logo
СБОРНИК СТУДЕНЧЕСКИХ СТАТЕЙ 2012

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков

Тема данной работы довольно широка. Так как мы объединили воедино важные аспекты, такие понятия как: гендер, гендерные особенности, агрессия и агрессивность, психологические особенности подросткового возраста.

В ходе исследования мы рассматривали важнейшие концепции подростковой агрессивности (концепции Бендера С., Баса А., Фромма Э., Дарки А., Лоранца К., Долларда Дж., Миллера Н.Е., Берковец Л., Бэрона Р., психоаналитический подход, фрустрационный подход и когнитивно-бихевиоральную теорию социального научения).

Теоретический анализ возрастных психологических особенностей подросткового возраста показал нам, что этот возраст считается кризисным, поскольку происходят качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и сменой ведущей деятельности (учебная деятельность смещается интимно-личностым общением) [3].

Теоретический анализ феномена подростковой агрессивности показал, что в понимании категории «агрессивность» и «агрессия» нет еще единого подхода, что порождает целый ряд противоречий. В нашем теоретическом исследовании мы придерживались когнитивно-бихевиоральной теории социального научения. В рамках данной теории рассмотрели предупреждение и искоренение агрессивного поведения, которые могут быть осуществлены двумя путями: оставление агрессивных действий без подкрепления или применять за них активное наказание [1].

Проведенный теоретический анализ феномена агрессивного поведения подростков в корреляции с другими немаловажными факторами развития личности подростка, такими как: социальный статус подростка в группе сверстников (социометрический статус), самооценка подростка, соотношение самооценки и внешней оценки, показал, что среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом («эмоциональный лидер») большинство обладает уровнем агрессии выше среднего; так же чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии [4; 5; 6].

Теоретический анализ гендерных различий указывает на то, что ведущую роль в становлении социокультурного пола играют гендерные стереотипы и приверженность к определенным гендерным ролям [8].

Анализ гендерных различий в аспекте агрессивного поведения свидетельствует о большей схожести проявления агрессии, нежели о различиях. Так же выяснилась закономерность, что с возрастом разница в проявление агрессивного поведения сужается («чем старше человек, тем меньше гендерных различий») [8].

Анализ имеющихся незначительных гендерных особенностей показал, что на различия агрессивного поведения мужчины и женщины влияет не один показатель социкультурного пола, а совокупность таких факторов, как: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация. Так же влияет само субъективное отношение мужчин и женщин к агрессии. Женщины рассматривают агрессию – как средство выражение гнева и снятие стресса, путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же относятся к агрессии как к инструменту для достижения какого-либо вознаграждения [2].

Теоретический анализ гендерных особенностей агрессивного поведения подростков показал, что у подростков-мальчиков есть склонность к прямой форме агрессии (физической и вербальной), а для подростков-девочек склонность к вербальной агрессии (прямой и косвенной) [7].

Литература

  1. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений.-М.: Просвящение, 1999.- 202 с.

  2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб: Питер, 2001. – 352 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

  3. Общая характеристика подросткового возраста. Психологическая служба // (psy.s548.ru/rekomendacii-roditelam-i-pedagogam/)

  4. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности. // Ананьевские чтения-97. СПб. 1997. С. 13-16.

  5. Реан А.А, Аутоагрессивный потерн личности. // Ананьевские чтения-98. СПб. 1998. С. 52-54.

  6. Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков.// Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск. 1999. С.6-7.

  7. Фурманов И.А, Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста.- Мн.: НИО, 1997.

  8. Шон Бурн. Гендерная психология.

(www.dipsm.org.ua/files/2008/11/genpsihologia.doc).

М.А. Баранова, студентка II курса

Научный руководитель – кандидат психологических наук,

доцент И.А. Бариляк