11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
Бодрствующее состояние сознания характеризуется осмысленной деятельностью. Состояние бодрствования могут быть представлены в виде шкалы, нижнему уровню соответствует состоянию пробуждения, а верхнему – эмоциональному возбуждению. Нервное возбуждение снижает адапционные возможности организма. Избыток нервной энергии можно снизить через речевые, двигательные и физиологические реакции организма. Недостаток нервной энергии можно компенсировать через физические нагрузки, интеллектуальную деятельность.
Отечественный психолог А. И. Ройтбок выявил значение режима дыхания в системе психорегуляции. Дыхание, состоящее из замедленного вдоха и энергичного выдоха, тонизирует нервную систему, повышает уровень бодрствования. Напротив, дыхание, состоящее из короткого вдоха и небольшой задержки дыхания, снижает тонус центральной нервной системы. Положительно влияют на регуляцию уровня бодрствования прослушивание стимулирующей музыки, глубокий сон. Изменённые состояния сознания: 1. Сон – одно из изменённых состояний сознания. Большинство людей проводят во сне треть своей жизни. Между тем, природа сна недостаточно изучена. Физиологические механизмы сна представляют собой торможение коры больших полушарий мозга. По своим физиологическим характеристикам сон неоднороден и состоит из чередующихся периодов быстрого и медленного сна. Медленный сон характеризуется уменьшением частоты дыхания и ритма сердца, общей релаксацией мышц и замедлением движения глаз.
Быстрый сон имеет важное значение для жизнедеятельности организма. Он способствует восстановлению сил, энергии, во сне перерабатывается информация, полученная организмом в предшествующий сну период бодрствования. Необходимой составляющей сна являются сновидения. Современная психология утверждает, что сновидения можно программировать, существуют методики программирования сновидений в целях психорегуляции.
Потребность в продолжительности сна определяется индивидуальными особенностями людей, но есть и общие закономерности: "интеллектуалы" нуждаются в большей продолжительности сна, чем "художники"; в увеличении продолжительности сна нуждаются пожилые люди. 2. Гипноз. В состоянии гипноза люди, как правило, не чувствуют боли, могут выдерживать большие психологические и физические нагрузки. В механизме гипноза выделяют два момента: гипнотическое торможение и словесное внушение. Предварительным условием погружения человека в гипнотическое состояние является воздействие монотонных раздражителей.
Гипноз применяется для мобилизации внутренних резервов психики человека в психотерапевтических целях, при подготовке человека к выполнению деятельности, связанной с физическими и психическими нагрузками.
- 1. Психология как наука
- 2. Методы психологии.
- 4. Бихевиоризм.
- 52.Общение. Основные функции и стороны процесса общения.
- 5. Глубинная Психология.
- 7. Вершинная психология( Гуманистич)
- 9. Сознание и деятельность.
- 11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
- 12. Психические процессы, состояния и свойства в структуре психики.
- 13. Восприятие.
- 14. Ощущения. Виды ощущений.
- 15. Внимание. Качества внимания.
- 16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.
- 17. Память. Виды памяти.
- 18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.
- 19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.
- 20. Стадии развития мышления в онтогенезе.
- 21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.
- 22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
- 23. Эмоции в сфере психики. Виды эмоциональных состояний.
- 24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.
- 25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.
- 26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
- 27. Волевая регуляция психических процессов и деятельности. Функции воли. Стадии волевого процесса.
- 28. Темперамент. Типы темперамента.
- 29. Характер. Акцентуация характера.
- 30.Экстраверсия и интроверсия как типологич. Хар-ки психики.
- 31. Учение о психологических типах Юнга.
- 34.Психоаналитическая концепция личности.
- 35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.
- 36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.
- 37.Ответственность.Формирование локуса контроля.
- 38. Интересы, ценности и личностные смыслы.
- 40. Развитие личности ребёнка в младшей школе и задачи педагогики.
- 42. Развитие личности взрослого человека, внешние педагогические воздействия и самовоспитание.
- 43. Самоактуализирующаяся личность.
- 44. Группа. Виды групп.
- 45. Малая группа.
- 46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
- 47. Лидерство. Стили лидерства.
- 48. Развитие группы. Групповая сплочённость.
- 49. Конформность как групповой феномен.
- 54.Вербал и невербальная коммуникация.
- 56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)
- 57. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтн ситуации.
- 58. Воспитание как педагогический процесс.
- 59. Образование как соц феномен и педагогич процесс.
- 60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
- 61. Психология таможенного коллектива
- 62. Особенности общения таможенного специалиста с подконтрольными лицами.