5. Глубинная Психология.
Основные направления и школы психологии XX века: Бихевиоризм, гештальтпсихология( объект- восприятие),вюрцбургская школа( сделали мышление предметом исследования), психоанализ Фрейд(глубинная психология), когнитивная психология( интнлект.и мыслит.процессы), гуманистическая психология (вершинная) Рождерс, (внимание к личноти(гл задача личн.- самоактуализация)стать тем, кем способен) Психоанализ возник в начале XX века. Основатель – австрийский психолог З. Фрейд. Он видел основную задачу в психологии в познании глубинных механизмов психики. Психика – свойство высокоразвитых живых организмов отражать окружающую среду в форме ощущений, образов, переживаний и способность формировать адекватные способы поведения в этой среде. Фрейд разделил психику на два уровня: сознательный и бессознательный. При чём роль бессознательного в поведении человека намного больше, чем сознательного. Человек может осознавать, что он воспринимает, вспоминает, мыслит, испытывает эмоции; человек может осознавать, что именно он воспринимает, вспоминает и т.д. В то же время осознаваемость не означает, что он всегда осознает содержание своего психического акта, ни то, что он всегда осознает себя в этом процессе. Этот вид психологии направлен на познание внутреннего Ego(Я) человека. Оно управляет поведением человека. По мнению Фрейда, сон и сновидения являются факторами, способствующими энергетическому равновесию. А фактором нарушения энергетического равновесия является тревожность.
6. Когнитивная психология.
Основные направления и школы психологии XX века: Бихевиоризм, гештальтпсихология( объект- восприятие),вюрцбургская школа( сделали мышление предметом исследования), психоа- нализ Фрейд(глубинная психология), когнитивная психология( интнлект.и мыслит.процессы), гуманистическая психология (вершинная) Рождерс, внимание к личноти(гл задача личн.- самоактуализация)стать тем, кем способен) Согласно основным идеям когнитивной психологии, решающую роль в поведении человека играют интеллектуальные и мыслительные процессы. Мышление – психологический процесс познания, связанный с открытием субъективно нового знания, с решением задач. Поэтому главной задачей психологии является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. В теории Келли утверждается, что любое событие, происходящее с человеком, открыто для многократного интерпретирования. Единственной и достаточной причиной мотивации людей является сам факт жизни и вытекающее из этого факта желание прогнозировать будущие события. Из этого следует, что 1) люди как правило ориентируются на будущее. 2) Активно форми- руют представление об окружении, а не просто пассивно реагируют на него. 3) Ни прошлые, ни настоящие события не являются определяющими в поведении человека, а он сам, обычно контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов. (при условии, что он не предпочтёт обратное). Основной постулат Келли – поведение человека направлено на прогноз событ- ий. В результате диапазон поведения зависит от личностных конструктов – моделей и систем, при помощи которых происходит восприятие мира. Для каждого человека эти системы носят уникальный характер. Выделяют три основных типа конструктов: 1) упредительный – тип конструкта, который стандартизирует свои элементы, чтобы они были исключительно в его диапазоне (то, что попадает в одну классификацию, исключается из другого; 2) констелляторный конструкт – тип конструкта, который позволяет его элементам принадлежать одновременно другим сферам, при этом элементы идентифицированы особым образом и фиксированы (стереотипное мышление); 3) предполагающий конструкт – тип конструкта, который позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативные взгляды на мир. Люди делятся на когнитивно простых (имеют конструктную систему, в которой не ясны различия между конструктами, затрудняющиеся отличать себя от других, не способны прогнозировать поведение других) и когнитивно сложных (наоборот). ( в кот.неясны различия).
- 1. Психология как наука
- 2. Методы психологии.
- 4. Бихевиоризм.
- 52.Общение. Основные функции и стороны процесса общения.
- 5. Глубинная Психология.
- 7. Вершинная психология( Гуманистич)
- 9. Сознание и деятельность.
- 11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
- 12. Психические процессы, состояния и свойства в структуре психики.
- 13. Восприятие.
- 14. Ощущения. Виды ощущений.
- 15. Внимание. Качества внимания.
- 16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.
- 17. Память. Виды памяти.
- 18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.
- 19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.
- 20. Стадии развития мышления в онтогенезе.
- 21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.
- 22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
- 23. Эмоции в сфере психики. Виды эмоциональных состояний.
- 24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.
- 25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.
- 26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
- 27. Волевая регуляция психических процессов и деятельности. Функции воли. Стадии волевого процесса.
- 28. Темперамент. Типы темперамента.
- 29. Характер. Акцентуация характера.
- 30.Экстраверсия и интроверсия как типологич. Хар-ки психики.
- 31. Учение о психологических типах Юнга.
- 34.Психоаналитическая концепция личности.
- 35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.
- 36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.
- 37.Ответственность.Формирование локуса контроля.
- 38. Интересы, ценности и личностные смыслы.
- 40. Развитие личности ребёнка в младшей школе и задачи педагогики.
- 42. Развитие личности взрослого человека, внешние педагогические воздействия и самовоспитание.
- 43. Самоактуализирующаяся личность.
- 44. Группа. Виды групп.
- 45. Малая группа.
- 46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
- 47. Лидерство. Стили лидерства.
- 48. Развитие группы. Групповая сплочённость.
- 49. Конформность как групповой феномен.
- 54.Вербал и невербальная коммуникация.
- 56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)
- 57. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтн ситуации.
- 58. Воспитание как педагогический процесс.
- 59. Образование как соц феномен и педагогич процесс.
- 60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
- 61. Психология таможенного коллектива
- 62. Особенности общения таможенного специалиста с подконтрольными лицами.