СД обладает рядом преимуществ по сравнению с другими методами психосемантики, особенно при исследовании этнических стереотипов. В качестве таких преимуществ называют:
возможность получить не только содержательные качественные характеристики, но и количественные параметры стереотипов;
возможность сравнительных исследований, обеспечиваемая идентичностью факторных структур у представителей различных языковых структур;
возможность работы с любым контингентом испытуемых, поскольку для многих из них метод СД проще и доступнее, чем другие методы психосемантики.
Метод СД, как и другие методы, используется в этнопсихологии и для кросскультурных исследований, и для изучения этнического сознания.
- Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение
- Раздел 1. Рабочая учебная программа дисциплины
- 10. Рекомендуемая литература ………………………………………………18
- 1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины
- 1.4. Перечень и объем инновационных методов образования по дисциплине
- 1.5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов
- 1.6. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего и итогового контроля знаний по дисциплине
- 1.7. Учебно-тематический план дисциплины
- 1.8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий Темы лекционного курса:
- Тема 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.9. Семинарские и практические занятия
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.10. Рекомендуемая литература
- 1.11.Глоссарий
- Раздел II. Материалы для самостоятельной работы
- 1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (занятию)
- Тема 1. Основные категории, определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 2. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы
- 3.Дополнительные материалы приложения
- III.1. Информация о порядке контроля качества знаний по дисциплине
- III.1.1. Материалы по текущему контролю успеваемости
- III.1.2. Материалы по рубежному контролю успеваемости
- III.1.3. Материалы по промежуточной аттестации
- Санкт-Петербургский Государственный Институт
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие 145
- Раздел II. Методические указания для студентов
- Раздел III. Темы лекционного курса «Этническая психология» Глава 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- 1.1. Объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук.
- 1.2. Этносы: племена, народы, нации. Обособленные этнические группы.
- 1.3. Этногенез, пассионарная теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 1.4. Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация).
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 2. История этнической психологии
- 2.2. Современное развитие этнопсихологии на Западе и в России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- 3.1. Понятие национального характера, феномен этноцентризма.
- 3.2. Основные детерминанты этнического поведения (диспозиции, стереотипы, экспектации). Этническое сходство и этнические различия, как признаки этнического развития.
- 3.3. Особенности миграции в России. Мотивация миграционного поведения. Эмиграция как проблема развития России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- 4.1. Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характера.
- 4.2.Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде. Особенности развития детей-билингвов.
- 4.3Утрата этнической идентичности в условиях глобализма.
- 4.4.Элементы структуры социальной психологии этнической группы (ценности, обычаи и традиции, социальная активность, сплоченность, обособленность, толерантность и т.Д.).
- 4.5.Понятие диаспоры. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие
- 5.1.Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- 6.1.Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов.
- 6.2.Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма.
- 6.3. Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии.
- 6.4.Экспансия как форма этнического развития.
- 6.5.Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 7. Классификация методов исследования в этнопсихологии
- 7.1. Общие проблемы практической этнопсихологии
- 7.2. Методологические принципы практического исследования в этнической психологии
- 7.3. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 8. Обсервационные и диагностические методы
- 8.1. Метод наблюдения в этнопсихологии
- 8.2. Метод тестирования в этнопсихологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 9. Социологические и экспериментальные методы
- 9.1. Опросные методы в этнической психологии
- 9.2. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 10. Биографические и праксиметрические методы
- 10.1. Анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных в этнической психологии
- 10.2. Анализ материальной составляющей культуры и искусства в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Раздел IV. Глоссарий
- Раздел 5. База контрольно-измерительных материалов (ким)