6.2.Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма.
В 1973-м году в Париже состоялся семинар ЮНЕСКО по проблемам межэтнического насилия. Было выявлено четыре типа социальных ситуаций, провоцирующих применение агрессивных моделей взаимодействия этнических групп. Перечислим их. Во-первых, это угроза жизни и здоровья самого этнофора (индивида, как носителя этнического сознания). Во-вторых, это угроза жизни и здоровья близких ему людей. В-третьих, это унижение чести и достоинства этнофора. При этом следует обратить внимание на результаты давнего исследования Г. Триандиса (1971), подтверждённые затем греческими и индийскими психологами. Индивид менее болезненно переносит те социальные ситуации, когда дискриминируют лично его. Однако уровень его терпимости резко снижается в тех социальных ситуациях, когда дискриминация осуществляется по групповому принципу. В том числе, и по признаку этнической принадлежности. В-четвёртых, это ситуации, угрожающие более обширной группе, к которой принадлежит индивид.
Надо прямо признать, что все выше описанные типы социальных ситуаций встречаются в сегодняшней России. При этом следует подчеркнуть, что объектами актов агрессии выступают отнюдь не только этнические меньшинства, но и представители русского этноса тоже. Яркий, хотя и не единственный пример последнего – события в карельском городе Кондопога, где чеченские бандиты терроризировали местное население при полном попустительстве местной милиции.
На упомянутом выше парижском семинаре ЮНЕСКО были рассмотрены различные модели профилактики межэтнической агрессии. Кроме выделенных на парижском семинаре ЮНЕСКО моделей профилактики межэтнического конфликта существуют и иные наработки. Так, определённой популярностью долгое время пользовалась модель, разработанная представителем франкфуртской школы Т. Адорно. В основе его подхода лежит идея о том, что причиной межэтнических конфликтов является низкий уровень информированности этносов друг о друге. Подобный вывод был сделан учёным после ряда остроумных экспериментов, направленных на изучение антисемитизма. Испытуемым предлагалось проранжировать по степени выраженности психологических качеств список из десятка этносов. При этом в список, помимо евреев, обязательно включались два никогда не существовавших на Земле этноса. Так вот, те испытуемые, которые низко оценивали евреев, также низко оценивали и эти выдуманные этносы. После чего Т. Адорно и сделал свой вывод о низком уровне информированности как причине любого межэтнического конфликта. Соответственно, для профилактики межэтнического противоборства, тут предлагается увеличить поток информации об этносе – конкуренте, что, по мысли ученого, должно снизить уровень конфликтности. Однако действительность показала ограниченность этой модели. Она на самом деле работает, но только тогда, когда межэтнический конфликт находится в латентной фазе (смотри предыдущую главу). А вот на последующих фазах новая информация работает только на усиление конфликта!!! Связано это со свойствами этнического стереотипа, рассмотренными нами в третьей главе. Попытки применения модели Т. Адорно были во время гражданской войны в Ливане, во время греко-турецкого конфликта на Кипре, в Северной Ирландии, в Нагорном Карабахе. Везде эта модель оказалась крайне малоэффективной.
Определённой популярностью у учёных пользуются и две отечественные модели. Модель профилактики межэтнических конфликтов, предложенная В. Агеевым, некогда работавшем в МГУ, а ныне ставшим американским психологом, включает в себя три пункта. Во-первых, все возможности, связанные с получением доступа к благам и ресурсам, должны зависеть от личных усилий, а не от группового членства. Во-вторых, вся информация о размере и форме полученных благ и ресурсов должна быть абсолютно прозрачной и доступной. В-третьих, если количество ресурсов и благ ограниченно, то информация о группе, имеющей преимущества в их получении, должна стать недоступной для членов групп-аутсайдеров.
Модель профилактики межэтнических конфликтов по Л. Почебут (Санкт-Петербург) более развёрнута по структуре, чем предыдущая. Она строится на реализации трёх принципов. Первый принцип – когнитивный. Он состоит из трёх частей.
Знание и понимание коммуникативной символики своего народа, своей культуры. В ходе чтения данного курса нами многократно задавался вопрос студентам: Что стоит за мужской привычкой снимать (приподнимать) головной убор при встрече? Объяснить этот акт коммуникативной символики смогли единицы.
Знание и понимание коммуникативной символики чужого народа, чужой культуры. Так, у многих народов Северного Кавказа при встрече двух мужчин младший по возрасту протягивает две руки одновременно. При этом его партнёр подаёт лишь одну руку. Жест означает: я вкладываю свою жизнь в твои руки. Ведь у партнёра остаётся свободной одна рука, и он может использовать её для нанесения удара кинжалом.
Понимание того факта, что все народы и культуры равны. Поэтому нет «плохого» или «хорошего» народа. Как нет «плохой» или «хорошей» культуры.
Второй принцип – поведенческий. Он предполагает ответ на вопрос о том, как непосредственно общаться с представителями другого этноса. Применение этого принципа разделяется на три этапа.
Наблюдение за поступками, словами, жестами представителей другого этноса. На этом этапе эффективно использование приёмов активного слушания, видения, чувствования.
Интерпретация поведения. На этом этапе необходимо понять, что означает или символизирует конкретный поведенческий акт представителя другого этноса. Так, вываленная у ворот дома армянина охапка сена означает, что владелец дома не достоин того, чтобы называться человеком, поэтому должен питаться сеном.
Выводы и оценка. На этом этапе надо постараться понять, что представители другого этноса могут думать, чувствовать и действовать иначе, чем это принято у Вашего этноса. Возможно, у них иные стереотипы и пожелание девушке-горянке: «Чтобы тебя скорее украли!», является комплиментом.
Третий принцип – эмоциональный. Он строится на основе вопроса о том, что вы чувствуете при общении с представителя другого этноса. Также строится в три этапа.
Открытое, естественное собственное поведение. На этом этапе следует информировать партнёра о своих интересах, ценностях, нормах, обычаях, традициях. На этом этапе не следует чего-либо скрывать или стеснятся. Партнёр наверняка заметит неестественность Вашего поведения. Однако интерпретировать её он может по-своему. Либо партнёр посчитает, что Вы пытаетесь в чем-либо его обмануть, либо отнесёт Вас к этносу с низким статусом. В последнем случае он может посчитать, что Вы сами признаёте некоторую ущербность своего этноса, и у него появится необоснованное чувство этнического превосходства.
Проявление искреннего интереса к представителям другого этноса, к их культуре, ценностям, традициям, стереотипам. Эффективным будет не только ориентировать партнёра в особенностях поведения и в стереотипах своего этноса. Следует также проявить интерес к правилам поведения его этноса.
Демонстрация и переживание эмоционального приятия другого этноса. Принятие не означает полного растворения в чужом этносе, потерю собственной этнической идентичности. Этот этап предполагает естественную интеграцию с представителями другого этноса.
Особо следует оговориться, что сама Л. Почебут уточняет условие, сильно ограничивающие возможности предлагаемой ею модели. Это условие – желание обоих этносов вступать в контакт, готовность их представителей искать пути сближения коммуникативных партнёров. Понятно, что столь идеальными условия в сегодняшней России бывают далеко не всегда. Трудно, например, представить ситуацию, где ингуши и осетины готовы спокойно обсуждать условия возвращения ингушей в Правобережный район Северной Осетии – Алании. Поэтому модель Л. Почебут имеет ограниченное применение на практике.
- Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение
- Раздел 1. Рабочая учебная программа дисциплины
- 10. Рекомендуемая литература ………………………………………………18
- 1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины
- 1.4. Перечень и объем инновационных методов образования по дисциплине
- 1.5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов
- 1.6. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего и итогового контроля знаний по дисциплине
- 1.7. Учебно-тематический план дисциплины
- 1.8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий Темы лекционного курса:
- Тема 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.9. Семинарские и практические занятия
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.10. Рекомендуемая литература
- 1.11.Глоссарий
- Раздел II. Материалы для самостоятельной работы
- 1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (занятию)
- Тема 1. Основные категории, определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 2. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы
- 3.Дополнительные материалы приложения
- III.1. Информация о порядке контроля качества знаний по дисциплине
- III.1.1. Материалы по текущему контролю успеваемости
- III.1.2. Материалы по рубежному контролю успеваемости
- III.1.3. Материалы по промежуточной аттестации
- Санкт-Петербургский Государственный Институт
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие 145
- Раздел II. Методические указания для студентов
- Раздел III. Темы лекционного курса «Этническая психология» Глава 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- 1.1. Объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук.
- 1.2. Этносы: племена, народы, нации. Обособленные этнические группы.
- 1.3. Этногенез, пассионарная теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 1.4. Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация).
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 2. История этнической психологии
- 2.2. Современное развитие этнопсихологии на Западе и в России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- 3.1. Понятие национального характера, феномен этноцентризма.
- 3.2. Основные детерминанты этнического поведения (диспозиции, стереотипы, экспектации). Этническое сходство и этнические различия, как признаки этнического развития.
- 3.3. Особенности миграции в России. Мотивация миграционного поведения. Эмиграция как проблема развития России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- 4.1. Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характера.
- 4.2.Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде. Особенности развития детей-билингвов.
- 4.3Утрата этнической идентичности в условиях глобализма.
- 4.4.Элементы структуры социальной психологии этнической группы (ценности, обычаи и традиции, социальная активность, сплоченность, обособленность, толерантность и т.Д.).
- 4.5.Понятие диаспоры. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие
- 5.1.Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- 6.1.Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов.
- 6.2.Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма.
- 6.3. Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии.
- 6.4.Экспансия как форма этнического развития.
- 6.5.Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 7. Классификация методов исследования в этнопсихологии
- 7.1. Общие проблемы практической этнопсихологии
- 7.2. Методологические принципы практического исследования в этнической психологии
- 7.3. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 8. Обсервационные и диагностические методы
- 8.1. Метод наблюдения в этнопсихологии
- 8.2. Метод тестирования в этнопсихологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 9. Социологические и экспериментальные методы
- 9.1. Опросные методы в этнической психологии
- 9.2. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 10. Биографические и праксиметрические методы
- 10.1. Анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных в этнической психологии
- 10.2. Анализ материальной составляющей культуры и искусства в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Раздел IV. Глоссарий
- Раздел 5. База контрольно-измерительных материалов (ким)