logo
shpory_psihologia (4)

46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.

Лидерство – групповой феномен, заключающийся в выдвижении и признании определённого одного или нескольких членов группы, способных мотивировать остальных к совместной деятельности и вести за собой группу. Лидер демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, принимает на себя дополнительные лидерские функции: направлять и организовать деятельность группы, контролировать, убеждать, воодушевлять, поддерживать других членов группы, разрешать межличностные конфликты, регулировать отношения между отдельные членами группы и группой в целом, определяющим образом влиять на формирование и изменение целей, ценностей и норм группы.

Существуют различные подходы к определению происхождения и сущности лидерства:

теория черт личности лидера,

концепция ситуативного лидерства (в разных ситуациях групповой жизни, при решении различных задач выдвигается соответствующий текущему моменту лидер),

групповая теория лидерства (лидер выдвигается в процессе формирования группы в соответствии с характеристиками этой группы (составом группы, содержанием и целями её деятельности и т.д.)

Вопросы лидерства интересовали людей с др времён, но научное изучение этого явления началось только со времени Тейлора. Лидер-это тот, за кем идут. Лидерство, как явление явл функцией лидера, последователей и ситуации. Ситуация определяет любые изменения, препятствия на пути достижения групповых целей. Именно ситуация во многих случаях играет решающ.роль в выдвижении лидера.

Исторически сложилось 3 подхода к решению проблем лидерства:

1.подход с позиции личных качеств

2.поведенческий подход

3.ситуационный подход.

1) подход яв наиболее ранним в изучении и объяснении лидерства. Исследователи верили в то, что лидеры имеют какой-то уникальный набор качеств, обладание которым позволит любому чел стать лидером. В результ были выделены 4 осн группы лидерских качеств: физиологич, психологич( эмоциональн), интеллектуальные(умствен), личностные, деловые.

2) подход рассматрив лидерство через призму лидерского поведения.

3) подход предполагает объяснить эфф лидерства через влияние внешн факторов.