Причины агрессии у юношей и девушек
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». З. Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.
Человеческая агрессия имеет свои эволюционные и физиологические корни. К числу физиологических факторов агрессии относятся половые гормоны.
Согласно теории фрустрации, агрессия - это не автоматически возникающее в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т. е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же не наступление состояния, к которому он стремился. Эта теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Другой взгляд на происхождение агрессивного поведения представлен в теории социального научения Л. Берковитца. Для того чтобы агрессивное поведение возникло и распространилось на определенный объект, необходимо чтобы существовало два условия: первое - чтобы препятствие, возникшее на пути целенаправленной деятельности, вызвало у человека реакцию гнева и второе - чтобы в качестве причины возникновения препятствия был воспринят другой человек.
Агрессивные действия рассматриваются не только как результат фрустрации, но и как следствие научения, подражания другим людям. Агрессивное поведение в этой концепции трактуется как результат следующих когнитивных и других процессов:
1 Оценки субъектом следствий своего агрессивного поведения как положительных.
2 Наличие фрустрации.
3 Наличие эмоционального перевозбуждения типа аффекта или стресса, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться.
4 Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.
Среди ситуаций, провоцирующих агрессивное поведение выделим:
-желание привлечь к себе внимание
-ущемление достоинств другого, чтобы подчеркнуть свое превосходство
-стремление защититься и отомстить
-стремление быть главным
-стремление получить желанный предмет [14,63]
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками [14,64]
Рассмотрим также факторы, вызывающие нарушение поведения.
1 Психологические корни негативных поведенческих проявлений:
- необходимость самореализации и самоутверждения (для некоторых людей, не обладающих большими коммуникативными и интеллектуальными способностями, драка и физическое насилие оказываются самыми приемлемыми способами самоутверждения, завоевывания авторитета).
-необходимость защитить себя
-необходимость психологической разрядки, удовлетворение блокированной потребности.
-достижение какой-либо значимой цели, которая не может быть достигнута иным путем.
2 Факторы криминогенного характера:
-общее социальное неблагополучие
3 Психофизиологические факторы
-Некоторые особенности нервной системы
-особенности нервной системы
-особенности темперамента
-особенности психологического состояния
-особенности соматического состояния
Изощренную жестокость нередко проявляют жертвы гиперопеки, и избалованные «маменькины сынки», не имевшие в детстве возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки. Жестокость для них - это сплав мести и самопроверки.
4 Факторы психологического риска
5 Ситуативные факторы
-оценка другими людьми
-присутствие других людей уже само по себе может либо усиливать, либо тормозить агрессию. Здесь важную роль играет оценка степени агрессивности наблюдателя.
-желание возмездия
Часто агрессия возникает как ответная реакция на неприемлемое поведение окружающих, т.е. как акт возмездия за что-то.
А. Бандура утверждает, что агрессивные действия мотивированы разнообразным аверсивным опытом - фрустрацией, болью, оскорблениями. Аверсивный опыт вызывает у нас эмоциональное возбуждение. Но будем ли мы вести себя агрессивно или нет, зависит от ожидаемых последствий. Агрессия наиболее вероятно проявится тогда, когда мы возбуждены, и агрессивные действия кажутся нам безопасными и сулят определенную выгоду [1].
Так же, по мнению Т.С. Яценко, разработавшей психодинамическую теорию, агрессию нельзя сравнить с депрессией или тенденцией к "психологической смерти". Она является более локальным понятием и всегда выражается через отношения с другими людьми. По ее мнению, хотя агрессия и относится к энергетическому аспекту активности субъекта, по своим проявлениям это явление социального характера, поскольку находит выражение в межличностном взаимодействии [30, с. 18].
Содержательные данные этой главы необходимы для знания психологических особенностей провоцирующих агрессию. Обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, сниженную самооценку.
Кроме того, знание ситуативных факторов значительно упростит работу с агрессивными людьми и поможет грамотно взаимодействовать в конкретной ситуации с ними.
Таким образом, в психологии существуют различные подходы, объясняющие природу происхождения агрессивности как свойства личности. Взяв за основу биологическую и социальную природу развития личности, учене склоняются к возможности врожденности и приобретения агрессивности.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ