2.8.1. По старым каналам.
Почему же метод просмотра образов так повышает IQ? Ответ на этот вопрос кроется в клеточной структуре мозга. Рассмотрим, что происходит при вырабатывании нового навыка, например, езды на велосипеде. Сначала кажется невозможным балансировать на движущейся двухколесной машине, но, овладев ею однажды, вы уже никогда не забудете, как это делается. И даже после двадцатилетнего перерыва можно снова сесть на велосипед и поехать без особого труда.
Все это происходит потому, что навык езды на велосипеде «впечатывается» в наш мозг как обширная сложно переплетенная сеть, охватывающая миллионы различных нейронов. Подобные сети достигают гигантских размеров. Ученые из Нью-Йоркского университета натренировали кота различать две двери, на одной из которых были изображены две концентрические окружности. Кот довольно быстро понял, что миску с кормом можно найти, толкнув дверь с окружностями. Но экспериментаторы были поражены, когда при радиоактивном сканировании мозга животного обнаружилось, что этот простой акт распознавания и выбора одного из двух объектов требует одновременного использования от 5 до 100 миллионов кошачьих нейронов, — то есть до 10% всей массы мозга!
Этот эксперимент показал, что одни и те же нейроны используются во многих сетях памяти одновременно. Иначе всего кошачьего мозга хватило бы только на десять сложных заданий. Объекты сохраняются в памяти не в клетках как таковых, а в виде своеобразных рабочих схем электрохимических сигналов, циркулирующих между клетками. А как сохраняются эти схемы? Неужели, если в течение двадцати лет вы не садитесь на велосипед, ваш мозг все это время держит схему данного навыка включенной? Конечно, нет. Мозг уже давно бы угас, если бы ему пришлось постоянно сохранять все 280 квинтиллионов бит вашей памяти, включая все приобретенные навыки.
В 40-х годах нашего столетия психолог Дональд Хебб открыл, что, когда два смежных нейрона обмениваются сигналами, в обеих клетках происходят нейрохимические изменения, вследствие чего они взаимодействуют друг с другом намного проще, чем с другими нейронами, не вовлеченными в этот процесс. Когда вы учитесь кататься на велосипеде, нейроны формируют связи, описанные Хеббом. Если вы садитесь на велосипед даже после двадцатилетнего перерыва, эти связи еще сохраняются и электрические импульсы распространяются по ним подобно дождевой воде, стремящейся просочиться по уже размытым в почве каналам.
Просмотр образов — такой же вырабатываемый навык, как и езда на велосипеде. Чем больше мы практикуемся, тем сильнее укрепляем миллионы хеббовых связей, соединяющих различные участки нашего мозга.
- В. Венгар, р. Поу. Неужели я гений? Оглавление
- Введение.
- Глава 1. А вы — гений?
- 1.1. Цензор.
- 1.1.1. "Бутылочное горлышко" внимания.
- 1.2. Гений внутри нас.
- 1.2.1. Сверхразум.
- 1.2.2. Скрытый гений.
- 1.3. Что было у Эйнштейна и чего нет у нас?
- 1.3.1. Как сделать гения.
- 1.4. Эйнштейновская теория гениальности.
- 1.4.1. Как Эйнштейн оседлал луч света.
- 1.4.2. "Ощущение " относительности.
- 1.5. Метод Эйнштейна.
- 1.5.1. Комбинаторная игра.
- 1.6. Навыки гения.
- 1.6.1. Бейсбольный гений.
- 1.6.2. Вопрос таланта.
- 1.7. Вы талантливее, чем думаете!
- Глава 2. Вы все время видите сны.
- 2.1. Проблема снов.
- 2.1.1. Явные сны.
- 2.2. Сны наяву.
- 2.2.1. Поток образов.
- 2.3. Необычное расстройство.
- 2.3.1. Дар Теслы.
- 2.3.2. Человек, который запоминает все.
- 2.4. Секрет Шерешевского.
- 2.4.1. Волшебник — недоучка.
- 2.5. В поисках равновесия.
- 2.6. Феномен воспроизведения сна.
- 2.6.1. Тренировка и развития навыка.
- 2.7. Как вызвать поток образов.
- 2.8. Эксперимент Райнерта.
- 2.8.1. По старым каналам.
- 2.9. Сонный паралич.
- 2.10. Наведение мостов.
- 2.10.1. Сбалансированная работа мозга.
- 2.11. Давайте же начнем.
- Глава 3. Откройте свой поток образов.
- 3.1. Расширение нейрологического контакта.
- 3.2. Соощущения.
- 3.2.1. Синестетический мир.
- 3.2.2. Видеть, не видеть.
- 3.2.3. Без паники!
- 3.3. Саморазвивающейся процесс.
- 3.4. Развивайте свою способность к описанию.
- 3.5. Самостоятельная работа.
- 3.5.1. Практика бархатно-гладкого дыхания.
- 3.5.2. Начнем со знакомых образов.
- 3.5.3. Оставайтесь бдительны.
- 3.5.4. Для тех, кто не спит.
- 3.6. Используйте только настоящее время.
- 3.6.1. Обратная связь.
- 3.7. Ищите свой путь.
- 3.8. Принципы описания.
- 3.9. Поток сознания.
- 3.10. Типичный поток образов.
- 3.11. А если не получаеться?
- 3.11.1. Метод описания пейзажа.
- 3.11.2. Метод последействий.
- 3.11.3. Метод воскрешения старых снов.
- 3.11.4. Метод историй.
- 3.11.5. Метод фантазий.
- 3.11.6. Поиск на ощупь.
- 3.11.7. Завтрак вслепую.
- 3.11.8. Воздушные скульптуры.
- 3.11.9. Специально для тех, кто едет на работу.
- 3.11.10. Облако и Дерево.
- 3.11.11. В глубине.
- 3.11.12. Метод пространства — времени.
- 3.11.13. Метод помощника.
- 3.11.14. Совместное путешествие.
- 3.12. Расширяйте контакт с помощью образов.
- 3.12.1. Панорамное сканирование.
- 3.12.2. Техника расширенного восприятия.
- 3.12.3. Смените наблюдательный пункт.
- 3.13. Принцип Леонардо да Винчи.
- 3.14. Эффект Уитмена-Блейка.
- Глава 4. Усиление обратной связи.
- 4.1. Импульсивные писаки.
- 4.1.1. Один процент.
- 4.2. Древний секрет.
- 4.2.1.Супермонашки.
- 4.2.2. Используйте или потеряете.
- 4.3. Принцип участия.
- 4.4. Цепь экспрессии.
- 4.4.1. Ползайте!
- 4.4.2. Цепь "глаз-рука".
- 4.5. Как Стивен Хокинг тридцать лет водит смерть за нос.
- 4.6. Физик, котрый не знал математики.
- 4.6.1. Записные книжки Фарадея.
- 4.7. Метод портативного банка памяти.
- 4.8. Эффект Драшта.
- 4.9. Принцип Гейзенберга.
- 4.10. Отрицательная обратная связь.
- 4.10.1. Принцип галерки.
- 4.11. Случай с грузовиком.
- 4.11.1. Забудьте о том, что вы знаете.
- 4.11.2. "Яйца всхватку, пожалуйста".
- 4.11.3. Предвзятое мышление.
- 4.12. Станьте независимым наблюдателем.
- 4.13. Преодоление отрицательной связи.
- 4.14. Схемы Жана Пиаже.
- 4.14.1. Пропущенные шаги.
- 4.14.2. Гипнотическое возвращение к прошлому.
- 4.15. Будьте осторожны!
- 4.16. Поток образов — это не гипноз.
- 4.17. То, что было не со мной.
- 4.18. Когнитивное структурное усиление.
- 4.19. Мгновенное воспроизведение.
- 4.19.1. Выбирайте, что вспоминать.
- 4.19.2. Превращаем лимоны в лимонад.
- 4.19.3. Подготовка к воспроизведению.
- 4.20. Техника мгновенного воспроизведения.
- 4.20.1. Лучшие идеи приходят под занавес.
- 4.20.2. От 15 до 30 минут в день.
- Глава 5. Эффект сюрприза.
- 5.1. "Что это было?"
- 5.2. "Глушить глушитель".
- 5.2.1. Левое полушарие, правое полушарие.
- 5.3. Как освободить пространство для сюрприза.
- 5.3.1. Недостаток направленного воображения.
- 5.3.2. Мозговая атака.
- 5.3.3. "Вы отрицаете все с излишней легкостью и чересчур сурово судите".
- 5.3.4. Отсрочка суждения.
- 5.4. Не сдерживайтесь, а просто отключайте!
- 5.4.1. Принцип внезапности.
- 5.4.2. Роль обратной связи.
- 5.4.3. Мозг в поисках порядка.
- 5.4.4. Гармония из хаоса.
- 5.4.5. Если не сломалось — ломайте.
- 5.5. Как изменить перспективу.
- 5.5.1. Аттракторы сознания.
- 5.6. Власть хаоса.
- 5.6.1. Странные аттакторы.
- 5.6.2. Скачкообразный переход.
- 5.6.3. Сложность — первое условие прозрений.
- 5.7. Подключить все.
- 5.7.1. Часы Дали.
- 5.8. Немыслимо — значит, правильно.
- 5.9. Типичный сюрприз.
- 5.10. Как вызвать эффект сюрприза.
- 5.10.1. Создание пространства для ответа.
- 5.10.2. Создание отправных пунктов.
- 5.10.3. Брифинг.
- 5.10.4. Быстрое создание отправного пункта.
- 5.11. Распахивание двери.
- Глава 6. Интеграция образов.
- 6.1. Три подводных камня интерпретации.
- 6.2. Восемь шагов на пути к интерпретации.
- 6.2.1. Интерпретируйте только свои образы.
- 6.2.2. Шаг первый: буквально или символически.
- 6.2.3. Шаг второй: факты или эмоции.
- 6.2.4. Шаг третий: идентифицируйте ключевые ассоциации.
- 6.2.5. Шаг четвертый: ваш персональный декодер.
- 6.2.6. Шаг пятый: проверка причинности.
- 6.2.7. Шаг шестой: последние самое — самое лучшее.
- 6.2.8. Шаг седьмой: досконально разберитесь в деталях.
- 6.2.9. Шаг восьмой: момент "Ага!".
- 6.10. Глубокое декодирование.
- 6.11. Оседлайте дракона.
- 6.12. Нарушайте правила.
- 6.13. Принцип приоритета.
- 6.14. Что, если поток образов говорит "нет"?
- 6.14.1. Когда "нет" — правильный ответ.
- 6.15. Наводящие вопросы.
- 6.16. Характерные детали.
- 6.17. В поисках настоящего ответа.
- 6.17.1. Превратите слова в картинки.
- 6.17.2. Если без слов не обойтись.
- 6.17.3. Сначала картины, а потом слова.
- 6.17.4. Остерегайтесь букв.
- 6.18. Аналитик — шутник.
- 6.19. Рефлекс дознания.
- 6.20. Будьте Гедеоном.
- 6.21. Благородное дело.
- Глава 7. Могучая сила вопросов.
- 7.1. Скрытые вопросы.
- 7.1.1.Случай с бабочками.
- 7.2. Активный скептицизм.
- 7.3. Телепатия?
- 7.3.1.Чувствительное сознание.
- 7.4. Одним взглядом.
- 7.4.1.Обыкновенное мышление.
- 7.5. Чистые идеи.
- 7.5.1.Платоновская пещера.
- 7.5.2. Экстаз.
- 7.5.3. Платон настаивает.
- 7.6. "Призрачное воздействие".
- 7.7. Модель аквариума.
- 7.8. Внутренний порядок.
- 7.8.1. Принцип голографии.
- 7.8.2. Нелокальность.
- 7.8.3. Иллюзия времени.
- 7.9. Тайны пси-явлений.
- 7.10. Теория суперструн.
- 7.11. Альтернативные объяснения эффекта метода скрытых вопросов.
- 7.12. "Высший мозговой центр".
- 7.13. Методика работы со скрытыми вопросами.
- 7.14. Бутерброд с вопросами.
- 7.14.1. Комбинаторный метод.
- 7.14.2. Делайте все весело.
- 7.15. Игра в оракула.
- 7.15.1. Оракул по телефону.
- 7.15.2. Забудьте про первое правило.
- 7.16. Карманный банк вопросов.
- 7.17. Когда конверт не нужен.
- 7.18. Перспективы.
- Глава 8. Модельное мышление.
- 8.1. Арлингтонский эксперимент.
- 8.2. Эффект Райкова.
- 8.2.1. Почему так получается?
- 8.2.2. Метод Мерлина.
- 8.2.3. Подгонка?
- 8.3. Личность против личности.
- 8.3.1. Множественное сознание.
- 8.3.2. Говорящие призраки.
- 8.3.3. Персонажи явных сновидений.
- 8.3.4. Заимствование индивидуальности.
- 8.4. Коллективный разум.
- 8.5. Мозг как социум.
- 8.6. Подход модельного мышления.
- 8.6.1.Замена головы.
- 8.6.2. Гений напрокат.
- 8.6.3. Прощание с гением.
- 8.6.4. Заключительный "допрос".
- 8.6.5. Продолжение процедуры.
- 8.7. А вы — гений!
- 8.8. Параллельные миры.
- 8.8.1. На альтернативной Земле.
- 8.8.2. Выучите всю последовательность шагов.
- 8.9. "Гении напрокат" для получения быстрого ответа.
- 8.9.1. Приключение продолжается.
- Глава 9. Кладовая памяти.
- 9.1. Память без границ.
- 9.2. Барьеры памяти.
- 9.3. Метаспособности.
- 9.3.1. Жизнь не стоит на месте.
- 9.3.2. Схватывайте все на лету.
- 9.4. Ускоренное обучение — ваша конкурентоспособность.
- 9.5. Память — необходимый метанавык.
- 9.6. Фоточтение.
- 9.6.1. Подсознательное обучение.
- 9.6.2. Прорыв вIds.
- 9.6.3. Демонстрация.
- 9.6.4. Эволюционный скачок.
- 9.7. Процесс фоточтения.
- 9.7.1. Шаг первый: погружения в процесс фоточтения.
- 9.7.2. Шаг второй: сформулируйте цель чтения.
- 9.7.3. Шаг третий: просмотр.
- 9.7.4. Шаг четвертый: подход к тэта-состоянию.
- 9.7.5. Шаг пятый: установите фотофокус.
- 9.7.6. Шаг шестой: собственно фоточтение.
- 9.7.4. Шаг седьмой: утро вечера мудренее.
- 9.7.8. Шаг восьмой: активация.
- 9.8. Воспитание фоточувства.
- 9.9. Пробуйте!
- 9.10. Тренируйтесь, пока навык не закрепится.
- 9.11. С помощью памяти.
- Глава 10. Эффект Сократа.
- 10.1. Когнитивный диссонанс.
- 10.2. Метод Сократа.
- 10.3. Кончина преподавания.
- 10.4. Инстинкт самовыражения.
- 10.4.1. Затор в articulariae.
- 10.4.2. Ментальное айкидо.
- 10.5. Непринужденные заметки.
- 10.5.1. Увидеть — значит поверить.
- 10.5.2. Техника непринужденных заметок.
- 10.5.3. Чем причудливей, тем лучше.
- 10.5.4. Гештальт непринужденных заметок.
- 10.5.5. Делайте заметки читая эту книгу.
- 10.6. Обучение — это творчество.
- 10.7. Принцип артикуляции.
- 10.7.1. Музыкальная подпитка.
- 10.7.2. Внутренний композитор.
- 10.8. Запись импровизаций.
- 10.8.1. Техника записи импровизаций.
- 10.9. Сила самовыражения.
- Глава 11. Роль кислорода.
- 11.1. Могучая силаpneuma.
- 11.2. Значение кислорода для работы мозга.
- 11.2.1. Подводное плавание.
- 11.3. Обогащение мозга кислородом.
- 11.3.1. Метод маски.
- 11.3.2. Реакция ныряльщика.
- 11.3.3. Ноги вверх.
- 11.4. Дыхание и осознание.
- 11.4.1. Лидер внимания.
- 11.5. Дыхание — ритм жизни.
- Глава 12. Работа в группе.
- 12.1. Отзвуки грома.
- 12.2. Поделитесь видением.
- 12.2.1. Групповой поток образов.
- 12.3. Групповой метод.
- 12.3.1. Подготовка группы.
- 12.3.2. Сценарий группового потока образов.
- 12.3.3. Совместное путешествие.
- 12.3.4. Завершающий этап.
- 12.3.5. Брифинг.
- 12.3.6. Аналитик — шутник.
- 12.3.7. Заключительная речь.
- 12.3.8. Сделайте сами!
- 12.4. Принцип работы в группе.
- 12.4.1. Растянутый эффект.
- 12.5. Вы — авангард!
- Глава 13. Все начинается с детства.
- 13.1. Окно в мир возможностей.
- 13.1.1. Впечатления, впечатления кругом.
- 13.1.2. Тонкая оболочка.
- 13.1.3. "Я не могу от этого отделаться".
- 13.1.4. Автоматический предохранитель.
- 13.1.5. Проницаемость.
- 13.2. Как увеличить толщину внутренней оболочки сознания.
- 13.3. Контролируемая свобода.
- 13.4. Метод Монтессори.
- 13.4.1. Победа дидактического метода обучения.
- 13.5. Методика просмотра образов для детей.
- 13.5.1. Игра в поток образов.
- 13.6. Музыка наводит мосты.
- 13.6.1. Скрипка Эйнштейна.
- 13.7. Музыка Моцарта.
- 13.7.1. Открытие Лозанова.
- 13.7.2. Заряд Моцарта.
- 13.8. Стимулирование внутриутробного развития.
- 13.8.1. Музыка Моцарта в утробе матери.
- 13.8.2. Обратная связь "мать — младенец".
- 13.8.3. Усиление притока крови.
- 13.8.4. Избегайте токсинов!
- 13.9. Стимулирование развитие младенца.
- 13.9.1. Рефлекс Бабинского.
- 13.9.2. Рукавички "найди меня".
- 13.9.3. В звуках музыки.
- 13.9.4. Подводное плавание.
- 13.10. Стимулирование развития в раннем детстве.
- 13.10.1. Раннее чтение.
- 13.10.2. Обучение нотной грамоте.
- 13.10.3. Игра на фортепьяно.
- 13.10.4. Игра "Бархатное поглаживание".
- 13.11. Вера и любовь.
- Глава 14. Великая сила.
- 14.1. Прислушайтесь к себе.
- 14.2. В начале было слово.
- 14.2.1. Слова и картины.
- 14.3. Двуногое сознание.
- 14.3.1. Прорыв через "бутылочное горлышко".
- 14.4. Читать, писать, считать.
- 14.4.1. Веселая наука.
- 14.5. "Быть на гребне волны".
- 14.5.1. Как удержаться на гребне.
- 14.5.2. Удовлетворение от обратной связи.
- 14.5.3. Овладейте мастерством.
- 14.5.4. Любите сам процесс.
- 14.6. Небольшое преимущество.
- 14.6.1. Небольшое преимущество Эйнштейна.
- 14.7. Самоцель.
- 14.7.1. Решать вам.
- 14.8. Метастратегия.
- 14.8.1. Принцип создания инструментов.
- 14.8.2. Традиция создания инструментов.
- 14.9. Жизнь — это ваш шедевр.