Материал для самопроверки
Заполнить пробелы
1. Одно из первых объяснений функционирования разума сводилось к идее о некой ....., заключенной в теле.
2. Древние греки считали, что за мысли и поступки людей ответственны......
3. Согласно Платону, .....обитает в теле в течение жизни человека, а после его смерти переходит в .....
4. Для Аристотеля разум (психика) – это одна из ..... тела.
5. В средние века объяснение мира и сущности человека опиралось одновременно на взгляды ..... и на ......
6. По мнению Декарта, действия организма определяются....., находящимися в головном мозгу.
7. Представление о том, что тело выполняет свои функции механически под контролем «разумной души», известно под названием ......
g...... – это философское течение, делающее главный упор на роль разума в приобретении знаний.
9. Эмпирики считают, что любое знание может быть приобретено лишь ......
10. Естественные науки, развитие которых началось в XVII в., претендуют на свою принадлежность к ..... направлению.
11...... – это предположение, высказанное на основании уже установленных фактов.
12. По представлениям философов – эмпириков XVIII в., ощущения комбинируются по ..... принципу.
13. В XVIII в. изучение души заменяется изучением ..... и .....
14. Первая лаборатория психологии была основана ..... в ..... г.
15. По мнению структуралистов, сознание можно разложить на психические.....
16. Метод.....состоит в том, что испытуемый описывает ощущения, возникающие у него при воздействии того или иного стимула.
17. Функционалистский подход основан на изучении приобретения ......
18. По мнению основателя ..... Уотсона, любые действия человека можно объяснить с помощью схемы ......
19. Согласно необихевиористам, к которым принадлежит Скиннер, поведение всегда детерминируется своими ......
20. Теория социального научения выдвигает тезис о том, что человек склонен..... поведению других людей, которые служат, таким образом, ......
21. Изучением связей между нервными структурами и поведением занимается …
22. Этология человека ставит своей целью выявить ..... человеческой природы.
23. Социобиология утверждает, что живые существа все время ....., чтобы обеспечить передачу своих ..... следующим поколениям.
24. Для гештальтистов восприятие – это некое организованное ....., ..... от суммы составляющих его частей.
25. По мнению Пиаже и конструктивистов, когнитивное развитие осуществляется по ступеням, или ......
26. Изучением организации памяти, воображения и других познавательных психических процессов занимается ..... психология.
27. Согласно теории ....., многие черты личности обусловлены половыми влечениями, подавлявшимися в детстве.
28. По мнению психологов гуманистического направления, любому индивидууму свойственно врожденное стремление к полной ......
29. Как показала социальная психология, большая часть личных качеств индивидуума формируется в результате его постоянного ..... с другими людьми.
30...... подход заимствует из всех существующих теорий наиболее полезные в том или ином случае концепции и использует их.
Верно или неверно?
1. Аристотель был одним из первых философов, рассматривавших разум как неотъемлемую часть живого организма.
2. Представление о человеке, выдвинутое Декартом, вытекает из монистической концепции.
3. В основе научного метода лежит проверка гипотез.
4. Элементаристская доктрина Вундта имела целью выявить функции сознания.
5. Экспериментальная интроспекция – научный метод, главный недостаток которого в его субъективности.
6. По мнению бихевиористов, только поведение, поддающееся наблюдению, может быть объективно описано.
7. Этология стремится понять, каким образом врожденные механизмы могут функционировать независимо от среды.
8. Гештальтисты считают, что наше восприятие мира создается из элементов, которые мозг научается организовывать.
9. Пиаже выдвинул идею о том, что наследуется только способ функционирования интеллекта.
10. Когнитивная психология утверждает, что в основе любого поведения лежит тот или иной мыслительный процесс, который совершался ранее.
11. Гипотезы, выдвинутые в теории Фрейда, ниспровергли многие идеи, особенно в области сексуальности.
12. Гуманистическая точка зрения на развитие личности исходит скорее из пессимистического представления о природе человека.
13. Все современные теории подчеркивают важность врожденных факторов в психологическом развитии индивидуума.
14. В настоящее время в психологии наблюдается тенденция четко определять те аспекты, на которых неизбежно должны сталкиваться взгляды представителей разных школ.
15. Из современного определения психологии следует исключить анализ поведения в пользу анализа внутренних психических процессов и приложения полученных данных.
Выбрать правильный ответ
1. В «Илиаде» Гомер приписывал поведение своих героев
а) капризу богов;
б) «животному разуму»;
в) душе.
г) Все ответы неверны.
2. Философия Аристотеля
а) делает упор на знание и мудрость;
б) рассматривает душу как функцию тела;
в) ставит своей целью познание Вселенной и царящего в ней порядка.
г) Верны все ответы.
3. Философы средневековья
а) полностью отвергали доктрину Аристотеля;
б) опирались в своих исследованиях на богословов;
в) пытались защищать догматы христианской религии.
г) Все ответы неверны.
4. Декартова концепция человека
а) дуалистична;
б) отвергает идею души как сущности человека;
в) опирается на разум, освещаемый верой.
г) Все ответы неверны.
5. Эмпирики XVIII в. делали упор на
а) роль ощущений;
б) скорее на опыт, чем на разум;
в) принцип ассоциации идей.
г) Верны все ответы.
6. Научный метод
а) рационалистичен;
б) состоит главным образом в проверке гипотез;
в) субъективен.
г) Верны все ответы.
7. Первая психологическая лаборатория была создана
а) Вундтом;
б) в 1732 г.;
в) для изучения функций сознания.
г) Верны все ответы.
8. Функционалистский подход начала века
а) никогда не оспаривался;
б) отвергает использование интроспекции;
в) делает упор на адаптивную роль сознания;
г) отрицает существование сознания.
9. Схема S – R делает упор на
а) объективное описание поведения;
б) бесполезность концепции сознания;
в) соответствие между реакцией и данным стимулом.
г) Верны все ответы.
10. Этология занимается
а) биологическим изучением поведения;
б) стратегиями, используемыми для передачи генов;
в) поведением животных, но не поведением человека.
г) Все ответы неверны.
11. Когнитивный подход настаивает на том, что
а) индивидуум реагирует подобно машине;
б) разум человека обладает большей информацией, чем та, которую он получает извне;
в) нашим поведением управляют подавленные влечения;
г) мозг функционирует путем ассоциации идей.
12. Согласно Пиаже, все дети
а) проходят одни и те же стадии развития мышления;
б) проходят через все стадии развития мышления;
в) рождаются умными.
г) Верны все ответы.
13. По теории Фрейда либидо – это энергия,
а) соответствующая потребности в самореализации личности;
б) возникающая в результате подавления полового влечения;
в) лежащая в основе жизненных влечений;
г) лежащая в основе взаимодействий между людьми.
14. Гуманистический подход
а) носит детерминистский характер;
б) направлен на расцвет потенциальных возможностей индивидуума;
в) основан на изучении приемлемых форм поведения.
г) Верны все ответы.
15. Эклектический подход ставит своей целью
а) отбросить данные, полученные разными направлениями;
б) выбрать наиболее полезные концепции и методы;
в) доказать обоснованность определенных взглядов.
г) Все ответы неверны.
- Ж. Годфруа
- Предисловие редактора перевода
- Предисловие
- Предисловие автора
- Представление книги
- Благодарности
- Предисловие автора к русскому изданию
- Часть 1. Изучение поведения – история и методы
- Введение
- Глава 3 посвящена общему обзору разных разделов психологии, с особым упором на методические проблемы, возникающие при научном анализе поведения.
- Глава 1. Что такое поведение? Врожденное и приобретенное
- Эволюционная теория
- Эволюция поведения
- Таксисы
- Рефлексы
- Инстинктивное поведение
- Импринтинг
- Научение
- Способность к умозаключениям
- Эволюция человека
- От деревьев до первых поселений
- Развитие речи
- Социальная и культурная эволюция
- Агрессивность человека
- Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция
- Документ 1.2. Миграция лососей – инстинктивное поведение или результат научения?
- Документ 1.3. Охрана территории у колюшки
- Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение?
- Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям
- Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 2. Что такое психология? Введение
- Развитие психологии Первые шаги
- Донаучная психология
- Рождение научной психологии
- Психология вXXстолетии
- Документ 2.1. Культ черепа
- Документ 2.2. Происхождение слова «психология»
- Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
- Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году
- Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания
- Документ 2.7. Структуры и функции
- Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
- Документ 2.9. Социобиология и размножение
- Документ 2.10. Младенцы и гештальт
- Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие»
- Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
- Документ 2.13. Путь к самовыражению
- Документ 2.14. Покорность и пытка
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 3. Чем занимаются психологи? Введение
- Психология и ее разделы
- Прикладные области
- Область научных поисков
- Методы психологии
- Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия
- Документ 3.2. Психолог – консультант и взаимодействия между родителями и детьми
- Документ 3.3. Эксперименты на животных
- Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения
- Документ 3.5. Наследственность и научение
- Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты
- Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Часть 2. Сознание и активация
- Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания Сознание и активное бодрствование
- Измененные состояния сознания
- Медитация
- Разнообразие измененных состояний
- Употребление наркотических средств и патологические состояния
- Возбуждающие средства
- Нейродепрессанты
- Наркотики
- Галлюциногены и психоделитики
- Использование психотропных препаратов и болезненное пристрастие к ним
- Наркотики и внутренний мир человека
- Документ 4.1. Электрическая активность мозга
- Документ 4.2. Картография внутреннего пространства
- Документ 4.3. Биологические часы
- Документ 4.4. Внешняя обратная связь
- Документ 4.5. Общедоступная медитация
- Документ 4.6. Гипноз: измененное состояние или черта личности?
- Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью
- Документ 4.8. Классификация психотропных веществ
- Документ 4.9. Память, связанная с определенным состоянием сознания
- Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны?
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 5. Наше восприятие мира Введение
- Ограничения, связанные с органами чувств
- Роль предшествующего опыта
- Организация наших восприятий
- Наши восприятия остаются постоянными (константными)
- Восприятие мира в трех измерениях
- Адаптация и привыкание
- Внимание и восприятие Факторы, определяющие внимание
- Избирательное внимание
- Физиологический порог и порог восприятия
- Перцептивная защита
- Подпороговое восприятие
- Экстрасенсорное восприятие
- Сенсорная изоляция
- Документ 5.1. Мир клеща
- Документ 5.2. Связь между современной физикой, нейронаукой и психологией
- Документ 5.3. От стимуляции к восприятию
- Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт
- Документ 5.5. Сенсорные способности новорожденного
- Документ 5.6. Движение и время
- Документ 5.7. Зрительные иллюзии
- Документ 5.8. Расширение зрачка при восприятии обнаженного человека
- Документ 5.9. Сенсорная изоляция, галлюцинации и внутреннее пространство
- Досье. 5.1. Наука и паранормальные явления
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация Введение
- Мотивация и эмоции
- Мотивация
- Теория биологических побуждений
- Теория оптимальной активации
- Когнитивные теории мотивации
- Иерархия потребностей
- Аспекты эмоций
- Факторы, определяющие эмоции
- Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации
- Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации
- Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация
- Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие
- Документ 6.5. Оргазм: все в голове*
- Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен
- Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца
- Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь?
- Документ 6.9. Когда сама информация несет эмоциональный заряд...
- Документ 6.10. Обезьяны, крысы и язва желудка
- Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы
- Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Часть 3. Высшие функции и обработка информации
- Введение
- Глава 7. Научение Адаптация и научение
- Виды научения
- Научение реактивным формам поведения
- Привыкание и сенсибилизация
- Импринтинг
- Условные рефлексы
- Научение в результате оперантного обусловливания
- Научение методом проб и ошибок
- Формирование реакций
- Научение путем наблюдения (подражания модели)
- Когнитивные формы научения
- Латентное научение
- Обучение сложным психомоторным навыкам
- Научение путем инсайта
- Научение путем рассуждений
- Научение и созревание
- Научение и его результаты
- Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое обусловливание
- Документ 7.2. Законы обусловливания
- Документ 7.3. Управление обществом по Скиннеру
- Документ 7.4. Созревание, научение и критические периоды
- Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 8. Память, мышление и общение Память
- Структура памяти
- Процессы, связанные с памятью
- Забывание
- Память и мышление
- Мышление Процессы мышления
- Стратегии мышления
- Теории развития когнитивных процессов
- Мышление и речь
- Речь Общение и язык
- Теории развития речи
- Документ 8.1. Сенсорная память
- Документ 8.2. Образы и память
- Документ 8.3. Мнемотехнические приемы
- Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или слова
- Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто «недоразумение» во взаимоотношениях между памятью и речью?
- Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление
- Документ 8.7. Дети и психолингвистика
- Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить?
- Досье 8.1. Исследования памяти
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 9. Адаптация и творчество Интеллект
- Природа интеллекта
- Структура интеллекта
- Истоки интеллекта
- Оценка интеллекта
- Интеллект, решение проблем и творчество
- Творческое мышление
- Особенности творческого мышления
- Творчество и адаптация
- Особенности творческих личностей
- Документ 9.1.Iq: два ребенка – это хорошо, а девять – это, наверное, многовато!
- Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого?
- Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умственное развитие?
- Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект
- Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок, особенности его личности и его семья
- Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или приобретенным?
- Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Содержание
- Часть 1. Изучение поведения – история и методы 9
- Глава 1. Что такое поведение? 11
- Глава 2. Что такое психология? 35
- Глава 3. Чем занимаются психологи? 65
- Часть 2. Сознание и активация 86
- Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания 88
- Глава 5. Наше восприятие мира 116
- Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация 155
- Часть 3. Высшие функции и обработка информации 195
- Глава 7. Научение 196
- Глава 8. Память, мышление и общение 227
- Глава 9. Адаптация и творчество 270