Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
Вариант 1. Социологические методы исследования в этнопсихологии
Задание 1. Составить анкету для проведения письменного опроса для выявления этнических характеристик (особенностей) на базе какой-либо выборки испытуемых и дать ее методологическое обоснование (объект и предмет, гипотеза, цель и задачи опроса – в рамках этнопсихологии – на усмотрение студента).
Задание 2. Провести опрос для выявления этнических характеристик (особенностей) какой-либо выборки испытуемых на основании разработанной программы, обработать результаты и сделать предварительные выводы.
Задание 3. Определить возможные преимущества и недостатки разработанной анкеты и проведенного опроса (для уже выбранных объекта, предмета и гипотезы) в сравнении с другими возможными вариантами социологического исследования.
Задание 4. Сравнить результаты собственного опроса с опубликованными ранее результатами социологических исследований, проведенных по аналогичной проблематике (с указанием библиографических ссылок на источники информации, т.е. использованные в сравнительном анализе публикации).
Задание 5. Подготовить презентацию, доклад, статью по материалам проведенного опроса для выявления этнических характеристик (особенностей) выборки испытуемых.
Вариант 2. Экспериментальные методы исследования в этнопсихологии
Задание 1. Смоделировать ряд экспериментальных ситуаций межэтнического и/или внутриэтнического взаимодействия с элементами конкуренции и кооперации для выявления этнических характеристик (особенностей) на базе какой-либо выборки испытуемых и дать методологическое обоснование программы эксперимента (объект и предмет, гипотеза, цель и задачи эксперимента – в рамках этнопсихологии – на усмотрение студента).
Задание 2. Провести эксперимент для выявления этнических характеристик (особенностей) какой-либо выборки испытуемых на основании разработанной программы, обработать результаты и сделать предварительные выводы.
Задание 3. Определить возможные преимущества и недостатки разработанной программы и проведенного эксперимента (для уже выбранных объекта, предмета и гипотезы) в сравнении с другими возможными вариантами экспериментального исследования.
Задание 4. Сравнить результаты собственного эксперимента с опубликованными ранее результатами экспериментальных исследований, проведенных по аналогичной проблематике (с указанием библиографических ссылок на источники информации, т.е. использованные в сравнительном анализе публикации).
Задание 5. Подготовить презентацию, доклад, статью по материалам проведенного эксперимента для выявления этнических характеристик (особенностей) выборки испытуемых.
Литература:
Зиньковская И.В. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Истоки, 2005;
Королев С.И. Этническая психология: Методика изучения и методология использования – М., 2007;
Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие – М.: Academia, 2009;
Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учебное пособие – СПб.: Речь, 2003;
Платонов Ю.П. Этническая психология – СПб.: Речь, 2001;
Платонов Ю.П. Этнопсихология / Ю.П.Платонов. – М.: Academia, 2012;
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Практикум – М.: Аспект-Пресс, 2013;
Стефаненко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологиического исследования: Спецпрактикум по социальной психологии – М.: Изд-во МГУ, 1993;
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебное пособие – Екатеринбург: Деловая книга, М.: Ин-т психологии РАН, 2000.
- Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение
- Раздел 1. Рабочая учебная программа дисциплины
- 10. Рекомендуемая литература ………………………………………………18
- 1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины
- 1.4. Перечень и объем инновационных методов образования по дисциплине
- 1.5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов
- 1.6. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего и итогового контроля знаний по дисциплине
- 1.7. Учебно-тематический план дисциплины
- 1.8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий Темы лекционного курса:
- Тема 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.9. Семинарские и практические занятия
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.10. Рекомендуемая литература
- 1.11.Глоссарий
- Раздел II. Материалы для самостоятельной работы
- 1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (занятию)
- Тема 1. Основные категории, определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 2. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы
- 3.Дополнительные материалы приложения
- III.1. Информация о порядке контроля качества знаний по дисциплине
- III.1.1. Материалы по текущему контролю успеваемости
- III.1.2. Материалы по рубежному контролю успеваемости
- III.1.3. Материалы по промежуточной аттестации
- Санкт-Петербургский Государственный Институт
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие 145
- Раздел II. Методические указания для студентов
- Раздел III. Темы лекционного курса «Этническая психология» Глава 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- 1.1. Объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук.
- 1.2. Этносы: племена, народы, нации. Обособленные этнические группы.
- 1.3. Этногенез, пассионарная теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 1.4. Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация).
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 2. История этнической психологии
- 2.2. Современное развитие этнопсихологии на Западе и в России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- 3.1. Понятие национального характера, феномен этноцентризма.
- 3.2. Основные детерминанты этнического поведения (диспозиции, стереотипы, экспектации). Этническое сходство и этнические различия, как признаки этнического развития.
- 3.3. Особенности миграции в России. Мотивация миграционного поведения. Эмиграция как проблема развития России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- 4.1. Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характера.
- 4.2.Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде. Особенности развития детей-билингвов.
- 4.3Утрата этнической идентичности в условиях глобализма.
- 4.4.Элементы структуры социальной психологии этнической группы (ценности, обычаи и традиции, социальная активность, сплоченность, обособленность, толерантность и т.Д.).
- 4.5.Понятие диаспоры. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие
- 5.1.Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- 6.1.Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов.
- 6.2.Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма.
- 6.3. Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии.
- 6.4.Экспансия как форма этнического развития.
- 6.5.Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 7. Классификация методов исследования в этнопсихологии
- 7.1. Общие проблемы практической этнопсихологии
- 7.2. Методологические принципы практического исследования в этнической психологии
- 7.3. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 8. Обсервационные и диагностические методы
- 8.1. Метод наблюдения в этнопсихологии
- 8.2. Метод тестирования в этнопсихологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 9. Социологические и экспериментальные методы
- 9.1. Опросные методы в этнической психологии
- 9.2. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 10. Биографические и праксиметрические методы
- 10.1. Анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных в этнической психологии
- 10.2. Анализ материальной составляющей культуры и искусства в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Раздел IV. Глоссарий
- Раздел 5. База контрольно-измерительных материалов (ким)