Адекватное восприятие конфликта
Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:
«иллюзии собственного благородства» — в конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствуют в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет.
«Поиск соломинки в глазу другого» — каждый из противников ясно видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у самого себя. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.
«Двойная этика» — даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые поступки по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента — как нечестные и непозволительные.
«Все ясно» — очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его действия хороши и правильны, а действия партнера, наоборот, плохи и неадекватны. Эти и подобные заблуждения, присущие каждому из нас в конфликтной ситуации, как правило, усугубляют конфликт и препятствуют конструктивному выходу из проблемной ситуации. В любом конфликте партнеры испытывают так называемые смешанные чувства. С одной стороны, каждый чувствует неприязнь, злость или даже ненависть к другому, желание, чтобы противник отказался от своей позиции, с другой — у оппонентов есть, хотя и очень приглушенные, более доброжелательные чувства, порожденные всей совокупностью предыдущих взаимоотношений, а также стремлением к взаимопониманию и согласию.
Если искажение восприятия при конфликте чрезмерно велико, возникает реальная опасность оказаться в ловушке собственной предвзятости, потому что ясно видишь и чувствуешь только враждебность партнера, не замечая никаких других чувств с его стороны. Это может привести к так называемому самоподтверждающемуся допущению: допуская, что партнер настроен исключительно враждебно, начинаешь обороняться от него, переходя в наступление. Видя это, партнер переживает враждебность к нам, и наше предварительное допущение, хотя оно и было неверным, немедленно подтверждается. Зная о подобных представлениях в ситуации конфликта, постарайтесь внимательнее проанализировать свои ощущения в конкретных случаях: не возникают ли подобные искажения и у Вас, когда вы пытаетесь разрешить тот или иной конфликт.
Это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники охотнее пользуются способами общения, затрудняющими понимание того, что, собственно, происходит. Они в основном стараются сделать противнику больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Между тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания. Догадываюсь, что многие читатели в этом месте пожимают плечами и думают: «Легко сказать, а на самом-то деле...».
Действительно, когда человек «обуреваем» эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Поэтому порой имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь. В этот момент бессмысленно пытаться что-то решать, главное, о чем надо заботиться, — это о том, чтобы не обидеть и не унизить партнера. Японцы, например, придумали для этого своеобразный ритуал и мягкие подушки для битья. Иногда даже крик или удар по столу лучше, чем спокойная, хладнокровная отповедь, которую противник будет помнить всю жизнь. Подчас, прикрываясь хорошими манерами и вежливым тоном, люди идут на преднамеренное психологическое убийство другого, уничтожая в нем его образ самого себя. В результате партнеры отказываются от поиска конструктивных выходов из конфликта, а только «зализывают раны» и думают о возможной мести.
Взаимное выражение чувств, хотя бы частичное, может помочь в создании условий для использования коммуникации в целях конструктивного обмена мыслями. Хорошо бы, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее:
Что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
Каких реакций я жду со стороны другого?
Что я собираюсь предпринять, если партнер поведет себя не так, как я ожидаю?
На какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?
Вероятно, конструктивному решению конфликта могут способствовать некоторые формы общения, о которых я писал выше, например:
высказывания, передающие то, как я понял его слова или действия, и стремление получить подтверждение того, что я понял их правильно;
открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся моего состояния, чувств и намерений;
информация, содержащая обратную связь относительно того, как я воспринимаю партнера и толкую его поведение;
демонстрация того, что я принимаю партнера как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков. Можно также упомянуть, хотя это и кажется очевидным, о том, что следует избегать угроз, вранья, попыток скрывать манипуляции партнером, потому что эти действия продиктованы стремлением взять верх над противником, а не добиться обоюдного согласия.
- Хрестоматия по конфликтологии Тематическое содержание
- Раздел I. Методические проблемы конфликтологии
- Раздел II. Основные подходы в изучении проблемы конфликтов
- Раздел III. Типология конфликтов и их структура
- Раздел IV. Разрешение конфликтов
- Раздел I. Методические проблемы конфликтологии а.Я. Анцупов Эволюционномеждисциплинарная теория конфликтов
- Н.И. Леонов Номотетический и идеографический подходы в конфликтологии
- Л. А. Петровская о понятийной схеме социальнопсихологического анализа конфликта1
- Н.И. Леонов Онтологическая сущность конфликтов
- Л. Козер Враждебность и напряженность в конфликтных отношениях
- Б.И. Хасан Природа и механизмы конфликтофобии
- А.И. Донцов, т.А. Полозова Проблема конфликта в западной социальной психологии1
- Определение конфликта
- Метод исследования
- Раздел II. Основные подходы в изучении проблемы конфликтов а.Г. Здравомыслов Четыре точки зрения на причины социального конфликта
- К.Левин Типы конфликтов
- Тенденция ухода. Внешний барьер
- К. Хорни Базисный конфликт
- В. С. Мерлин Развитие личности психологическом конфликте1
- М. Дойч Разрешение конфликта (конструктивные и деструктивные процессы)
- Обзор «переменных», влияющих на ход конфликта
- Функции конфликта
- Некоторые определения
- Типология конфликтов
- Истинный конфликт
- Случайный конфликт
- Подмененный конфликт
- Безатрибутивный конфликт
- Латентный конфликт
- Фальшивый конфликт
- Контроль над ресурсами
- Предпочтения и антипатии
- Ценности
- Представления
- Природа взаимоотношений между сторонами
- Деструктивные и конструктивные конфликты
- Раздел III. Типология конфликтов и их структура м.М. Рыбакова Особенности педагогических конфликтов. Разрешение педагогических конфликтов1
- Особенности педагогических ситуаций и конфликтов
- Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов
- Д. М. Фельдман Конфликты в мире политики1
- Конфликты и политики
- Л.И. Никовская, б.И. Степанов Состояние и перспективы этноконфликтологии
- Причины и механизмы этноконфликтов
- Типология и стадиальность развертывания этноконфликтов
- С.И. Ерина Ролевые конфликты в управленческих процессах1
- К. Левин Супружеские конфликты
- А. Общие предпосылки конфликта
- Б. Общие положения, касающиеся супружеских конфликтов
- В. Ситуация потребности
- Г. Пространство свободного движения
- Д. Значение супружества в жизненном пространстве личности
- Е. Пересекающиеся группы
- Ж. Супруги как группа в процессе становления
- М.М. Лебедева Особенности восприятия при конфликте и кризисе
- Раздел IV. Разрешение конфликтов б. Мелибруда Поведение в ситуации конфликта
- Адекватное восприятие конфликта
- Создание климата взаимного доверия и сотрудничества
- Определение существа конфликта
- Дж. Г. Скотт Выбор стиля поведения,соответствующего конфликтной ситуации
- Определение стилей разрешения конфликтов
- Стиль конкуренции
- Стиль уклонения
- Стиль приспособления
- Стиль сотрудничества
- Стиль компромисса
- Определение своего собственного стиля
- Как я обычно реагирую на конфликтные ситуации
- Оценка Вашего подхода к конфликту
- Н.Б. Гришина Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликтов
- Д.Дэна 4-шаговый метод Краткий обзор 4-шагового метода улучшения взаимоотношений
- Кардинальные правила
- Продажа
- Некоторые обязательства
- Место встречи
- Удобства
- Продолжительность
- Конфиденциальность
- Прерывания
- Структура
- Основной процесс
- Жесты примирения
- Не подсчитывайте очки
- Стратегия «поглотителя стрел»
- Лучший путь
- Навыки, полезные для ведения диалога
- Ухабистая, но все-таки дорога
- Сбалансированность
- Поведенческая специфичность
- Письменная форма
- Личная ответственность
- Ограничение срока действия Договора
- Всегда ли необходим Договор ?
- Основной принцип
- Образец соглашения
- Используйте метод или забудьте о нем
- X. Корнелиус, ш. Фэйр Картография конфликта
- Краткое содержание
- Карта 2
- Карта 3
- У. Мастенбрук Подход к конфликту
- А.А. Гостев Принцип ненасилия в разрешении конфликтов