logo
Godfrua_Chto_takoe_psikhologia_t1_1996

Документ 4.2. Картография внутреннего пространства

На рис. 4.1 были представлены различные уровни бодрствования, отражающие состояние субъекта и его экстравертированного сознания. Нам осталось дополнить эту карту внутренним миром, добавив к ней наши пока еще фрагментарные знания об измененных состояниях сознания. Это именно то, что пытался сделать в 1977 году Фишер (Fischer), профессор экспериментальной психиатрии университета штата Огайо (рис. 4.7).

По его мнению, погружение в глубинное «свое» может осуществляться по двум «склонам» сознания и восприятия: с одной стороны, это склон, находящийся под контролем парасимпатической нервной системы и направленный к расслаблению, в континууме «расслабление – медитация»; а с другой стороны – склон, контролируемый симпатической системой и направленный к активации нервной системы, в континууме «восприятие – галлюцинация», включающем ряд состояний от творческого вдохновения до мистического экстаза.

Рис. 4.7. Карта внутреннего пространства (по Фишеру, 1971 – 1975), представление различных состояний сознания в континууме восприятие – медитация (слева) и в континууме восприятие – галлюцинация (справа). Представление активного сознания по Хеббу (см. рис. 5.1) включает секторы от блуждающего сознания до бодрствующего. В традиционной психологии это мир Я. Тем не менее при изучении каждого континуума спускаются до корней Своего (согласно восточной концепции). Континуум восприятие – медитация приводит к состоянию сознания, совершенно оторванного от всякой связи с реальностью, – к йоге самадхи [переход от бета – волн (13 – 26 Гц) к дельта – волнам (4 Гц и меньше)]. Что касается континуума восприятие – галлюцинации, доходящего до мистического экстаза, то для него характерны все более асинхронные бета – волны (уменьшение амплитуды с 35 до 7 – 8). У йоги самадхи и у экстаза Свое – одно и то же. Переход от одного к другому может осуществиться скачком назад, который называется опытом кундалини, а возвращение к Я может происходить либо тем же путем, либо по противоположному континууму, либо зигзагом – с переходом от одного континуума к другому. Чтобы дополнить эту карту, мы расположили медленноволновый сон в континууме восприятие – медитация, а парадоксальный сон с сопровождающими его сновидениями – в континууме восприятие – галлюцинации. Мы также добавили данные о том, как различные психотропные вещества влияют на состояние активного сознания.

Мозговая деятельность, лежащая в основе этих разнообразных состояний, отображается в ЭЭГ вариациями частоты и амплитуды мозговых волн. По мере того как нарастает релаксация – от уменьшения тонуса до глубокой медитации (или йоги самадхи), – мы наблюдаем, как после бета – волн (26 – 13 Гц) появляются альфа – волны (12 – 8 Гц), а затем тета – волны (7 – 4 Гц).

И наоборот, по мере активации мозга – перехода от релаксации до кататонии – деятельность нервных клеток десинхронизируется, что проявляется в постепенном уменьшении амплитуды волн от 35 до 7 (по шкале Голдстейна).

Континуум восприятие – медитация

Различные виды медитации соответствуют разным уровням мозговой активности, которая постепенно переходит от альфа – ритма к дельта – и тета – ритму.

Медитация зен характеризуется альфа – волнами вплоть до их наименьших частот, где они переходят в бета – волны. Это генерирование альфа – волн может быть прервано внешним раздражителем, например резким звуком (Kasamatsu, Hirai, 1966), и это показывает, что степень расслабления не очень велика. У индийских мастеров йоги, напротив, ни вспышка яркого света, ни удар гонга, ни прикосновение горячего предмета не прекращает и даже не изменяет альфа – или тета – ритма (Anand et al, 1961).

Это различие, по – видимому, связано с тем, что зазен в основном направлен на отключение сознания с тем, чтобы оставаться на «плавающем» подкорковом уровне, где ничто больше не воспринимается и не оценивается как то, что оно есть в действительности. В случае же йоги самадхи должен быть достигнут полный отрыв от реальности как внешней, так и внутренней – «пустота, в которой уже нет ни формы, ни звука, ни запаха, ни вкуса, ни предметов, ... где нет ни знаний, ни незнания, ни расслабленности, ни смерти. Есть просто свое» (Cowell et al., 1969).

Континуум восприятие – галлюцинация

Эстетическая чувственность, пробужденная пейзажем, музыкой, цветом или даже математическим уравнением, соответствует усилению активации мозга. Удивленное восхищение поднимает человека над уровнем повседневной рутины, а некоторых людей подводит к порогу творческого вдохновения.

Мэрилин Фергюсон (Ferguson, 1974) напоминает, что у творческих натур «сознание почти всегда находится в измененном состоянии» и что «их обыденное сознание во время бодрствования представляет собой как бы открытый порт, в котором в любую минуту идет выгрузка богатств, доставляемых из подсознания».

Большинство людей не переходят этой границы. Однако у некоторых, когда активация мозга возрастает вплоть до разрыва с реальностью, вызывая постоянное напряжение, наступает приближение к области тревоги и страха.

Ван Гог, Шуман и многие другие, должно быть, скользили от одного полюса этого континуума к другому, доходя порой до разрыва с внешним миром в периоды острых приступов шизофрении. На этом уровне умственного перевозбуждения субъект чувствует себя переполненным энергией, он как будто наэлектризован, даже сон у него беспокойный; однако в начальной фазе у него возникает ощущение, что он оживляется, впервые чувствует, что его жизнь имеет смысл.

Для кататонии – одной из форм шизофрении – характерно то, что субъект может часами оставаться абсолютно неподвижным, и это драматическим образом контрастирует с бурной работой его ума, над которым он, видимо, старается таким способом сохранить контроль.

У многих больных подобного рода, у которых эти состояния медитации, часто усиливаемые неудачной химиотерапией, не становятся хроническими, они могут играть важную роль в познавании самого себя и в реорганизации личности. Мы вернемся к этому в главе 12.

При мистическом экстазе наступает такое состояние, при котором все сознание обращено внутрь, неподвижно и находится вне времени, направляемое просьбой или молитвой к одному центру, к внутреннему свету, к озарению. Это состояние «абсолютной уверенности», отвергающей всякую проверку, подобное тому, которое смогли испытать Тереза д'Авила, Паскаль или Рамакришна.

На этой стадии потребность в «уравновешивании» может заставить человека перейти от экстаза к состоянию глубокой медитации или наоборот. А из своего «путешествия» он может вернуться и тем и другим путем.