logo
shpory_psihologia (4)

24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.

Эмоции – состояния человека и животного, выражающ в форме пережив удовлетворён-ности или не удовлетв потребностей. Эмоции зависят прежде всего от субъекта.

Эмоциональные процессы тесно связаны с потребностями человека и его мотивацией. То, к чему человек относится безразлично, эмоциональной реакции не вызывает. Эмоции возникают только тогда, когда происходит удовлетворение или неудовлетворение его потребностей.

Признаки эмоций:

1. Эмоции отражают не столько содерж-е объекта сколько отношение субъекта к объекту

2. Эмоции всегда обладают положительным или отрицательным знаком.

3. Эмоции характеризуются напряжённостью.

В онтогенезе  чувства появляются позже, чем ситуативные эмоции. Чувства возникают как результат обобщения эмоционального опыта. Они формируются по мере развития ребенка под влиянием общественной среды - прежде всего семьи, затем школы и других детских учреждений, неформальных групп, всей культуры в целом - литературы, искусства, религии, права и т.д.

Любовь к родственникам (матери, отцу, сестрам) рождается у ребенка из первичных контактов с ними. Позже любовь к родному человеку будет определять наличие и силу эмоциональных реакций по поводу его успехов и радостей, страданий и несчастий. Иногда чувства и эмоции могут вызывать противоречивые отношения к их объекту. Эта особенность эмоциональных явлений называется амбивалентность.

Виды эмоциональных переживаний по уровню:

- уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности

- предметные чувства (всегда более или менее осознанные).

- высшие чувства (обобщенные) - моральные, интеллектуальные, эстетические (чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического).