Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
Тема данной работы довольно широка. Так как мы объединили воедино важные аспекты, такие понятия как: гендер, гендерные особенности, агрессия и агрессивность, психологические особенности подросткового возраста.
В ходе исследования мы рассматривали важнейшие концепции подростковой агрессивности (концепции Бендера С., Баса А., Фромма Э., Дарки А., Лоранца К., Долларда Дж., Миллера Н.Е., Берковец Л., Бэрона Р., психоаналитический подход, фрустрационный подход и когнитивно-бихевиоральную теорию социального научения).
Теоретический анализ возрастных психологических особенностей подросткового возраста показал нам, что этот возраст считается кризисным, поскольку происходят качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и сменой ведущей деятельности (учебная деятельность смещается интимно-личностым общением) [3].
Теоретический анализ феномена подростковой агрессивности показал, что в понимании категории «агрессивность» и «агрессия» нет еще единого подхода, что порождает целый ряд противоречий. В нашем теоретическом исследовании мы придерживались когнитивно-бихевиоральной теории социального научения. В рамках данной теории рассмотрели предупреждение и искоренение агрессивного поведения, которые могут быть осуществлены двумя путями: оставление агрессивных действий без подкрепления или применять за них активное наказание [1].
Проведенный теоретический анализ феномена агрессивного поведения подростков в корреляции с другими немаловажными факторами развития личности подростка, такими как: социальный статус подростка в группе сверстников (социометрический статус), самооценка подростка, соотношение самооценки и внешней оценки, показал, что среди подростков с наиболее высоким социометрическим статусом («эмоциональный лидер») большинство обладает уровнем агрессии выше среднего; так же чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии [4; 5; 6].
Теоретический анализ гендерных различий указывает на то, что ведущую роль в становлении социокультурного пола играют гендерные стереотипы и приверженность к определенным гендерным ролям [8].
Анализ гендерных различий в аспекте агрессивного поведения свидетельствует о большей схожести проявления агрессии, нежели о различиях. Так же выяснилась закономерность, что с возрастом разница в проявление агрессивного поведения сужается («чем старше человек, тем меньше гендерных различий») [8].
Анализ имеющихся незначительных гендерных особенностей показал, что на различия агрессивного поведения мужчины и женщины влияет не один показатель социкультурного пола, а совокупность таких факторов, как: гендер участников конфликта, тип агрессии и конкретная ситуация. Так же влияет само субъективное отношение мужчин и женщин к агрессии. Женщины рассматривают агрессию – как средство выражение гнева и снятие стресса, путем высвобождения агрессивной энергии. Мужчины же относятся к агрессии как к инструменту для достижения какого-либо вознаграждения [2].
Теоретический анализ гендерных особенностей агрессивного поведения подростков показал, что у подростков-мальчиков есть склонность к прямой форме агрессии (физической и вербальной), а для подростков-девочек склонность к вербальной агрессии (прямой и косвенной) [7].
Литература
Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений.-М.: Просвящение, 1999.- 202 с.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб: Питер, 2001. – 352 с: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
Общая характеристика подросткового возраста. Психологическая служба // (psy.s548.ru/rekomendacii-roditelam-i-pedagogam/)
Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности. // Ананьевские чтения-97. СПб. 1997. С. 13-16.
Реан А.А, Аутоагрессивный потерн личности. // Ананьевские чтения-98. СПб. 1998. С. 52-54.
Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков.// Актуальные проблемы деятельности практических психологов. Минск. 1999. С.6-7.
Фурманов И.А, Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста.- Мн.: НИО, 1997.
Шон Бурн. Гендерная психология.
(www.dipsm.org.ua/files/2008/11/genpsihologia.doc).
М.А. Баранова, студентка II курса
Научный руководитель – кандидат психологических наук,
доцент И.А. Бариляк
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- Актуальные проблемы социальной психологии
- Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- III. Будущее клинической психологии
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Приобщение вузовской молодежи к научной деятельности как ресурс развития общества
- Раздел 1. Научно - исследовательская деятельность аспирантов, соискателей и молодых ученых
- Совладающее со стрессом поведение в профессиональной деятельности шахтеров
- Эмоциональный интеллект в деятельности современных менеджеров
- Психологические особенности профессионально-личностного развития педагога дошкольного образования
- Мандала как инструмент взаимодействия с внутренним миром. Психологические особенности рисования в круге
- Демотивация персонала: сущность, этапы, факторы
- Уроки здоровья в общеобразовательной школе как фактор психологического сопровождения
- Генезис и эволюция педагогических воззрений к.Н. Вентцеля
- Особенности социальной компетентности у подростков группы «риска»
- Специфика деятельности мастеров-консультантов автосервисных центров
- Мотивация и самомотивация к обучению
- Знания — Мышление — Способности — Умения — Навыки — Мастерство
- Раздел 2. Научно – исследовательская деятельность студентов
- I. Актуальные проблемы социальной психологии
- Оценка качества жизни у студенческой молодежи
- Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников
- Представления о любви у современной молодежи
- Представления современной молодёжи об идеальных типах юноши и девушки
- Деятельность рекламных агентств в контексте синергетического влияния рекламы на личность потребителя
- Социально-психологические компоненты профессионального здоровья спасателей мчс
- II. Актуальные проблемы психологии труда и организационной психологии
- К вопросу об оценке уровня профессиональной компетентности студентов-психологов
- Детерминанты успешности профессиональной деятельности дистрибьюторов в сфере прямых продаж
- Опыт составления профессиограммы дежурного пульта централизованного управления Управления вневедомственной охраны Министерства внутренних дел (пцу уво мвд)
- Агрессия как профессионально обусловленная деформация личности педагога
- Дикова в.В. Проявление агрессии в профессиональной деятельности учителя. – Екатеринбург, 2005г.
- В.П. Зинченко и б.Г. Мещеряков Большой психологический словарь. – м.: Прайм-Еврознак, 2003 - 672 с.
- Психическая саморегуляция деятельности, как основной показатель её эффективности
- Эмоциональное выгорание в деятельности операторов call-центра
- Влияние трудовой мотивации на эффективность деятельности сотрудников овд
- Формирование стрессоустойчивости как основа профилактики профессиональной деформации личности сотрудников пенитенциарной службы
- Проблема эффективности использования рабочего времени сотрудниками организации
- Стрессоустойчивость как профессионально важное качество субъекта труда
- Социальная, профессиональная адаптация как составляющие процесса труда
- Взаимосвязь трудовой мотивации и креативности учителей средней образовательной школы
- Проблема выученной беспомощности у осужденных
- Актуальные вопросы изучения регуляторов труда субъекта педагогической деятельности
- III. Будущее клинической психологии
- Значение эмпатии в регуляции поведения у больных шизофренией
- Ю. А. Коряпина, студентка V курса
- Научный руководитель – кандидат психологических наук,
- Доцент т.М. Васильева
- Драматерапия для лиц, страдающих шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением (адн)
- Андерсен-Уоррен м., Грейнджер р., Драматерапия. Практикум по психотерапии. СПб, 2001
- Консультирование лиц, находящихся в кризисной ситуации
- Взаимосвязь деперсонализационно-дереализационного синдрома с общим, социальным, эмоциональным интеллектом и аффективным расстройством (тревогой)
- Сравнительное исследование эмоционально-волевой регуляции поведения осужденных мужского пола совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления
- Особенности я-концепции у больных шизофренией, находящихся под активным диспансерным наблюдением
- IV. Приоритетные направления развития теории и практики социальной работы
- Эффективность технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями (на примере гбу «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» г. Тверь)
- Иерархия профессиональных ценностей у будущих социальных работников на этапе вузовского обучения
- Приоритетные личностные ценности будущих социальных работников
- Социально-психологическая помощь незанятому населению: реализация программы
- Алкоголизм в подростковой среде
- Деятельность социального педагога по формированию этнокультурной компетентности подростков в полиэтнической образовательной среде
- Психосоциальная поддержка граждан пожилого возраста
- Социальная адаптация к гражданской жизни военнослужащих, уволенных в запас
- Социальная работа с детьми-инвалидами
- Гендерные особенности ценностного отношения к семье у старшеклассников
- Личностные особенности при интернет-зависимости
- Воздействие телевидения на дезадаптированных подростков
- Молодая семья как объект социальной работы
- Социальная деятельность церкви и государства в вопросах укрепления семьи
- Социальный патронаж как перспективная форма поддержки молодой семьи
- Репродуктивная сфера студенческой семьи
- Программа профилактики профессиональных деформаций специалистов по социальной работе
- Социальная работа с подростками девиантного поведения
- Факторы, оказывающие негативное влияние на процесс социализации ребенка
- Социальная безопасность в системе социальной работы
- Актуальные проблемы детей, оставшихся без попечения родителей в современной России
- V. Возрастная психология и психология развития: актуальные проблемы и пути их решения
- Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
- Терапевтическое воздействие искусства на человека
- Влияние мультипликационных фильмов на поведение детей младшего школьного возраста
- Когнитивные и эмоционально-поведенческие особенности подростков, выбирающих определённые виды компьютерных игр
- Внимание и его психологические особенности
- Особенности и различия в мотивационной сфере студентов-психологов и студентов-экологов
- Взаимосвязь стилей общения с типами темперамента
- Взаимосвязь уровня тревожности и уровня жизненной стратегии личности
- Особенности личности подростков с делинквентным поведением
- Юношеский возраст и кризис идентичности
- Развитие ребенка в дошкольный период
- Систематическая десенсибилизация как метод эффективного психокоррекционного воздействия на личность, пребывающую в состоянии фрустрации
- Взаимосвязь агрессии и тревожности в подростковом возрасте
- Роль саморегуляции в становлении характера
- Сравнительный анализ процесса запоминания
- Подростковый возраст как этап формирования личности
- Игра как средство развития нравственной сферы дошкольников
- Воображение и творчество
- Исследование структуры личности
- Взаимосвязь характера, механизмов психологической защиты и фрустрационных реакций
- Эмоции и личность
- Развитие творческого мышления
- Эмоции и деятельность человека
- Связь индивидуальных способностей и темперамента личности
- Эмоциональные нарушения у детей и способы их коррекции на примере
- Дидактическая игра в развитии младших школьников
- Развитие речи и мелкой моторики в дошкольном возрасте
- Взаимосвязь темперамента и толерантности человека
- Теории памяти
- Особенности организации учебного процесса с учётом индивидуального латерального профиля
- Функции и виды эмоций у человека
- Характер в общей психологии. Акцентуации характера
- Влияние темперамента на эффективность деятельности
- Эстетическая деятельность как средство развития психических функций у детей дошкольного возраста
- Особенности восприятия детьми-дошкольниками художественных произведений
- Эмоции в жизни человека
- Игра - ведущая деятельность в развитии ребенка
- Речь как психологический процесс
- Факторы, влияющие на формирование отклонений в поведении подростков
- Период новорожденности