logo
Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных

4. Симптом «редукции профессиональных обязанностей».

Термин редукция означает упрощение. В профессиональ­ной деятельности, предполагающей широкое общение с людьми, редукция проявляется в попытках облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Появление этого симптома сопровождается более частыми опозданиями на работу, более частыми заболева­ниями, длительными перерывами и т.д.

Фаза истощения характеризуется более или менее вы­раженным падением общего энергетического тонуса и ос­лаблением нервной системы. Эмоциональная защита в форме «выгорания» становится неотъемлемым атрибу­том личности.

  1. Симптом «эмоционального дефицита». К професси­оналу приходит ощущение, что эмоционально он уже не может помогать субъектам своей деятельности. Не в состо­янии войти в их положение, соучаствовать и сопереживать, отзываться на ситуации, которые должны трогать, побуж­дать усиливать интеллектуальную, волевую и нравствен­ную отдачу.

  1. Симптом «эмоциональной отстраненности». Лич­ность почти полностью исключает эмоции из сферы про­фессиональной деятельности. Реагирование без чувств и эмоций — наиболее яркий симптом «выгорания». Он сви­детельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб партнерам. Особенно опасна демонстра­тивная форма эмоциональной отстраненности, когда про­фессионал всем своим видом демонстрирует безразличие и неприязнь к людям.

  1. Симптом «личностной отстраненности, или деперсона­лизации». Проявляется в широком диапазоне умонастрое­ний и поступков профессионала в процессе общения.

Человек, которому помогает специалист, воспринимается как неодушевленный предмет, как объект для манипуля­ций — с ним приходится что-то делать. Наиболее выражен­ная форма этого симптома: «ненавижу...», «презираю...», «взять бы автомат и всех...». В таких случаях «выгорание» смыкается с психопатологическими проявлениями лич­ности, с неврозоподобными или психопатическими со­стояниями. Выраженная симптоматика является противо­показанием к профессиональной деятельности в помога­ющих профессиях.

4. Симптом «психосоматических и психовегетативных нарушений». Симптом проявляется на уровне физическо­го и психического самочувствия. Многое из того, что касается субъектов профессиональной деятельности, про­воцирует отклонения в соматических или психических со­стояниях. Порой даже мысль о работе вызывает плохое настроение, дурные ассоциации, бессонницу, чувство стра­ха, неприятные ощущения в области сердца, сосудистые реакции, обострения хронических заболеваний. Наличие этого симптома свидетельствует о том, что психологичес­кая защита — «выгорание» — самостоятельно уже не справляется с нагрузками.

Выводы

Таким образом, эмоциональное выгорание приобрета­ется в процессе профессиональной деятельности специа­листа и является выработанным личностью механизмом психологической защиты в форме полного или частич­ного исключения эмоций. «Выгорание» отчасти функ­циональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать ресурсы. В то же вре­мя, синдром выгорания негативно сказывается в сфере профессиональной деятельности, в сфере межличностных отношений, в сфере соматического здоровья.

Эмоциональное выгорание представляет собой само­стоятельное явление, отличное от психических состояний, возникающих в профессиональной деятельности (стресс, утомление, депрессия) (Орел, 1999). Стресс и выгорание — это хотя и родственные, но относительно самостоятельные явления. Различие между стрессом и выгоранием состоит, прежде всего, в длительности процесса. Выгорание пред­ставляет собой длительный, «растянутый», «накопленный» во времени стресс. Другим различием между стрессом и выгоранием является степень их распространенности. В отличие от стресса, возникающего в бесчисленном мно­жестве ситуаций (например, война, стихийные бедствия, болезнь, безработица, различные ситуации на работе), выгорание проявляется в связи с профессиональной дея­тельностью. Стресс не обязательно приводит к выгоранию. Подавляющее число профессионалов способны прекрас­но работать в стрессовых условиях, если считают, что их работа важна и значима.

Некоторые исследователи связывают выгорание с деп­рессией и разочарованием в работе. Действительно, эти понятия могут быть тесно связаны друг с другом. Однако депрессия более универсальна, а выгорание проявляется только в связи с профессиональной деятельностью. Ис­следования связи депрессии и составляющих выгорания показывают наличие тесной корреляции депрессии и эмо­ционального истощения (там же).

Существенное различие между выгоранием и утомлени­ем заключается в том, что при утомлении специалист мо­жет достаточно быстро восстановиться, а при выгорании — нет. Специалисты так же отмечают существенную разницу в субъективных ощущениях эмоционального истощения при эмоциональном выгорании и обычного состояния утом­ления. Кроме того, эмоциональное выгорание, как прави­ло, сопровождается ощущением безысходности, отсутствия перспективы, в отличие от состояния утомления.

Часто говорят, что «выгорание — плата за сочувствие». Более глубокое изучение этой проблемы свидетельствует о том, что выгорание — плата не за сочувствие людям, а за свои нереализованные жизненные ожидания. Действи­тельно, лица с высокой степенью выгорания имеют нега­тивные переживания, связанные с утратой ощущения смысла своей профессиональной деятельности. Напри­мер, «отчаяние из-за отсутствия результата», «работа впу­стую», «недооценка руководством» приводят к утрате смысла профессиональной деятельности.

В тесной связи с понятием профессионального выго­рания находятся и меры по профилактике нарушений про­фессионального развития и эмоционального выгорания. Конечно, в любой профессии можно встретить специали­стов, которые полноценно приспосабливаются к любым условиям профессиональной деятельности без каких-либо признаков эмоционального выгорания. Однако в профес­сиях экстремального профиля, к которым относятся спа­сатели и пожарные, сохранение профессионального здоровья предполагает обязательное обращение к систе­ме профилактики профессиональных деструкции.

Вопросы и задания к главе 11:

  1. Приведите пример нарушения профессионального развития.

  2. Приведите пример биографии профессионала, дос­тигшего этапа наставничества.

  1. Перечислите этапы профессионального становле­ния личности.

  2. Перечислите ряд профессионально важных качеств спасателей и пожарных.

  3. Приведите пример профессионала (из литературных источников или из собственного опыта), у которого сфор­мировался синдром выгорания.

  4. В чем отличия симптома эмоционального выгора­ния «неадекватное эмоциональное реагирование» от раз­дражения?

  5. Перечислите, на какие сферы может оказывать не­гативное влияние сформировавшийся синдром эмоцио­нального выгорания у специалиста.