Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
Названия шкал | Интерпретация показателей | ||
Высокие значения | Низкие значения | ||
Do | Доминирование | уверенные, авторитетные, властные, ориентированные на задачу, целеустремленные, предприимчивые | осторожные, робкие, нерешительные и малоинициативные |
Cs | Способность к статусу | амбициозные, стремящиеся к достижению успеха, с разнообразными интересами | имеют о себе невысокое мнение, не любят прямой конкуренции, неуютно чувствуют себя в сложных и неопределенных ситуациях |
Sy | Общительность | легко вступают в контакты, любят находиться среди людей, общительны и открыты общению | робкие, застенчивые, часто подавленные, они предпочитают оставаться незаметными в ситуации общения |
Sp | Социальное присутствие | уверенные в себе, спонтанные, разносторонние, с хорошими речевыми способностями, стремящиеся к комфорту | сдержанные, нерешительные в выражении собственных взглядов и мнений, склонные к самоотрицанию |
Sa | Самопринятие | отличаются позитивным самовосприятием, считают себя талантливыми, интересными людьми, говорливы | склонны сомневаться в себе, обвиняют себя во всех неудачах, считают себя хуже других, легко сдаются и соглашаются |
In | Независимость | самодостаточны, находчивы, самостоятельны, упорны в достижении целей, не обращая внимания на согласие или несогласие окружающих. | испытывают недостаток уверенности в себе, склонны искать поддержки у окружающих, стараются избегать конфликтов, с трудом принимают решения. |
Em | Эмпатия | обладают позитивным самовосприятием, их легко принимают окружающие; чувствительны к нюансам взаимоотношений (деликатны); понимают чувства других; оптимистично смотрят на вещи. | не способны к сопереживанию, скептически относятся к намерениям окружающих; плохо понимают свои чувства и желания; круг интересов сужен.
|
Re | Ответственность | ответственные, надежные, восприимчивы к этическим нормам, серьезно относятся к своим обязанностям и обязательствам | легко потакают своим желаниям, недисциплинированны, беззаботны (беспечны) безразличны к своим обязательствам.
|
So | Социализация | добросовестны, организованны, легко принимают нормативные правила и подчиняются им, с ними редко происходят неприятности | противятся правилам, не склонны подчиняться, часто протестуют, от них можно ожидать неприятностей, их взгляды и установки отличны от общепринятых |
Sc | Самоконтроль | стремятся установить контроль над эмоциями, «владеть собой», подавляют враждебные и эротические чувства, гордятся самодисциплиной | испытывают сильные чувства и эмоции, открыто проявляют их и не стремятся скрыть, проблемы возникают из-за недостаточного контроля импульсивности |
Gi | Хорошее впечатление | хотят производить хорошее впечатление, стараются делать то, что нравится окружающим, подчас доходя до подобострастия и лести, если их попытки прерывают, становятся сухими, формальными и консервативными (ниже 30 т.б. соц. желат. ответы) | хотят иметь право быть самими собой, даже если это вызывает трения и проблемы, часто неудовлетворенны положением вещей и предъявляют претензии, легко раздражаются и впадают в раздражительное состояние |
Cm | Обычность | легко приспосабливаются, рассудительны, считают себя вполне обычными, средними людьми; не стремятся к тому, чтобы изменить ход вещей. | считают себя отличающимися от других людей; не конвенциональны и не конформны; переменчивы во взглядах и зависят от настроения; очень низкие показатели указывают на небрежные или случайные ответы ( ниже 25 с.о.) |
Wb | Чувство благополучия | отличаются хорошими физическим и психическим самочувствием; с оптимизмом смотрят в будущее, жизнерадостны. | обеспокоены состоянием здоровья и/или психологическими проблемами; склонны жаловаться на несправедливое или невнимательное отношение к себе, пессимистичны. Ниже 20 с.о. – чрезмерная фиксация на личных проблемах или попытка исказить (в худшую сторону) результаты. |
To | Терпимость | характеризуются терпимым отношением к чужим убеждениям и ценностям, даже если они отличны и даже противоположны собственным; искренни, рассудительны и тактичны.
| недоверчивы, ищут виноватых, склонны во всем обвинять окружающих (экстрапунитивны); часто испытывают враждебные и мстительные чувства. |
Ac | Достижение через подчинение | трудолюбивы; им нравится работать в обстановке с четко определенными задачами и требованиями; исполнительны и организованы. | не способны хорошо работать в обстановке, где действуют строгие правила и инструкции; легко отвлекаются; склонны бросать работу, если что-то не получается.
|
Ai | Достижение через независимость | трудолюбивы; любят работать в обстановке, поощряющей свободу и личную инициативу; отличаются ясным умом и интеллектуальностью. | не способны хорошо работать в обстановке, характеризующейся неопределенностью, низкой регламентированостью и недостаточно четкими требованиями; проявляют мало интереса к интеллектуальной и познавательной деятельности. |
Ie | Интеллектуальная эффективность | эффективны в использовании интеллектуальных способностей; способны продолжать работать над задачами, от которых другие отказались бы и просто бросили; проницательны и находчивы. | им трудно начать работу над задачами, требующими интеллектуальных усилий, и доводить их решение до конца; они испытывают затруднения в выражении мыслей. |
Py | Психологический склад ума | проницательны и восприимчивы; понимают чувства других людей, но не обязательно разделяют или поддерживают их. Хорошо разбираются в людях, но не обязательно сопереживают им. | больше заинтересованы в конкретных и практических вещах, нежели абстрактных «материях»; обращают больше внимания на внешние стороны поведения людей, а не на их чувства и мысли; часто выглядят апатичными и незаинтересованными. |
Fx | Гибкость | отличаются гибкостью; любят перемены и разнообразие; их утомляет рутина и однообразие повседневности; могут проявлять нетерпение и даже неустойчивость; сообразительны и обладают богатым воображением, но также беззаботны и недостаточно организованы. | консервативны, не склонны к переменам; предпочитают размеренный ход вещей, организованность и предсказуемость; придерживаются общепринятых и установленных взглядов. |
F/М | Женственность/Мужественность | мужчины – эмоциональные, чувствительные, обладающие эстетическим вкусом; женщины – сочувствующие. сердечные, скромные, но также зависимые и беззащитные. | решительные, деятельные; берущие инициативу на себя; непокорные; лишенные сентиментальности, прагматичные. |
v.1 | Первая векторная шкала | спокойные. сдержанные, избегающие определенности и прямолинейности; не склонные к проявлению своих чувств и открытому выражению эмоций. | склонны проявлять авторитет; разговорчивы; им свойственны властность и самоуверенность. |
v.2 | Вторая векторная шкала | обладают твердыми моральными убеждениями; стремятся к профессионализму и обладают хорошими профессиональными навыками (трудовыми навыками); самодисциплинированы и надежны. | склонны к нарушению общепринятых норм; авантюризму; импульсивности ; скептически относятся к нравственности и декларируемому бескорыстию в людях. Очень низкие баллы говорят о безрассудстве и склонности к отклонению от правил поведения. |
v.3 | Третья векторная шкала | способные, проницательные, умеющие предвидеть, открытые и честные во взаимоотношениях; относительно свободны от невротических черт и пагубной неуверенности в себе. | склонны иметь множество проблем, ощущать себя уязвленным; с узкими интересами; неустойчивы к стрессам и межличностным конфликтам. |
Наиболее интегральными показателями Калифорнийского теста, определяющими тип личности сотрудника, состоящего в резерве на выдвижение, являются «векторные» шкалы или «оси».
Первая, горизонтальная ось (v.1) характеризует континуум межличностных стилей от активной вовлеченности во взаимодействие с людьми на полюсе экстраверсивности (ему соответствуют низкие значения этой векторной шкалы) до отстраненности от окружающих и склонности к уединению – на полюсе интроверсивности (при низких показателях v.1).
Вторая, вертикальная ось (v.2) упорядочивает индивидов в соответствии со степенью их ориентированности на принятые в обществе ценности и нормы поведения, она отражает, как уже говорилось, нормативную ориентацию личности. Низким значениям v.2 соответствует наличие склонности подвергать сомнению социальные нормы и общепринятые каноны поведения, высоким – сознательное принятие этих норм и канонов, стремление реально руководствоваться ими в своей жизни. Примечательно, что оси, образуемые этими двумя векторами, являются ортогональными друг другу, т. е. их взаимная корреляция близка к нулю. Пересечение осей образует таблицу размера 2×2, равномерно классифицирующую нормативную выборку на четыре группы, соответствующие четырем «жизненным стилям» (см. рис. 12).
Основанием для разработки третьей векторной шкалы, v.3 послужило наблюдение в целом ряде случаев тенденции к общему подъему всех шкал CPI, за исключением Fe – «Женственность» (позднее эта шкала была переименована в F/M – «Феминность/Маскулинность»). Было замечено, что чем более актуализированными и реализованными оказываются качества человека, которые соответствуют его собственным ожиданиям и ожиданиям других людей, тем выше расположен его профиль CPI. То есть речь идет о степени реализованности личностью ее психологического потенциала в рамках своего типа, но не столько с точки зрения реально достигнутого социального статуса, сколько с точки зрения самого человека, его собственного видения, собственной оценки степени воплощенности своих возможностей, а также того, как люди, хорошо знающие этого человека, оценили бы то, чего он достиг как личность. Совокупность трех векторных шкал позволяет давать типо-уровневую интерпретацию результатов обследования (см. табл. 4).
Рис. 12. Четыре «жизненных стиля».
Таблица 4
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника