45. Профориентационная работа практического психолога образования.
Понятие самоопределения соотносится с такими понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление и др.
Таким образом, можно соотнести понятия «профессиональное самоопределение» и «личностное самоопределение». Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. Однако, имеются и отличия:
-Профессиональное самоопределение больше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение- от самого человека.
Профессиональный выбор, в отличие от профессионального самоопределения (по Е.И. Головахе)- это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения, который часто не опосредован отдаленными жизненными целями. Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни человек вынужден совершать множество выборов.
Е.А.Климов выделяет 2 уровня профессионального самоопределения:
- гностический (перестройка сознания и самосознания);
-практический (реальные изменения социального статуса человека).
Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей.
Таким образом, профессиональное самоопределение- поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также- нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Самоопределение отличается тем, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии (Л.И.Божович).
Выбор профессии отражает определённый уровень личных притязаний, основанных на оценке своих способностей и возможностей. Кроме того, выбор профессии, профессиональное самоопределение требуют высокой активности субъекта, зависят от уровня сформированности осознанной психической саморегуляции, степени развития контрольно-оценочной сферы. (Климов Е.А., 1984).
Обеспечение процесса профессионального самоопределения подростков и юношей одна из центральных задач работы психолога образовательного учреждения.
Факторы, влияющие на профессиональный выбор учащихся:
Е.А. Климов намечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
1) позиция старших, семьи:
Очень часто родители предоставляют ребёнку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребёнка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Наблюдения показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на их помощь при поступлении в какое-либо учебное заведение. Родители оказывают влияние также, обучая своей профессии;
2) позиция сверстников: дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено. Именно позиции микрогруппы может стать решением в профессиональном самоопределении;
3) позиция школьного педагогического коллектива (учителя, классного руководителя и т.д.): Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, всё время анализирует интересы, склонности, помыслы и т.д.;
4) личные профессиональные и жизненные планы: В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдалённом будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они зависит от человека;
5) способности и их проявления: Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учёбе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности;
6) притязание на общественное признание;
7) информированность о той или иной профессиональной деятельности;
8) склонности, интересы.
9) престиж профессии (Климов Е.А.,1984).
Безусловно, психолог должен учитывать эти факторы при организации своей работы.
Главные задачи предпрофильной и профильной подготовки связывают с задачей профориентации, с тем, чтобы решить, профориентационную задачу.
При этом информационная работа предполагает знакомство учащихся с местными образовательными учреждениями и предполагает разные формы работы (экскурсии, дни открытых дверей и т.д.). Профильная ориентация предполагает «оказание учащимся психолого- педагогической поддержки в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Так же отмечается, что профильная ориентация способствует созданию условий для повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
В профориентации традиционно выделяются направления: профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация.
И профориентация и профконсультация- это ориентирование школьника, тогда как профессиональное самоопределение больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.
Однако субъектом профессионального определения не становятся. Задача педагогов и психологов заключается в том, чтобы помочь подростку сделать сложные жизненные выборы. Но это должна быть такая помощь, когда выбор делаются подростком самостоятельно, и только тогда он может считаться полноценным субъектом самоопределения.
В организации психологического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки используют разнообразные методы. Наиболле полная их классификация принадлежит Н.Н. Пряжникову.
Классификация методов формирования профессионального и личного самоопределения (Н.С.Пряжников):
1. Профориентационные игры с классом- рассчитаны на реальные условия работы в школе: многие игры проводятся в рамках урока; предполагают работу с целым классом; проводятся одним ведущим; предполагают высокую динамику работы; имеют более скромный эффект, чем более скромный эффект, чем более длительные терапевтические группы и консультации.
2. Игровые профориентационные упражнения (по процедуре близки к терапевтическим упражнениям и рассчитаны на работу с подгруппой);
3. Карточные профконсультационные методики:
А) информационно- поисковые системы («професьянсы», внешне напоминающие раскладывание пасьянсов, когда из специальных карточек на столе выстраиваются образы наиболее привлекательных профессий);
Б) игровые карточные методики, предназначенные не для выбора профессий, а для моделирования жизненного пути, где клиент, преодолевая по специальным правилам различные игровые трудности, часто моделирующие реальные трудности жизни, должен достичь своих жизненных и профессиональных целей.
4. Настольные карточные игры- эффективны при использовании профконсультантом, например, во внеурочной работе, на базе психологического центра, в детском лагере.
5. Бланковые карточные методики- самостоятельное изготовление участниками карточек и игровых бланков, с последующей игрой в карты и отражением результатов игры в своих бланках.
6. Активизирующие профориентационные опросники- «игра в тесты», т.к. из главная цель- заставить задуматься о тех вопросах, которые при обсуждении их в дискуссии или в обычной беседе кажутся скучными, а в активизирующем опроснике эти сложные вопросы просто включены в деятельность по заполнению бланка. Данные методики обладают и диагностическим эффектом, т.к. некоторые из них снабжены приблизительными нормами.
7. Бланковые игры с классом – работают как с классом в целом, так и с отдельными учащимися. Данные методики позволяют моделировать некоторые нравственные аспекты таких престижных профессий как бизнесмен, юрист.
8. Ценностно- смысловые опросники- главный акцент делается на нравственные аспекты профессионального и личностного самоопределения. Эти опросники содержат игровые элементы, позволяющие в интригующей форме затрагивать те вопросы, о которых на сегодняшний день в открытую говорить открыто рискованно.
Профориентационная работа психолога включает в себя несколько этапов, различающихся как частными задачами, содержанием, так и формами (О.В.Хухлаева):
К подготовительному этапу можно отнести работу с 5— 6-ми классами. Его основная задача — помощь подросткам в прохождении возрастного кризиса и кризиса «отделения от семьи», кризиса построения новых взрослых отношений с родителями. Эта работа продолжается и на следующих этапах, но основное внимание ей уделяется именно в данный период, так как в начале кризиса подростки с большей готовностью идут на контакт, нежели позже. В 5—6-х классах закладывается «фундамент» предпрофильной работы, поскольку обсуждать будущее можно только с эмоционально созревшими подростками, готовыми к принятию самостоятельных решений. На этом этапе можно рекомендовать групповые занятия, индивидуальные консультации — все, что направлено на самопознание подростков. Для оптимизации взаимодействия с родителями очень полезны детско-родительские игры.
Первый этап — начало предпрофильной работы с семиклассниками. Основная задача этого этапа — мотивирование подростков к размышлению о будущем. Важно избежать при этом назидательности и скуки, постараться эмоционально яркими, по возможности игровыми «мазками» ввести будущее в круг интересов подростков. Можно провести конкурс фантастических проектов, содержанием которых станет будущее одноклассника, школы, города.
На этом этапе полезно акцентировать возрастание статуса подростков. Для этого можно, в частности, привлекать их к организации игровых программ с первоклассниками или включать в другую социально значимую деятельность.
Второй этап (восьмой класс) стоит посвятить содержательному наполнению будущего. Для этого можно организовать серию занятий, на которых будущее обсуждается в свете жизненных целей, приоритетных ценностей, интересов и способностей. Основным итогом этих занятий должно стать побуждение подростков к совершению жизненных выборов, и в числе первых — выбора профиля обучения. Подростки осознают, что выбор должен быть самостоятельным, обоснованным, ответственным.
Третий этап. В девятом классе совершается профессиональное наполнение отдаленного будущего, определяются пути его достижения. Используются различного рода профориентационные игры (составление различных классификаций профессий, резюме, игровое поступление на работу и т.п.).
В начале девятого класса полезно совместно с администрацией школы провести активирующее собеседование с учащимися с письменной фиксацией его результатов о предполагаемом выборе профиля, а в апреле — аналогичное собеседование с участием родителей.
- Вопросы к государственному экзамену по психологии дли студентов фмиф
- 41. Задачи, формы и методы работы с детьми с нарушениями в развитии в образовательном учреждении.
- 43. Задачи, организация деятельности психологической службы в «среднем» звене.
- 44. Задачи и организация деятельности психологической службы в старших классах школы.
- 45. Профориентационная работа практического психолога образования.
- 47. Проблемы профессиональной деформации практического психолога.
- 48. Сотрудничество практического психолога системы образования со специалистами других профилей в рамках решения профессиональных задач
- 36. Роль просветительских программ для учащихся. Оценка эффективности просветительских программ.
- 39. Проектирование развивающих программ. Взаимодействие со специалистами по реализации развивающих программ в оу.