Тема 5. Межэтническое взаимодействие
Вариант 1. Конструктивное межэтническое общение и взаимодействие
Задание 1.Составить ориентировочную программу-схему конструктивного общения и взаимодействия представителей двух этнических групп, одна из которых является для студента родной, а другая – конкурирующей (выбор конкурирующей этнической группы – на усмотрение студента).
Задание 2. Провести психодиагностику с использованием методики «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова). При проведении психодиагностики в тетради фиксировать пол, возраст и этническую принадлежность испытуемого (не менее 3 этнических групп и не менее 5 человек из каждой этнической группы). Отметить этническую группу, представители которой продемонстрировали наиболее высокую позитивную этническую идентичность. Если в результате исследования были получены интересные результаты по другим шкалам – «Этнонигилизм», «Этническая индифферентность», «Этноэгоизм», «Этноизоляционизм» и «Этнофанатизм», следует также указать этническую группу, для представителей которой один из перечисленных типов этнической идентичности оказался наиболее характерным (выбор этнических групп для проведения психодиагностики – на усмотрение студента).
Задание 3. Провести психодиагностику с использованием методики измерения выраженности этнической идентичности (Дж.Финни) в соответствии с требованиями предыдущего пункта на той же выборке испытуемых. Отметить этническую группу, представители которой продемонстрировали наиболее высокие показатели этнической идентичности в целом, а также отдельно показатели когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности.
Задание 4. Определить наличие или отсутствие взаимосвязи между результатами диагностики пунктов 2 и 3, если взаимосвязь обнаружена – дать ее объяснение.
Вариант 2. Деструктивное межэтническое общение и взаимодействие
Задание 1. Описать основные факторы дестабилизации межэтнического взаимодействия, вызывающих отклонение от принципов конструктивного общения на примере разрыва отношений (конфронтации) родной для студента этнической группы и любой конкурирующей этнической группы (выбор конкурирующей этнической группы – на усмотрение студента).
Задание 2. Провести психодиагностику с использованием методики оценки этнической аффилиации. При проведении психодиагностики в тетради фиксировать пол, возраст и этническую принадлежность испытуемого. Отметить этническую группу или несколько групп, представители которой/которых продемонстрировали наиболее высокую склонность к обособлению (выбор этнических групп для проведения психодиагностики – на усмотрение студента).
Задание 3. Провести психодиагностику с использованием методики измерения толерантных установок в сфере межнациональных отношений (В.С.Собкин, Д.В.Адамчук) и экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) в соответствии с требованиями предыдущего пункта на той же выборке испытуемых. Отметить этническую группу, представители которой продемонстрировали слабые толерантные установки в сфере межнациональных отношений по первой методике и наиболее низкие показатели толерантности в целом, а также отдельно наиболее низкие показатели этнической, социальной толерантности и толерантности как черты личности по второй методике.
Задание 4. Определить наличие или отсутствие взаимосвязи между результатами диагностики пунктов 2 и 3, если взаимосвязь обнаружена – дать ее объяснение.
Литература:
Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Поликультурное образование и этнопсихология – М.: Грааль, 2002;
Зиньковская И.В. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Истоки, 2005;
Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Academia, 2009;
Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики. СПб., 2000.
Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011;
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000.
- Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение
- Раздел 1. Рабочая учебная программа дисциплины
- 10. Рекомендуемая литература ………………………………………………18
- 1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины
- 1.4. Перечень и объем инновационных методов образования по дисциплине
- 1.5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов
- 1.6. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего и итогового контроля знаний по дисциплине
- 1.7. Учебно-тематический план дисциплины
- 1.8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий Темы лекционного курса:
- Тема 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.9. Семинарские и практические занятия
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.10. Рекомендуемая литература
- 1.11.Глоссарий
- Раздел II. Материалы для самостоятельной работы
- 1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (занятию)
- Тема 1. Основные категории, определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 2. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы
- 3.Дополнительные материалы приложения
- III.1. Информация о порядке контроля качества знаний по дисциплине
- III.1.1. Материалы по текущему контролю успеваемости
- III.1.2. Материалы по рубежному контролю успеваемости
- III.1.3. Материалы по промежуточной аттестации
- Санкт-Петербургский Государственный Институт
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие 145
- Раздел II. Методические указания для студентов
- Раздел III. Темы лекционного курса «Этническая психология» Глава 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- 1.1. Объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук.
- 1.2. Этносы: племена, народы, нации. Обособленные этнические группы.
- 1.3. Этногенез, пассионарная теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 1.4. Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация).
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 2. История этнической психологии
- 2.2. Современное развитие этнопсихологии на Западе и в России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- 3.1. Понятие национального характера, феномен этноцентризма.
- 3.2. Основные детерминанты этнического поведения (диспозиции, стереотипы, экспектации). Этническое сходство и этнические различия, как признаки этнического развития.
- 3.3. Особенности миграции в России. Мотивация миграционного поведения. Эмиграция как проблема развития России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- 4.1. Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характера.
- 4.2.Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде. Особенности развития детей-билингвов.
- 4.3Утрата этнической идентичности в условиях глобализма.
- 4.4.Элементы структуры социальной психологии этнической группы (ценности, обычаи и традиции, социальная активность, сплоченность, обособленность, толерантность и т.Д.).
- 4.5.Понятие диаспоры. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие
- 5.1.Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- 6.1.Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов.
- 6.2.Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма.
- 6.3. Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии.
- 6.4.Экспансия как форма этнического развития.
- 6.5.Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 7. Классификация методов исследования в этнопсихологии
- 7.1. Общие проблемы практической этнопсихологии
- 7.2. Методологические принципы практического исследования в этнической психологии
- 7.3. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 8. Обсервационные и диагностические методы
- 8.1. Метод наблюдения в этнопсихологии
- 8.2. Метод тестирования в этнопсихологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 9. Социологические и экспериментальные методы
- 9.1. Опросные методы в этнической психологии
- 9.2. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 10. Биографические и праксиметрические методы
- 10.1. Анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных в этнической психологии
- 10.2. Анализ материальной составляющей культуры и искусства в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Раздел IV. Глоссарий
- Раздел 5. База контрольно-измерительных материалов (ким)