Документ 4.1. Электрическая активность мозга
Мозг состоит более чем из 10 миллиардов клеток (см. приложение А), и каждая из них представляет собой миниатюрную станцию, способную в возбужденном состоянии создавать электрический потенциал. Впервые эта электрическая активность мозга была обнаружена в 1875 году, однако лишь в 1924 году Бергер (Berger) зарегистрировал ее в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ), что позволило выявлять изменения в функционировании мозга.
Запись мозговых волн осуществляют с помощью электроэнцефалографа – прибора, способного отводить и усиливать потенциалы, создаваемые нервными клетками. Это делается с помощью электродов, прикрепляемых к коже головы испытуемого. Эти слабые потенциалы усиливаются и отображаются графически в виде волн, записываемых на движущейся полосе бумаги (рис. 4.6).
Медленные волны
При низкой активности мозга большие группы нервных клеток разряжаются одновременно. Эта синхронность отображается на ЭЭГ в виде последовательности медленных волн (волн низкой частоты и большой амплитуды).
К наиболее известным медленным волнам относятся:
1) альфа – волны, частота которых лежит в пределах от 8 до 12 циклов в секунду (8 – 12 Гц); они характерны для расслабленного состояния, когда человек сидит спокойно с закрытыми глазами;
2) тета – волны частотой от 4 до 7 Гц; они появляются на первой стадии сна, а также у некоторых опытных мастеров медитации или во время пребывания испытуемых в изолированной камере в условиях сенсорной депривации;
Рис. 4.6. Различные типы мозговых волн. Чем более синхронна деятельность нервных клеток мозга, тем меньше частота волн и тем больше их амплитуда. Сравните дельта – волны малой частоты (3 Гц) и большой амплитуды с бета – волнами высокой частоты (20 Гц) и очень малой амплитуды.
3) дельта – волны (0,5 – 3 Гц), которые регистрируются во время глубокого сна, а также при некоторых патологических состояниях (например, при опухолях мозга) или у больного незадолго до смерти, находящегося в сознании.
Быстрые волны
Во время активной работы мозга каждая участвующая в ней нервная клетка разряжается в соответствии со своей специфической функцией в своем собственном ритме. В результате активность становится совершенно асинхронной и регистрируется в виде быстрых волн высокой частоты и малой амплитуды (так как противоположные отклонения потенциала, суммируясь в ЭЭГ, как бы уничтожают друг друга). Эти быстрые волны известны под названием бета – волн; их частота варьирует в пределах от 13 до 26 Гц, но амплитуда уменьшается по мере того, как усиливается мозговая деятельность.
Электроэнцефалограмма дает важные сведения, позволяющие судить о состоянии сознания субъекта. Однако совершенно очевидно, что при использовании столь малого числа электродов получаемые данные никак не могут отразить всю сложность деятельности, производимой миллиардами нервных клеток. Как отмечал еще в 1949 году Грей Уолтер (Walter), «нам, вероятно, удастся понять лишь менее 1% общей информации, содержащейся в ЭЭГ. Мы находимся в положении глухонемого марсианина, который, не имея ни малейшего представления о том, что такое звук, пытался бы определить структуру нашего языка, изучая борозду на граммофонной пластинке».
- Ж. Годфруа
- Предисловие редактора перевода
- Предисловие
- Предисловие автора
- Представление книги
- Благодарности
- Предисловие автора к русскому изданию
- Часть 1. Изучение поведения – история и методы
- Введение
- Глава 3 посвящена общему обзору разных разделов психологии, с особым упором на методические проблемы, возникающие при научном анализе поведения.
- Глава 1. Что такое поведение? Врожденное и приобретенное
- Эволюционная теория
- Эволюция поведения
- Таксисы
- Рефлексы
- Инстинктивное поведение
- Импринтинг
- Научение
- Способность к умозаключениям
- Эволюция человека
- От деревьев до первых поселений
- Развитие речи
- Социальная и культурная эволюция
- Агрессивность человека
- Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция
- Документ 1.2. Миграция лососей – инстинктивное поведение или результат научения?
- Документ 1.3. Охрана территории у колюшки
- Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение?
- Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям
- Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 2. Что такое психология? Введение
- Развитие психологии Первые шаги
- Донаучная психология
- Рождение научной психологии
- Психология вXXстолетии
- Документ 2.1. Культ черепа
- Документ 2.2. Происхождение слова «психология»
- Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод
- Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году
- Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания
- Документ 2.7. Структуры и функции
- Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона
- Документ 2.9. Социобиология и размножение
- Документ 2.10. Младенцы и гештальт
- Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие»
- Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное»
- Документ 2.13. Путь к самовыражению
- Документ 2.14. Покорность и пытка
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 3. Чем занимаются психологи? Введение
- Психология и ее разделы
- Прикладные области
- Область научных поисков
- Методы психологии
- Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия
- Документ 3.2. Психолог – консультант и взаимодействия между родителями и детьми
- Документ 3.3. Эксперименты на животных
- Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения
- Документ 3.5. Наследственность и научение
- Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты
- Документ 3.7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Часть 2. Сознание и активация
- Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания Сознание и активное бодрствование
- Измененные состояния сознания
- Медитация
- Разнообразие измененных состояний
- Употребление наркотических средств и патологические состояния
- Возбуждающие средства
- Нейродепрессанты
- Наркотики
- Галлюциногены и психоделитики
- Использование психотропных препаратов и болезненное пристрастие к ним
- Наркотики и внутренний мир человека
- Документ 4.1. Электрическая активность мозга
- Документ 4.2. Картография внутреннего пространства
- Документ 4.3. Биологические часы
- Документ 4.4. Внешняя обратная связь
- Документ 4.5. Общедоступная медитация
- Документ 4.6. Гипноз: измененное состояние или черта личности?
- Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью
- Документ 4.8. Классификация психотропных веществ
- Документ 4.9. Память, связанная с определенным состоянием сознания
- Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны?
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 5. Наше восприятие мира Введение
- Ограничения, связанные с органами чувств
- Роль предшествующего опыта
- Организация наших восприятий
- Наши восприятия остаются постоянными (константными)
- Восприятие мира в трех измерениях
- Адаптация и привыкание
- Внимание и восприятие Факторы, определяющие внимание
- Избирательное внимание
- Физиологический порог и порог восприятия
- Перцептивная защита
- Подпороговое восприятие
- Экстрасенсорное восприятие
- Сенсорная изоляция
- Документ 5.1. Мир клеща
- Документ 5.2. Связь между современной физикой, нейронаукой и психологией
- Документ 5.3. От стимуляции к восприятию
- Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт
- Документ 5.5. Сенсорные способности новорожденного
- Документ 5.6. Движение и время
- Документ 5.7. Зрительные иллюзии
- Документ 5.8. Расширение зрачка при восприятии обнаженного человека
- Документ 5.9. Сенсорная изоляция, галлюцинации и внутреннее пространство
- Досье. 5.1. Наука и паранормальные явления
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация Введение
- Мотивация и эмоции
- Мотивация
- Теория биологических побуждений
- Теория оптимальной активации
- Когнитивные теории мотивации
- Иерархия потребностей
- Аспекты эмоций
- Факторы, определяющие эмоции
- Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации
- Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации
- Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация
- Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие
- Документ 6.5. Оргазм: все в голове*
- Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен
- Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца
- Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь?
- Документ 6.9. Когда сама информация несет эмоциональный заряд...
- Документ 6.10. Обезьяны, крысы и язва желудка
- Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы
- Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Часть 3. Высшие функции и обработка информации
- Введение
- Глава 7. Научение Адаптация и научение
- Виды научения
- Научение реактивным формам поведения
- Привыкание и сенсибилизация
- Импринтинг
- Условные рефлексы
- Научение в результате оперантного обусловливания
- Научение методом проб и ошибок
- Формирование реакций
- Научение путем наблюдения (подражания модели)
- Когнитивные формы научения
- Латентное научение
- Обучение сложным психомоторным навыкам
- Научение путем инсайта
- Научение путем рассуждений
- Научение и созревание
- Научение и его результаты
- Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое обусловливание
- Документ 7.2. Законы обусловливания
- Документ 7.3. Управление обществом по Скиннеру
- Документ 7.4. Созревание, научение и критические периоды
- Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 8. Память, мышление и общение Память
- Структура памяти
- Процессы, связанные с памятью
- Забывание
- Память и мышление
- Мышление Процессы мышления
- Стратегии мышления
- Теории развития когнитивных процессов
- Мышление и речь
- Речь Общение и язык
- Теории развития речи
- Документ 8.1. Сенсорная память
- Документ 8.2. Образы и память
- Документ 8.3. Мнемотехнические приемы
- Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или слова
- Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто «недоразумение» во взаимоотношениях между памятью и речью?
- Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление
- Документ 8.7. Дети и психолингвистика
- Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить?
- Досье 8.1. Исследования памяти
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Глава 9. Адаптация и творчество Интеллект
- Природа интеллекта
- Структура интеллекта
- Истоки интеллекта
- Оценка интеллекта
- Интеллект, решение проблем и творчество
- Творческое мышление
- Особенности творческого мышления
- Творчество и адаптация
- Особенности творческих личностей
- Документ 9.1.Iq: два ребенка – это хорошо, а девять – это, наверное, многовато!
- Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого?
- Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умственное развитие?
- Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект
- Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок, особенности его личности и его семья
- Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или приобретенным?
- Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека
- Литература
- Материал для самопроверки
- Ответы на вопросы
- Содержание
- Часть 1. Изучение поведения – история и методы 9
- Глава 1. Что такое поведение? 11
- Глава 2. Что такое психология? 35
- Глава 3. Чем занимаются психологи? 65
- Часть 2. Сознание и активация 86
- Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания 88
- Глава 5. Наше восприятие мира 116
- Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация 155
- Часть 3. Высшие функции и обработка информации 195
- Глава 7. Научение 196
- Глава 8. Память, мышление и общение 227
- Глава 9. Адаптация и творчество 270