26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
Потребность - это более или менее осознание специфического дефицита вещественного и информационного обмена между субъектом и средой. Голод, жажда, незнание, чувство униженности, усталость, одиночество – примеры переживания некоторых потребностей. Жизнь в значительной мере представляет собой процесс удовлетворения потребностей.
Важная характеристика потребностей - их динамика, т.е. способность изменять свою напряженность: актуализироваться, угасать и воспроизводиться вновь.
Основные биологические потребности: потребности в пище, воде, половая потребность, потребность в уходе за детьми, в кислороде, отдыхе и сне, активности, безопасности, агрессии.
Потребности делятся на потребности первого порядка (сами потребности) и потребности второго порядка (являются для удовлетворения потребностей первого порядка); базовые (пища) и надстроечные (социальные). Базовые потребности человека отличаются от базовых потребностей животных.
Потребность становится мотивом соответствующего поведения: потребления, деятельности, общения.
Мотивы соотносятся с целями.
Цель – сформированное в сознании человека представление о результате будущей деятельности и пути ее реализации, побуждающее к ее началу, продолжению и завершению. Схема формирования деятельности: Потребность - Мотив - Цель - Деятельность. Цели всегда осознаются. Мотивы же осознаются далеко не всегда. Мотивы бывают осознаваемыми и неосознаваемыми. До определенного возраста почти все мотивы неосознаваемы.
Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий. Одно и то же действие может побуждаться разными мотивами. Действие конкретного человека обычно побуждается несколькими мотивами, так называемая полимотивированность.
Мотивация человека отличается от мотивации животных по следующим параметрам:
- имеет социальное происхождение: отвечает нуждам общества, исторична, изменчива,
- опосредована интеллектом, речью, сознанием;
- направлена на отдаленные цели;
- имеет иерархический характер;
- полимотивированна (жизнь регулируется набором мотивов).
Результатом соотнесения мотивов результатов деятельности являются эмоции.
- 1. Психология как наука
- 2. Методы психологии.
- 4. Бихевиоризм.
- 52.Общение. Основные функции и стороны процесса общения.
- 5. Глубинная Психология.
- 7. Вершинная психология( Гуманистич)
- 9. Сознание и деятельность.
- 11. Бодрствующее сознание, сон, изменённые состояния с.
- 12. Психические процессы, состояния и свойства в структуре психики.
- 13. Восприятие.
- 14. Ощущения. Виды ощущений.
- 15. Внимание. Качества внимания.
- 16. Формирование и развитие качеств внимания в процессе воспитания и самовоспитания.
- 17. Память. Виды памяти.
- 18. Формирование и развитие памяти в процессе воспитания и самовоспитания. Факторы, определяющие свободу воспроизведения сохранённой информации.
- 19. Мышление. Операциональные компоненты мышления. Типы мышления.
- 20. Стадии развития мышления в онтогенезе.
- 21. Воображение. Творческое и репродуктивное мышление.
- 22. Интеллектуальные свойства индивида. Индивидуальные интеллектуальные стили.
- 23. Эмоции в сфере психики. Виды эмоциональных состояний.
- 24. Эмоции и чувства. Развитие эмоциональн сферы индивида. Воспитание чувств.
- 25. Фрустрация. Стресс. Депрессия.
- 26. Мотивационная сфера психики. Потребности. Мотивы. Цели.
- 27. Волевая регуляция психических процессов и деятельности. Функции воли. Стадии волевого процесса.
- 28. Темперамент. Типы темперамента.
- 29. Характер. Акцентуация характера.
- 30.Экстраверсия и интроверсия как типологич. Хар-ки психики.
- 31. Учение о психологических типах Юнга.
- 34.Психоаналитическая концепция личности.
- 35.Самосознание. Самооценка.Я-концепция.
- 36.Возрастные периоды развития и кризисы идентичности.
- 37.Ответственность.Формирование локуса контроля.
- 38. Интересы, ценности и личностные смыслы.
- 40. Развитие личности ребёнка в младшей школе и задачи педагогики.
- 42. Развитие личности взрослого человека, внешние педагогические воздействия и самовоспитание.
- 43. Самоактуализирующаяся личность.
- 44. Группа. Виды групп.
- 45. Малая группа.
- 46. Лидерство. Основные подходы к изучению лидерства.
- 47. Лидерство. Стили лидерства.
- 48. Развитие группы. Групповая сплочённость.
- 49. Конформность как групповой феномен.
- 54.Вербал и невербальная коммуникация.
- 56. Интерактивная сторона общения. Концепция интеракция (э.Берна и др.)
- 57. Межличностный конфликт. Стратегии поведения в конфликтн ситуации.
- 58. Воспитание как педагогический процесс.
- 59. Образование как соц феномен и педагогич процесс.
- 60.Обучение как педагогический процесс. Единство образования, воспитания и обучения.
- 61. Психология таможенного коллектива
- 62. Особенности общения таможенного специалиста с подконтрольными лицами.