Игры и анализ игр
Можно выделить несколько характерных особенностей, присущих играм:
1. Игры постоянно повторяются. Время от времени каждый человек играет в свою любимую игру, при этом игроки и обстоятельства могут меняться, однако паттерн игры всегда остается одним и тем же.
2. Игры проигрываются вне осознания Взрослого. Несмотря на то, что люди играют в одни и те же игры, они этого не осознают. Лишь на заключительной стадии игры игрок может спросить себя: «Как это опять могло случиться со мной?» Даже в этот момент люди обычно не понимают, что они сами начали игру.
3. Игры всегда заканчиваются тем, что игроки испытывают рэкетные чувства.
4. Игроки во время игр обмениваются скрытыми транзакциями. В любой игре на психологическом уровне происходит нечто совершенно отличное от того, что имеет место на уровне социальном. Люди играют в свои игры снова и снова, находя партнеров, игры которых подходят к их играм.
5. Игры всегда включают в себя момент удивления или смущения. В этот момент игрок ощущает, что случилось нечто неожиданное.
Степени интенсивности игр. Игры проигрываются с различной степенью интенсивности.
В играх первой степени игрок испытывает желание рассказать о результате игры в своем социальном окружении. Игры первой степени обычно занимают большую часть в структурировании времени на вечеринках и общественных мероприятиях.
Игры второй степени предполагают более тяжелые последствия, так что игрок не будет говорить о них в своем социальном кругу.
Игры третьей степени, по мнению Берна, «проигрываются постоянно и заканчиваются на операционном столе, в суде или морге».
Берн пришел к выводу, что все игры проходят шесть стадий, которые описывает следующая формула:
Крючок + Клев = Реакция ® Переключение ® Смущение ® Расплата,
или в сокращенном варианте:
К + Кл = Р ? П ? С ? Р.
Подобную последовательность Берн назвал «формулой И», или формулой игры.
Стадия реакции состоит из целой серии транзакций, которые могут продолжаться от одной-двух секунд до нескольких дней или лет.
Драматический треугольник. С. Карпман (Karpman, 1968) разработал простую, но чрезвычайно эффективную диаграмму для анализа игр – драматический треугольник. Ее идея заключается в том, что в играх люди играют одну из следующих сценарных ролей: Преследователя, Спасителя или Жертвы.
Преследователь – это человек, который унижает и принижает других людей, считая их стоящими ниже себя и «не ОК».
Спаситель также считает других ниже себя и «не ОК», однако предлагает свою помощь, исходя из своего более высокого положения. Он считает: «Я должен помогать всем этим людям, так как они сами не в состоянии себе помочь».
Жертва сама ощущает свое приниженное положение и состояние «не ОК». Иногда Жертва ищет Преследователя, чтобы он унизил ее и поставил на место. В других случаях Жертва ищет Спасителя, который поможет ей и подтвердит убеждение Жертвы в том, что «я не могу сам справиться со своими проблемами».
Каждой роли в драматическом треугольнике в определенной степени присуще игнорирование. Как Преследователь, так и Спаситель игнорируют различные способности других людей. Причем Преследователь игнорирует ценность и достоинство людей, а в экстремальных случаях игнорирует даже право человека на жизнь и физическое здоровье, а Спаситель игнорирует способность других самостоятельно думать и действовать по своей инициативе. Жертва игнорирует свои способности. Если она стремится найти Преследователя, то соглашается с действиями Преследователя и считает, что она стоит того, чтобы ее отвергали и принижали. Если Жертва ищет Спасителя, то она считает, что нуждается в помощи Спасителя для того, чтобы правильно думать, действовать и принимать решения.
Все три роли драматического треугольника являются неаутентичными. Играя одну из этих ролей, люди реагируют, исходя из своего прошлого, а не из реальности «здесь и теперь», используя при этом старые сценарные стратегии, которые они взяли на вооружение детьми или заимствовали у родителей. Для того чтобы отметить неаутентичность ролей Преследователя, Спасителя и Жертвы, они пишутся с большой буквы. Если эти слова написаны с маленькой буквы, то мы имеем в виду реально существующих в жизни преследователя, спасителя и жертву.
Люди играют в игры для того, чтобы укрепить свой сценарий. Эрик Берн выдвинул идею о том, как достигается эта цель: при расплате в конце каждой игры игрок испытывает рэкетные чувства, после чего он может сохранить в своей памяти это чувство в виде марки. Игры используются также для подтверждения основной жизненной позиции человека.
Шесть преимуществ игр. Эрик Берн (1998) отметил шесть преимуществ (выигрышей, вознаграждений), которые несут с собой игры. В настоящее время в практической работе ТА на них ссылаются не так уж часто. Чтобы понять их, предположим, что я играю в игру «Ударь меня».
1. Внутреннее психологическое преимущество. С помощью игры я поддерживаю стабильность своего набора сценарных убеждений. Каждый раз, играя в эту игру, я усиливаю свое убеждение: чтобы получить чье-либо внимание, меня должны отвергнуть.
2. Внешнее психологическое преимущество. Я избегаю стрессовых ситуаций, которые могут поставить под сомнение мое мировосприятие и таким образом не испытываю беспокойства, связанного с этими ситуациями. Играя в игру «Ударь меня», я избегаю ответа на вопрос: «Что случится, если я буду прямо просить у других позитивные поглаживания?».
3. Внутреннее социальное преимущество. По словам Берна, игры «предлагают определенную систему для псевдоинтимной социализации в обществе или в личной жизни». Часть игры «Ударь меня» может заключаться в долгих разговорах по душам с партнером. При этом мы оба чувствуем, что откровенны друг с другом, хотя на самом деле это далеко не интимность. За посланиями социального уровня находятся скрытые послания, свидетельствующие о том, что мы играем в игру.
4. Внешнее социальное преимущество. Игры дают тему для разговоров и слухов в нашем социальном окружении. Когда я сижу в баре с другими мужчинами-игроками и играю в игру «Ударь меня», то мы можем заниматься времяпрепровождением или рэкетом на тему: «Как коварны эти женщины».
5. Биологическое преимущество. Это преимущество имеет отношение к цели игры – получению поглаживаний. В игре «Ударь меня» это в основном негативные поглаживания. Будучи ребенком, я решил: так как позитивные поглаживания получить трудно, то, чтобы выжить, я лучше найду надежные способы получения негативных поглаживаний. Таким образом, каждый раз при проигрывании этой игры я удовлетворяю как свой структурный голод, так и голод по поглаживаниям.
6. Экзистенциональное преимущество. Эта функция игры заключается в подтверждении жизненной позиции. Игра «Ударь меня» проигрывается из позиции «Я не ОК, ты – ОК». Таким образом, получая «удар», я тем самым усиливаю эту жизненную позицию.
Жизненную игру «Алкоголик» Э. Берн впервые описал в своей книге «Люди, которые играют в игры» (Берн, 1998). Анализируя эту игру, Берн заявил, что нет таких понятий, как «алкоголизм» или «алкоголик», а есть роль под названием «Алкоголик» в определенном типе игры. Со времени выхода этой книги люди, играющие роль Алкоголика в игре «Алкоголик», были разделены на три основных типа. Вследствие этого можно предположить наличие трех разных вариантов игры «Алкоголик»; всем им присущи некоторые общие характеристики, но при этом каждая в чем-то уникальна и предпочитается определенным типом личности. Эти игры носят названия: «Пьяный и гордый», «Пьяница» и «Алкаш» (Штайнер, 2003).
- Глава 1 Общие вопросы виктимологии
- 1.1. Виктимология: предмет, история, перспективы
- 1.2. Типы жертв и виды виктимности: соотношение понятий
- 1.3. Насилие: виды и формы
- Признаки преступлений и коэффициенты тяжести преступлений (индекс Селлина-Вольфганга)
- 1.4. Выученная беспомощность и поисковая активность
- 1.5. Совладающее поведение и защитные механизмы личности
- 1. Эмоциональный/проблемный:
- 2. Когнитивный/поведенческий:
- 3. Успешный/неуспешный:
- Сравнительная характеристика особенностей механизмов психологической защиты и совладающего поведения
- Структурно-функциональная модель поведения человека в сложных ситуациях. Организация поведения
- 1.6. Посттравматическое стрессовое расстройство: модели и диагностика
- 1.7. Формирование виктимности: теории и модели
- 1.8. Диагностика виктимности
- Методика «Склонность к виктимному поведению» Инструкция для испытуемого
- Текст опросника
- Ключи для подсчета первичных баллов
- Порядок работы
- Обработка результатов
- Интерпретация результатов
- Глава 2 Психотерапия виктимности
- 2.1. Транзактный анализ
- Рис, 2.9. Сценарная матрица
- Драйверы и типы сценариев
- Матрица игнорирования
- Игры и анализ игр
- Игра «Алкоголик»
- Игра «Пьяный и гордый»
- Игра «Пьяница»
- Игра «Алкаш»
- Техники
- Техника 1. Определение эго-состояний
- Техника 2. Определение транзакций
- Техника 3. Поглаживания
- Индивидуальный профиль поглаживания
- Техника 4. Структурирование времени
- Техника 5. Определение жизненного сценария
- Сценарный вопросник
- Терапевтический вопросник
- Техника 6. Работа с игнорированием
- Техника 7. Работа с мировосприятием и искажением
- Техника 8. Работа с симбиозом
- Техника 9. Работа с системой рэкета
- Техника 10. Игры и анализ игр
- Техника 11. Контракты на изменение
- 2.2. Индивидуальная психология а. Адлера
- Техники терапии Техника 1. Первичное интервью
- Техника 2. Получение раннего воспоминания
- Техника 3. Качественный контент-анализ ранних воспоминаний
- Техника 4. История жизни
- Техника 5. Анализ сновидений
- Техника 8. Негативная практика
- Техника 9. Ловить самого себя
- Техника 10. Метод пусковой кнопки
- Техника 11. «Ага-переживание»
- Реориентационный тренинг
- Техника 1. Встреча с самим собой
- Техника 2. Развитие стереоскопического психологического видения
- Техника 3. Преодоление кристаллизованных паттернов поведения
- Техника 4. Метафорическое взаимодействие
- Техника 5. Гештальттерапевтическая техника отождествления с объектом
- Техника 6. Исследование и преобразование метафор в адлерианской терапии
- Техника 7. Метафорические упражнения
- 2.3. Психосинтез
- Техники Техника 1. Работа с субличностями
- Техника 2. Постижение своего истинного я
- Техника 3. Перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез)
- 2.4 Когнитивно-поведенческая психотерапия
- Техники
- Метод 1. Формула авс Техника 1. Обучение основной формуле abc
- Техника 2. Мышление и эмоции
- Метод 2. Определение убеждений Техника 1. «Определение ожиданий»
- Техника 2. Определение собственной эффективности
- Техника 3. Определение я-концепции
- Техника 4. Определение внимания
- Техника 5. Избирательность памяти
- Техника 6. Определение атрибуции
- Техника 7. Определение оценки
- Техника 8. Определение самоинструктирования
- Техника 9. Определение скрытого убеждения
- Техника 10. Объяснение проблем
- Метод 3. Группы убеждений Техника 1. Определение центральных убеждений
- Техника 2. Определение жизненных ориентиров
- Техника 3. Когнитивные карты
- Метод 4. Жесткие техники опровержения Техника 1. Контратака
- Техника 2. Контрутверждения
- Техника 3. Диспут и оспаривание
- Техника 4. Форсированный выбор
- Метод 5. Мягкие техники опровержения Техника 1. Оспаривание в состоянии релаксации
- Техника 2. Антикатастрофизирующая практика
- Метод 6. «Объективные техники опровержения»
- Техника 1. Альтернативная интерпретация
- Техника 2. Рациональные убеждения
- Техника 3. Утилитарные доводы
- Техника 4. Деперсонализация я
- Метод 6. Ресинтез прошлого Техника 1. Ресинтез критических жизненных событий
- Техника 2. Ресинтез жизненных ориентиров
- Техника 3. Ресинтез ранних воспоминаний
- Техника 4. Ресинтез семейных убеждений
- 3.1.1. Убийства и причинение тяжкого вреда здоровью
- 3.1.2. Хулиганство
- 3.1.3. Кражи
- 3.1.4. Мошенничество
- 3.1.5. Разбой, грабеж, вымогательство
- 3.2. Виктимология терроризма
- 3.2.1. Психология террористов
- 3.2.2. Психология взаимодействия террористов с заложниками
- 3.2.3. Психология заложников
- 3.2.4. Психология ведения переговоров с террористами
- 3.3. Кризисное консультирование и психотерапия
- 3.3.1. Экстренная психологическая помощь
- 3.3.2. Кризисная интервенция
- Техники кризисной интервенции: психологический дебрифинг
- Часть I – проработка основных чувств и измерение интенсивности стресса;
- Часть II – детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;
- Часть III – мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.
- 3.3.3. Психотерапия посттравматического стрессового расстройства (птср)
- 3.3.3.1. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движения глаз (дпдг)
- 3.3.3.2. Ослабление травматического инцидента (оти)
- Процедура оти
- 3.3.3.3. Нейролингвистическое программирование (нлп)
- Техники
- Техники «нс – жс»
- Техники якорения
- Техники работы с субмодальностями
- Техники рефрейминга
- Базовая техника «Линия времени»
- Рефрейминг
- Универсальные техники
- Глава 4 Виктимология насилия
- 4.1. Насилие над детьми
- Эмоциональное насилие
- Психологическое насилие
- Физическое насилие
- Сексуальное насилие
- Последствия насилия у детей
- 4.2. Домашнее (семейное) насилие
- 4.3. Изнасилование
- 4.4. Насилие в школе
- 4.5. Моббинг
- 4.6. Консультирование и психотерапия жертв насилия
- 4.6.1. Консультирование детей – жертв насилия
- 4.6.2. Консультирование жертв сексуального насилия
- Тест на склонность быть жертвой изнасилования
- 4.6.3. Консультирование жертв семейного насилия
- Техника «Письмо»
- Техника «Телефонный разговор»
- Техника «Пустой стул»
- Техника «Возврат во времени»
- Техника «Шаг в будущее»
- 4.6.4. Групповая терапия с женщинами – жертвами насилия
- Техника «Моя жизнь»
- Техника «Автопортрет»
- Техника «Мой герб»
- 4.6.5. Тренинг позитивного восприятия себя и ассертивного поведения
- Блок 1. Право уважительного отношения к себе
- Блок 2. Право иметь свои чувства и мнения и выражать их
- Блок 3. Право быть выслушанной и воспринятой всерьез
- Блок 4. Право устанавливать свои приоритеты
- Блок 5. Право сказать «нет» без чувства вины
- Блок 6. Право просить, чего ты хочешь
- Блок 7. Право получать то, за что ты заплатила
- Блок 8. Право получать информацию
- Блок 9. Право делать ошибки
- Блок 10. Право не пользоваться биллем о правах
- 4.6.6. Групповая терапия с детьми
- 4.6.7. Тренинг саморазвития (для младших подростков)
- Занятие 1. «Куда же нам плыть?»
- Занятие 2. «Знакомство»
- II часть
- III часть
- IV часть
- V часть
- Занятие 3. «Что такое эмоции»
- Занятие 4. «о пользе и вреде эмоций»
- Занятие 5. «Эмоции правят мною или я ими»
- Занятие 6. «в поисках достойных путей выражения чувств»
- Занятие 7. «Трудности взаимопонимания»
- Занятие 8. «Можно ли научиться изменять свое состояние?»
- Эмоциональный термометр Занятие 9. «Во мне живут семь я»
- I часть
- II часть
- III часть
- IV часть
- 4.6.8. Тренинг самоопределения (для старших школьников)
- Занятия 1 и 2
- Окно Джогари
- Занятие 3
- Занятие 4
- Занятие 5
- Занятие 6
- Занятия 7 и 8
- 4.6.9. Консультирование в ситуации моббинга
- Глава 5 Виктимология аддиктивного поведения
- 5.1. Аддиктивное поведение: концепции и модели
- 5.2. Деструктивные культы
- 1. Характер лидерства:
- 2. Характер и структура доктрины:
- 3. Характер создания и поддержания членства в группе:
- 5.3. Наркомания
- 5.4. Алкогольная зависимость
- 5.5. Компьютерная зависимость
- 5.6. Игровая зависимость
- 5.7. Нарушения пищевого поведения
- 5.8. Созависимость
- 5.9. Консультирование и психотерапия зависимостей
- 5.9.1. Консультирование участника деструктивного культа
- 5.9.2. Консультирование и психотерапия при наркомании
- 5.9.3. Консультирование и психотерапия при алкоголизме
- 5.9.4. Консультирование при компьютерной зависимости
- 5.9.5. Консультирование при игровой зависимости
- 5.9.6. Консультирование при нарушениях пищевого поведения
- 5.9.7. Консультирование и психотерапия при созависимости
- 5.10. Метод сказкотерапии в психотерапии зависимости
- Некоторые вспомогательные техники
- Примеры психотерапевтических сказок
- Список использованной и рекомендуемой литературы