logo
Этнопсихология_УМК

Тема 5. Межэтническое взаимодействие

Вариант 1. Конструктивное межэтническое общение и взаимодействие

Задание 1.Составить ориентировочную программу-схему конструктивного общения и взаимодействия представителей двух этнических групп, одна из которых является для студента родной, а другая – конкурирующей (выбор конкурирующей этнической группы – на усмотрение студента).

Задание 2. Провести психодиагностику с использованием методики «Типы этнической идентичности» (Г.У.Солдатова, С.В.Рыжова). При проведении психодиагностики в тетради фиксировать пол, возраст и этническую принадлежность испытуемого (не менее 3 этнических групп и не менее 5 человек из каждой этнической группы). Отметить этническую группу, представители которой продемонстрировали наиболее высокую позитивную этническую идентичность. Если в результате исследования были получены интересные результаты по другим шкалам – «Этнонигилизм», «Этническая индифферентность», «Этноэгоизм», «Этноизоляционизм» и «Этнофанатизм», следует также указать этническую группу, для представителей которой один из перечисленных типов этнической идентичности оказался наиболее характерным (выбор этнических групп для проведения психодиагностики – на усмотрение студента).

Задание 3. Провести психодиагностику с использованием методики измерения выраженности этнической идентичности (Дж.Финни) в соответствии с требованиями предыдущего пункта на той же выборке испытуемых. Отметить этническую группу, представители которой продемонстрировали наиболее высокие показатели этнической идентичности в целом, а также отдельно показатели когнитивного и аффективного компонентов этнической идентичности.

Задание 4. Определить наличие или отсутствие взаимосвязи между результатами диагностики пунктов 2 и 3, если взаимосвязь обнаружена – дать ее объяснение.

Вариант 2. Деструктивное межэтническое общение и взаимодействие

Задание 1. Описать основные факторы дестабилизации межэтнического взаимодействия, вызывающих отклонение от принципов конструктивного общения на примере разрыва отношений (конфронтации) родной для студента этнической группы и любой конкурирующей этнической группы (выбор конкурирующей этнической группы – на усмотрение студента).

Задание 2. Провести психодиагностику с использованием методики оценки этнической аффилиации. При проведении психодиагностики в тетради фиксировать пол, возраст и этническую принадлежность испытуемого. Отметить этническую группу или несколько групп, представители которой/которых продемонстрировали наиболее высокую склонность к обособлению (выбор этнических групп для проведения психодиагностики – на усмотрение студента).

Задание 3. Провести психодиагностику с использованием методики измерения толерантных установок в сфере межнациональных отношений (В.С.Собкин, Д.В.Адамчук) и экспресс-опросника «Индекс толерантности» (Г.У.Солдатова, О.А.Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А.Шайгерова) в соответствии с требованиями предыдущего пункта на той же выборке испытуемых. Отметить этническую группу, представители которой продемонстрировали слабые толерантные установки в сфере межнациональных отношений по первой методике и наиболее низкие показатели толерантности в целом, а также отдельно наиболее низкие показатели этнической, социальной толерантности и толерантности как черты личности по второй методике.

Задание 4. Определить наличие или отсутствие взаимосвязи между результатами диагностики пунктов 2 и 3, если взаимосвязь обнаружена – дать ее объяснение.

Литература:

  1. Аракелян О.В., Бабилаев А.Н. Поликультурное образование и этнопсихология – М.: Грааль, 2002;

  2. Зиньковская И.В. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Истоки, 2005;

  3. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Academia, 2009;

  4. Платонов Ю.П. Народы мира в зеркале геополитики. СПб., 2000.

  5. Почебут Л.Г. Кросс-культурная и этническая психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2011;

  6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000.