5.10. Метод сказкотерапии в психотерапии зависимости
Данный тренинг основан на материалах книги Зинкевич-Евстигнеевой (2002).
Основная идея использования метода сказкотерапии при работе с зависимостями заключается в том, что с помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снять напряжение и позитивное воздействовать на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Как уже говорилось, возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей. Другими словами, данный вид психотерапии химических зависимостей связан, прежде всего, с формированием нравственной зрелости и «здоровых» ценностных ориентаций.
В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений, но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективным при сформированной зависимости. Сказкотерапия – прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия клиентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии. Сказкотерапия зависимости дает шанс духовного излечения, а также эффективна при поддержке близких зависимого человека и служит профилактическим целям.
Современная сказкотерапия касается трех аспектов:
? диагностического;
? воздействия;
? профилактического, развивающего.
Для воздействия в сказкотерапии применяется пять видов сказок:
? художественные;
? дидактические;
? психокоррекционные;
? психотерапевтические;
? медитативные.
В сказкотерапии зависимостей используется в большей степени аспект воздействия, связанный главным образом с психотерапевтическими и медитативными сказками.
Психотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни клиента. С другой стороны, они заимствованы из богатого художественного наследия и несут в себе нравственные ценности и показывают способы выхода из кризиса. Для каждой стадии сказкотерапии зависимостей подбираются специальные художественные и психотерапевтические сказки. Примеры таких сказок приведены ниже.
Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения (медитативные сказки первого вида), насыщения бессознательного положительными созидательными образами (медитативные сказки второго вида), для раскрытия личностных ресурсов клиента (медитативные сказки третьего типа).
Выделяют семь стадий терапевтического консультирования в контексте сказкотерапии зависимостей:
1 стадия – поддержка клиента и его близких, убеждение;
2 стадия – проблематизация, усугубление кризисного состояния;
3 стадия – осмысление жизненного опыта;
4 стадия – актуализация и подпитка личностных ресурсов клиента;
5 стадия – формирование конструктивного созидательного альтруизма;
6 стадия – профилактика срыва;
7 стадия – формирование созидательной жизненной программы.
Основные задачи первой стадии терапевтического консультирования следующие:
? стабилизация психоэмоционального состояния близких клиента;
? снижение уровня тревоги по поводу предстоящего лечения (если консультирование проводится в реабилитационном центре);
? создание положительных перспектив;
? формирование мотивации лечиться.
Если главная цель – профилактика зависимостей, основное внимание можно уделить анализу жизненных ценностей, передаваемых через сказки и притчи.
Принципы подбора сказок для первой стадии сказкотерапии зависимостей:
1) наличие «проблемного» героя. Герой находится в сложном состоянии из-за серьезной проблемы. Любые попытки разрешить проблему известными ему способами не приводят к успеху и даже могут усугублять ситуацию;
2) наличие в сказке доброго совета, исходящего от мудрого персонажа. Герой встречает доброго советчика, но не может сразу принять его совет из-за внутренней неготовности к его осуществлению;
3) доверие к происходящему. Только доверие героя естественной динамике собственного процесса и добрым намерениям тех, кто его окружает и желает помочь, приводят к решению проблемы;
4) чудесная трансформация героя. Внутреннее изменение героя меняют его внешность и мировоззрение. Он осознает ценность данного ему ранее доброго совета;
5) вера окружающих в созидательное начало героя. Окружающие персонажи большей частью доброжелательны и стремятся ему помочь, кто словом, кто делом, кто своей верой.
Таким образом, для этой стадии подбираются сказки и притчи только с однозначно хорошим концом (то есть благоприятность конца должна быть очевидна, независимо от уровня развития, образования, мировоззрения и религиозных ценностей клиента).
Начальное напряжение главного героя символизирует сложное психоэмоциональное состояние клиента и его близких, оказавшихся перед лицом практически неразрешимой проблемы. Появление в сказке доброго советчика символизирует психолога, который видит решение в дальней перспективе. Сомнение главного героя в состоятельности доброго совета символизирует внутреннюю неготовность клиента к предстоящей работе и сомнения близких. Усугубление тяжелого состояния героя, чувство безысходности отражают актуальное психоэмоциональное состояние клиента. Изменения в мировосприятии и мировоззрении героя указывают на перспективы терапии.
На первой стадии сказкотерапии важна идея трансформации, которая станет возможной в результате работы клиента над собой. Подбираемые сказки не рисуют радужные картины, они предупреждают о сложностях, испытаниях и неприятностях. В контексте обсуждения сказок эти темы обязательно проговариваются с клиентом.
Алгоритм работы со сказкой:
1) обсуждение мыслей и чувств клиента, возникших в ответ на сказку;
2) ответы на вопросы для размышления и обсуждения (приведены в конце каждой сказки);
3) интерпретация «сказочных уроков». Каждая сказочная ситуация несет в себе один или несколько жизненных уроков. В совместной работе с клиентом происходит их «расшифровка» и интерпретация с позиции вопросов, значимых для клиента;
4) выполнение некоторого практического задания, навеянного сказкой и ее обсуждением. Таким заданием может быть игра. Этот завершающий встречу шаг необходим для символического закрепления воздействия.
Вторая стадия сказкотерапии зависимости тесно перекликается с первым шагом программы «12 шагов». Первый шаг – это признание, что человек не в силах справиться с зависимостью, признание своего истинного состояния. И чем глубже это убеждение, тем серьезнее работа. Первый шаг состоит из двух частей: бессилие перед зависимостью и признание того, что зависимость начала управлять жизнью. Очень важно прийти к «моменту истины», то есть признать, например, что: «Вчера я напился не потому, что моя любимая команда проиграла. И не потому, что дочь принесла в дом блохастого щенка и я поссорился с женой. Я напился не потому, что мой начальник сделал мне выговор, и не потому, что вчера отмечался „Всемирный день спасения утопающих“. Я напился потому, что не мог не напиться». К этому убеждению можно прийти, только честно признав свое истинное состояние. Такова и задача второй стадии сказкотерапии зависимостей – убедить человека в серьезности проблемы и в состоянии бессилия перед предметом зависимости.
В программе «12 шагов» поясняется, что значит бессилие перед алкоголем. Для этого человеку предлагается честно ответить на вопросы:
1. Бывают ли у вас настойчивые мысли о выпивке? Например: сильное желание пойти туда, где вам представится возможность выпить. Или: вы с нетерпением ждете конца рабочего дня, чтобы можно было «спокойно» выпить. И прочее.
2. Были ли у вас неудачные попытки контролировать выпивку? Например: вы пытались перейти на легкие напитки, но в конце концов однажды напились тем, что было под рукой. Или: вы пытались пить только по субботам и воскресеньям, не пить во время работы, не пить дома при детях или, наоборот, пить только дома, но не на улице или с друзьями в «забегаловке».
3. Бывали ли у вас когда-нибудь «провалы» в памяти? Например: вы в пьяном виде упали, вас избили или вы ударили кого-нибудь, но вы не помните, как все произошло.
Программа поясняет также, в чем проявляется потеря контроля над своей жизнью:
1. Семейная жизнь. Финансовые трудности в связи с зависимостью, нежелание заниматься домашними делами, отчужденность детей, скандалы в доме.
2. Работа. Дисциплинарные взыскания по поводу прогулов или грубых ошибок, похмелье в рабочее время, нежелание работать.
3. Здоровье. Проблемы с памятью, бессонница, приступы депрессии, учащенное сердцебиение, тошнота, слабость, проблемы с желудком.
4. Сексуальная жизнь. Страх перед половым контактом в трезвом состоянии, страх перед неудачей, неразборчивость в связях, супружеская неверность.
5. Поведение, угрожающее собственной жизни или жизни окружающих. Попытки самоубийства, провоцирование скандалов и драк, езда в автомобиле в нетрезвом состоянии с детьми или знакомыми и пр.
Если на первой стадии терапевтического консультирования доминировала идея поддержки, то теперь задача психолога показать клиенту весь ужас создавшегося положения. На этой стадии «отрезвляющий ужас» может стать мощным терапевтическим средством.
Принципы подбора и создания сказок для второй стадии терапии таковы:
1. Наличие зависимого героя, не разрешающего, а усугубляющего свою проблему по собственной воле или под давлением обстоятельств.
2. Неоднозначно благополучный или трагичный конец. Задача сказки – нагнетать, катализировать напряжение. Поэтому конец истории должен быть поучительным и достаточно трагичным.
3. Наличие «злого рока» в сказке. Обстоятельства все время складываются не в пользу героя. Появляются «лучи надежды», но их затмевают последующие события.
Продолжительность этой стадии терапевтического консультирования значительно варьирует. Иногда достаточно одной сказки, притчи даже без их обсуждения. Однако нередко эта стадия занимает до четырех встреч.
Если сказка оказала глубокое воздействие и клиент находится под ее впечатлением, проводить ее обсуждение необязательно. Достаточно попросить клиента нарисовать свое состояние. Если же клиент демонстрирует достаточно поверхностное переживание, сказку необходимо обсудить и связать с его жизнью.
Размышления о сказке. Если нечто: алкоголь, наркотики, азартные игры – могут формировать у человека зависимость, может быть, у них есть душа? Душа темная, в начале искушающая, а потом порабощающая человека? Как переживает человек искушение и состояние «порабощенности»? На второй стадии консультирования важно поговорить с клиентом об этом. Сказка создает условия для осознания собственных переживаний зависимости. Обсуждение этих ощущений и чувств – это путь к сознательному контролю над ними.
После разговора об этой сказке и впечатлениях клиента – о его переживании зависимости – можно предложить ему сочинить свою сказку, героем которой станет предмет зависимости. Таким образом, сказка стимулирует процесс оживотворения предмета зависимости, что, в свою очередь, превращает его из врага тайного в явного соперника. С явным злом всегда легче бороться, чем с тайным. Создание клиентом сказок о противоборстве с предметом зависимости – еще одно терапевтическое средство. Однако не каждый человек на этой стадии способен к сочинению, поэтому путь совместного размышления над сказкой более реален.
Закончить обсуждение сказки можно следующим резюме. «Итак, герой сказки признал свое бессилие перед бутылкой. Это его выбор. Он принял свою судьбу, определенную наследственностью. Это его путь, и ведет он к смерти. Вероятно, необходимо обладать огромным мужеством, чтобы сделать такой выбор, чтобы принять на себя ответственность за разрушение своего дара, за „неделание“ того, зачем пришел в этот мир. Путь в „никуда“ – такова его перспектива. Но есть ли внутренняя готовность принять этот путь у вас?» С этим вопросом важно оставить клиента до следующего занятия.
Возможен и такой вариант размышления о сказке: «Как часто события нашей жизни развиваются не по тому сценарию, о котором мечталось в детстве! Как часто обстоятельства круто меняют течение жизни. Как часто человек говорит себе: „Но уж от таких-то событий я точно застрахован!“ – и появляется ситуация, демонстрирующая его заблуждение!
Что же смогло так круто изменить жизненное кредо и судьбу героя сказки? Нечто иррациональное, не поддающееся контролю разума и продуманного жизненного сценария? Что заставляет нас сворачивать с намеченного пути и попадать в зависимость от привычки, человека, напитка, игры? Отчего сильный человек вдруг становится бессильным?»
Над этими вопросами важно поразмышлять совместно с клиентом. На этой стадии необходимо просто «заронить» в сознание и подсознание клиента вопрос. Тактика психолога достаточно проста: он формулирует вопрос, задает его «как будто себе», а не клиенту и, услышав ответ, повторяет его «как эхо». Таким образом он стимулирует процесс размышлений клиента. После совместного размышления над сказкой психолог обобщает возникшие идеи. Сделать это можно, например, так: «Наверное, рядом с нами существуют некоторые силы, которым человек просто не может противостоять. Но, быть может, именно сам человек „запускает“ эти силы? Ведь без его воли они бы просто „дремали“ где-то рядом. Это невероятно, но даже одно наше разрушительное желание, подкрепленное действием, может вызвать к жизни силы, которые завершат процесс разрушения помимо воли человека. Сколько таких разрушительных желаний было спродуцировано? Сколько разрушающих сил пришло в движение?» С этими вопросами необходимо оставить клиента. Они тяжелы, однако без усиления напряжения невозможно сформировать у зависимого человека подлинное желание измениться. И только тогда, когда клиент в той или иной форме искренне задаст вопрос: «А что же делать, как теперь быть?», можно переходить к третьей стадии сказкотерапии.
Переход к третьей стадии начинается тогда, когда у зависимого клиента формируется осознанный запрос о помощи. Он начинает ощущать, что корни его проблемы – в нем самом. Если это так – он готов к работе.
Задача консультанта на этой стадии – помочь клиенту найти ситуации, в которых он, осознанно или неосознанно, вступил в противоречие с внутренним чувством гармонии. Или, если следовать сказке, солгал самому себе и другому. Причем ложь повлекла «сделку с совестью» или потерю ощущения «правильности» своей жизни.
В программе «12 шагов» такой процесс называют «моральной оценкой». Вот что под этим понимается: «Правильное понятие слов „моральная оценка“ касается бесстрастного анализа своего поведения и поступков. Не следует ни осуждать, ни оправдывать себя. Основное требование при работе – максимальное приближение к действительному положению дел. Это необходимо для того, чтобы сломать механизм отрицания в подлинной оценке того или иного поступка. Кое-кто без особых раздумий может сказать: „Ах да, я порой бываю эгоцентричным“. Если же попросить этого человека привести конкретный пример, он не сможет этого сделать. Иными словами, этот человек не видит своего эгоцентризма и не может сказать, как эта черта влияет на его жизнь».
Итак, главная задача психолога на третьей стадии – помочь клиенту осознать значение своей жизни, суть событий, происходивших в ней. Однако третья стадия консультирования не должна превращаться в процесс самобичевания. Чтобы этого не произошло, психолог говорит клиенту о важности принятия своего прошлого. Жизненный опыт – это то, что уже есть, независимо от того, доволен человек прожитой жизнью или нет. Переосмысление тесно связано с честностью перед собой, но не с виной.
Эта стадия сказкотерапии зависимости может быть самой продолжительной. Совершенно необязательно на каждую встречу готовить сказку для клиента. На этой стадии сказка становится своего рода «стимулятором переосмысления» и рассказывается для того, чтобы клиенту было легче вспоминать свою жизнь: ситуации, когда он причинил кому-то боль или ему сделали больно; ситуации несправедливости, лжи, предательства, сомнения, выбора.
Наиболее значимая техника на этой стадии – это сочинение сказок. Задача психолога – после обсуждения конкретной жизненной ситуации помочь клиенту записать ее в виде сказки. Для того чтобы клиенту было легче «упаковать» конкретную жизненную ситуацию в сказку, можно предложить ему выполнить некоторые задания.
1. Представьте всех действующих лиц ситуации в образах сказочных героев и нарисуйте их.
2. При групповой работе. Из участников группы выберите исполнителей ролей и разыграйте ситуацию в пантомиме. Теперь опишите все это в сказочной форме.
3. Задание с использованием оборудования имидж-терапии. Выберите себе костюм сказочного героя и расскажите всю историю от его лица (при этом психолог может записывать рассказ на диктофон, это облегчит процесс написания сказки).
4. Не думая долго, скажите и запишите 10 слов. Они помогут вам описать ситуацию в форме сказки.
5. Положите перед собой белый лист. Возьмите в руки ручку. На некоторых людей действует так называемый «страх белого листа». Особенно тогда, когда отсутствует привычка что-либо писать или сочинять. Размышляя о ситуации, просто начните «калякать» ручкой по листу. Когда вы почувствуете, что рука остановилась, начните записывать сказку. Начало может быть таким: «Давным-давно жил на свете один человек…», или «История эта произошла совсем недавно, а может быть, и давно…», или «Однажды…».
В процессе сочинения сказок клиент активно переосмысляет ситуации своей жизни и его мудрое бессознательное подсказывает ему некоторое символическое действие, которое поможет освободиться от боли прошлого. К такому символическому и исполнимому поступку клиент должен прийти самостоятельно. Поступками-искуплениями могут быть письма (отправленные и неотправленные) к обиженным людям, создание творческого продукта, общественно полезное дело. Важно, чтобы клиент сам придумал это дело и сам реализовал его.
Показателем результативности третьей стадии будет спокойное и объективное отношение клиента к неоднозначным ситуациям своей жизни, принятие своего жизненного опыта и стремление к дальнейшим позитивным изменениям.
Таким образом, алгоритм консультирования на третьей стадии можно представить в таком виде:
1. Терапевт рассказывает психотерапевтическую сказку, стимулирующую процесс переосмысления жизненного опыта, «моральной оценки». Размышления о сказке.
2. Размышление клиента о своей жизни. Выбор «неоднозначной» ситуации. Обсуждение ситуации с психологом. Переписывание ситуации в сказочной форме. Поступок-искупление.
Психотерапевтические сказки, подбираемые или сочиняемые для третьей стадии, должны соответствовать следующим требованиям:
1. Герой сказки осмысляет собственную жизнь. При этом он может встретиться со своим внутренним ребенком, или находится в состоянии экзистенциального кризиса, или стоит перед важным выбором и делает его «не по сердцу» или «против совести». Так или иначе, герой осуществляет «моральную оценку» прошлых событий.
2. В сказке описаны конкретные ситуации жизни, которые существенно повлияли на всю последующую жизнь героя.
3. Счастливый конец сказки. В конце сказки герой может потерять материальные блага, достигнутые им в результате «сделки с совестью». Однако, несмотря на материальные потери, герой находит счастье.
Возможные линии обсуждения сказки:
? Прошлое является источником настоящего.
? Нередко человек во взрослой жизни борется с детскими страхами и обидами.
? Внутренний надлом или поступок против совести невозможно скрыть за внешним обаянием и успешностью.
? Если человек обратился ко злу, даже исполнение желаний не принесет радости в его сердце.
? Неправедный образ мыслей и жизни, разрушительные поступки обрекают душу человека на заточение в темнице внутренних противоречий. Освобождение души может повлечь существенные материальные потери, но главным приобретением станут ощущения счастья и покоя.
? Сожаление об упущенных возможностях, неправильном выборе в важной жизненной ситуации. Ситуации, после которых все в жизни «идет наперекосяк».
? Ответственность перед теми возможностями, которые дает жизнь.
? Чужие советы и их влияние на жизнь человека.
? Горечь утраты и «собственной глупости» может привести к остановке в развитии и регрессу. События, связанные с потерями или неверными решениями, служат жизненными уроками. Они осмысляются и поступают в копилку жизненного опыта. Если этого не происходит, некоторое событие может стать «камнем преткновения» и овладеть мыслями и чувствами человека. Чувство «невозможности что-либо изменить» может довести до отчаяния.
? Разговор со своим внутренним ребенком. В чем нуждается внутренний ребенок: в поддержке, информации, любви?… Что может дать внутренний ребенок: мысли, чувства, идеи, поддержку?
? Соответствие «детских устремлений» и «взрослых воплощений». Какие мечты осуществились, какие остались нереализованными? Нередко в детских мечтах содержится уникальная информация о пути человека, о его предназначении. Жизнь всегда дает шанс еще раз вернуться к мечтам и попробовать воплотить те из них, которые актуальны и сегодня.
Третья стадия сказкотерапии зависимости может быть самой продолжительной и энергоемкой. Иногда для осмысления жизненных ситуаций клиенту не хватает психических сил, он слишком «запроблематизирован» сделанными открытиями. В таких случаях необходима «подпитка» жизненной силы из сказок и историй следующей стадии терапии. На практике часто третья и четвертая стадии переплетаются в контексте процесса личностного роста. Профессиональная интуиция психолога поможет гибко сочетать материал третьей и четвертой стадий для успешной работы.
Поэтому четвертую стадию не обязательно хронологически выделять в процессе консультирования. На стадии осмысления собственного жизненного опыта часто возникают состояния, требующие «подпитки» жизненной силы. Это момент, когда человек вдруг осознает несостоятельность, ненужность, бессмысленность своей жизни, оценивает некоторые события как непростительные ошибки, глупость – и вязнет в этом состоянии. Собственно, это одна из ловушек, расставленных зависимостью для тех, кто хочет распутать ее сети. Если в процессе консультирования возникла подобная ситуация, необходимо помочь клиенту понять, что все события жизни целесообразны, все является опытом для души.
В копилке жизненного опыта человека есть то, что на определенном этапе пути следует подвергнуть «моральной оценке» (это происходит на третьей стадии сказкотерапии), но есть и то, на что человек может «опереться», выходя из кризиса. Когда человек принимает свою прошлую жизнь как урок, в его душу приходит покой. И это важный показатель того, что человек начинает накапливать духовные силы. Однако принять жизненные невзгоды как испытания и процесс накопления опыта очень непросто. Можно принять эту идею умом, но гораздо сложнее сделать это сердцем.
На четвертой стадии сказкотерапии зависимости психолог помогает клиенту вспомнить лучшие эпизоды своей жизни, чтобы накапливать духовные и жизненные силы. Только после этого становится возможным истинное принятие жизненного пути, понимание его как урока.
- Глава 1 Общие вопросы виктимологии
- 1.1. Виктимология: предмет, история, перспективы
- 1.2. Типы жертв и виды виктимности: соотношение понятий
- 1.3. Насилие: виды и формы
- Признаки преступлений и коэффициенты тяжести преступлений (индекс Селлина-Вольфганга)
- 1.4. Выученная беспомощность и поисковая активность
- 1.5. Совладающее поведение и защитные механизмы личности
- 1. Эмоциональный/проблемный:
- 2. Когнитивный/поведенческий:
- 3. Успешный/неуспешный:
- Сравнительная характеристика особенностей механизмов психологической защиты и совладающего поведения
- Структурно-функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях. Организация поведения
- 1.6. Посттравматическое стрессовое расстройство: модели и диагностика
- 1.7. Формирование виктимности: теории и модели
- 1.8. Диагностика виктимности
- Методика «Склонность к виктимному поведению» Инструкция для испытуемого
- Текст опросника
- Ключи для подсчета первичных баллов
- Порядок работы
- Обработка результатов
- Интерпретация результатов
- Глава 2 Психотерапия виктимности
- 2.1. Транзактный анализ
- Рис, 2.9. Сценарная матрица
- Драйверы и типы сценариев
- Матрица игнорирования
- Игры и анализ игр
- Игра «Алкоголик»
- Игра «Пьяный и гордый»
- Игра «Пьяница»
- Игра «Алкаш»
- Техники
- Техника 1. Определение эго-состояний
- Техника 2. Определение транзакций
- Техника 3. Поглаживания
- Индивидуальный профиль поглаживания
- Техника 4. Структурирование времени
- Техника 5. Определение жизненного сценария
- Сценарный вопросник
- Терапевтический вопросник
- Техника 6. Работа с игнорированием
- Техника 7. Работа с мировосприятием и искажением
- Техника 8. Работа с симбиозом
- Техника 9. Работа с системой рэкета
- Техника 10. Игры и анализ игр
- Техника 11. Контракты на изменение
- 2.2. Индивидуальная психология а. Адлера
- Техники терапии Техника 1. Первичное интервью
- Техника 2. Получение раннего воспоминания
- Техника 3. Качественный контент-анализ ранних воспоминаний
- Техника 4. История жизни
- Техника 5. Анализ сновидений
- Техника 8. Негативная практика
- Техника 9. Ловить самого себя
- Техника 10. Метод пусковой кнопки
- Техника 11. «Ага-переживание»
- Реориентационный тренинг
- Техника 1. Встреча с самим собой
- Техника 2. Развитие стереоскопического психологического видения
- Техника 3. Преодоление кристаллизованных паттернов поведения
- Техника 4. Метафорическое взаимодействие
- Техника 5. Гештальттерапевтическая техника отождествления с объектом
- Техника 6. Исследование и преобразование метафор в адлерианской терапии
- Техника 7. Метафорические упражнения
- 2.3. Психосинтез
- Техники Техника 1. Работа с субличностями
- Техника 2. Постижение своего истинного я
- Техника 3. Перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез)
- 2.4 Когнитивно-поведенческая психотерапия
- Техники
- Метод 1. Формула авс Техника 1. Обучение основной формуле abc
- Техника 2. Мышление и эмоции
- Метод 2. Определение убеждений Техника 1. «Определение ожиданий»
- Техника 2. Определение собственной эффективности
- Техника 3. Определение я-концепции
- Техника 4. Определение внимания
- Техника 5. Избирательность памяти
- Техника 6. Определение атрибуции
- Техника 7. Определение оценки
- Техника 8. Определение самоинструктирования
- Техника 9. Определение скрытого убеждения
- Техника 10. Объяснение проблем
- Метод 3. Группы убеждений Техника 1. Определение центральных убеждений
- Техника 2. Определение жизненных ориентиров
- Техника 3. Когнитивные карты
- Метод 4. Жесткие техники опровержения Техника 1. Контратака
- Техника 2. Контрутверждения
- Техника 3. Диспут и оспаривание
- Техника 4. Форсированный выбор
- Метод 5. Мягкие техники опровержения Техника 1. Оспаривание в состоянии релаксации
- Техника 2. Антикатастрофизирующая практика
- Метод 6. «Объективные техники опровержения»
- Техника 1. Альтернативная интерпретация
- Техника 2. Рациональные убеждения
- Техника 3. Утилитарные доводы
- Техника 4. Деперсонализация я
- Метод 6. Ресинтез прошлого Техника 1. Ресинтез критических жизненных событий
- Техника 2. Ресинтез жизненных ориентиров
- Техника 3. Ресинтез ранних воспоминаний
- Техника 4. Ресинтез семейных убеждений
- 3.1.1. Убийства и причинение тяжкого вреда здоровью
- 3.1.2. Хулиганство
- 3.1.3. Кражи
- 3.1.4. Мошенничество
- 3.1.5. Разбой, грабеж, вымогательство
- 3.2. Виктимология терроризма
- 3.2.1. Психология террористов
- 3.2.2. Психология взаимодействия террористов с заложниками
- 3.2.3. Психология заложников
- 3.2.4. Психология ведения переговоров с террористами
- 3.3. Кризисное консультирование и психотерапия
- 3.3.1. Экстренная психологическая помощь
- 3.3.2. Кризисная интервенция
- Техники кризисной интервенции: психологический дебрифинг
- Часть I – проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса;
- Часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- 3.3.3. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства (птср)
- 3.3.3.1. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз (дпдг)
- 3.3.3.2. Ослабление травматического инцидента (оти)
- Процедура оти
- 3.3.3.3. Нейролингвистическое программирование (нлп)
- Техники
- Техники «нс – жс»
- Техники якорения
- Техники работы с субмодальностями
- Техники рефрейминга
- Базовая техника «Линия времени»
- Рефрейминг
- Универсальные техники
- Глава 4 Виктимология насилия
- 4.1. Насилие над детьми
- Эмоциональное насилие
- Психологическое насилие
- Физическое насилие
- Сексуальное насилие
- Последствия насилия у детей
- 4.2. Домашнее (семейное) насилие
- 4.3. Изнасилование
- 4.4. Насилие в школе
- 4.5. Моббинг
- 4.6. Консультирование и психотерапия жертв насилия
- 4.6.1. Консультирование детей – жертв насилия
- 4.6.2. Консультирование жертв сексуального насилия
- Тест на склонность быть жертвой изнасилования
- 4.6.3. Консультирование жертв семейного насилия
- Техника «Письмо»
- Техника «Телефонный разговор»
- Техника «Пустой стул»
- Техника «Возврат во времени»
- Техника «Шаг в будущее»
- 4.6.4. Групповая терапия с женщинами – жертвами насилия
- Техника «Моя жизнь»
- Техника «Автопортрет»
- Техника «Мой герб»
- 4.6.5. Тренинг позитивного восприятия себя и ассертивного поведения
- Блок 1. Право уважительного отношения к себе
- Блок 2. Право иметь свои чувства и мнения и выражать их
- Блок 3. Право быть выслушанной и воспринятой всерьез
- Блок 4. Право устанавливать свои приоритеты
- Блок 5. Право сказать «нет» без чувства вины
- Блок 6. Право просить, чего ты хочешь
- Блок 7. Право получать то, за что ты заплатила
- Блок 8. Право получать информацию
- Блок 9. Право делать ошибки
- Блок 10. Право не пользоваться биллем о правах
- 4.6.6. Групповая терапия с детьми
- 4.6.7. Тренинг саморазвития (для младших подростков)
- Занятие 1. «Куда же нам плыть?»
- Занятие 2. «Знакомство»
- II часть
- III часть
- IV часть
- V часть
- Занятие 3. «Что такое эмоции»
- Занятие 4. «о пользе и вреде эмоций»
- Занятие 5. «Эмоции правят мною или я ими»
- Занятие 6. «в поисках достойных путей выражения чувств»
- Занятие 7. «Трудности взаимопонимания»
- Занятие 8. «Можно ли научиться изменять свое состояние?»
- Эмоциональный термометр Занятие 9. «Во мне живут семь я»
- I часть
- II часть
- III часть
- IV часть
- 4.6.8. Тренинг самоопределения (для старших школьников)
- Занятия 1 и 2
- Окно Джогари
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятие 6
- Занятия 7 и 8
- 4.6.9. Консультирование в ситуации моббинга
- Глава 5 Виктимология аддиктивного поведения
- 5.1. Аддиктивное поведение: концепции и модели
- 5.2. Деструктивные культы
- 1. Характер лидерства:
- 2. Характер и структура доктрины:
- 3. Характер создания и поддержания членства в группе:
- 5.3. Наркомания
- 5.4. Алкогольная зависимость
- 5.5. Компьютерная зависимость
- 5.6. Игровая зависимость
- 5.7. Нарушения пищевого поведения
- 5.8. Созависимость
- 5.9. Консультирование и психотерапия зависимостей
- 5.9.1. Консультирование участника деструктивного культа
- 5.9.2. Консультирование и психотерапия при наркомании
- 5.9.3. Консультирование и психотерапия при алкоголизме
- 5.9.4. Консультирование при компьютерной зависимости
- 5.9.5. Консультирование при игровой зависимости
- 5.9.6. Консультирование при нарушениях пищевого поведения
- 5.9.7. Консультирование и психотерапия при созависимости
- 5.10. Метод сказкотерапии в психотерапии зависимости
- Некоторые вспомогательные техники
- Примеры психотерапевтических сказок
- Список использованной и рекомендуемой литературы