§ 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
Одной из существенных особенностей человека является активность. В основе активности лежат потребности и мотивы.
Формирование и развитие личности – это в известной степени процесс развития его потребностно-мотивационной сферы.
Под потребностью в психологии понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо. Нужда может выражаться в состояниях физического или психического дискомфорта, которые возникают у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Данные нарушения вызывают у человека стремление действовать, для того, чтобы как можно быстрее устранить возникший дисбаланс.
По мере удовлетворения та или иная потребность перестает существовать, и состояние дискомфорта исчезает. Однако следует помнить, что человек может предвидеть возникновение той или иной потребности и как бы заранее создавать условия для ее удовлетворения1. Исходя из этого, можно выделить потребности потенциальные и реальные, т.е. актуализированные (см. рис. 5).
Актуализированная потребность вызывает определенное психологическое состояние – мотивацию. Мотивация – это побуждения, вызывающие активность человека и определяющие направленность его побуждения и деятельности.
Рис. 5. Потребности и мотивы: структура и взаимосвязь.
В качестве мотивов могут выступать установки, интересы, желания, влечения, идеалы и т.п. психологические характеристики1.
Сущность влияния мотивов на любую деятельность (в том числе и профессиональную) состоит в том, что они «запускают» и «направляют» поведенческую активность людей. Без мотивов поведения профессиональная деятельность сотрудников не может осуществляться, т.к. лишается своей энергетической основы.
Активизация у сотрудников мотивов повышает результативность их оперативно-служебной деятельности, ведет к более успешному осуществлению своих обязанностей.
Возникновение стремления сотрудников к активности в профессиональной деятельности обусловливается двумя группами мотивационных факторов:
1) разнообразными личными потребностями;
2) воздействием совокупности позитивных мотивов на их поведение на службе.
Потребности, способные стимулировать трудовую деятельность сотрудников органов внутренних дел, весьма многочисленны. Это и потребности, оказывающие специфическое влияние на поведение конкретного человека1:
физиологические потребности, т.е. жизненно необходимые (потребность в воздухе, потребности в пище, тепле, одежде, жилище и др.);
потребности в безопасности (защищенность от неустроенности, от неблагоприятных воздействий и др.);
потребности в социальных связях, иными словами – в общении (контакты с другими людьми, психологическая близость с некоторыми из них – дружба и др.).
потребности в познании и самопознании (познание окружающего мира через науку, искусство, собственный социальный, профессиональный и другой опыт и др.);
потребности в самовыражении (самоактуализации) и самооценке (реальные достижения, понимание себя, оценка проделанного).
Следует назвать и потребности, выделенные К. Обуховским2 в отдельную группу: потребности в смысле жизни (в определении, понимании и реализации своего жизненного назначения, в выборе призвания, в установлении принципов, целей, средств жизнедеятельности).
При осуществлении воспитательного воздействия на личный состав органов внутренних дел необходимо учитывать, что потребности сотрудников могут отличаться: а) содержанием (чего не хватает сотруднику, в чем он испытывает нужду в данный момент или в будущем); б) силой (какова значимость для данного сотрудника конкретной потребности и насколько он стремится ее реализовать); в) величиной (какие физические и духовные усилия требуются для ее удовлетворения).
Если в системе управления удается создать такие условия профессиональной деятельности сотрудников, в которых наиболее полно удовлетворяются разнообразные по содержанию, силе и величине их потребности, то отдача от деятельности таких сотрудников заметно возрастает. В органах внутренних дел сегодня имеются весьма значительные возможности для повышения служебной активности сотрудников с помощью позитивных методов поведения. Последние существенно влияют на формы активности сотрудников. К ним, прежде всего, относятся ценности, профессиональные интересы, субъективные отношения личности, которые способны принимать положительное значение. В процессе проведения воспитательной работы руководителям, воспитателям, другим субъектам воспитательного воздействия необходимо принимать исчерпывающие меры по их активизации.
Не является секретом, что степень приверженности к таким ценностям, как профессионализм, авторитет на службе, личное благополучие и т.п. способна по-разному побуждать у сотрудников их профессиональные стремления.
Это же касается и субъективных отношений личности сотрудника. Так, в зависимости от того, как он относится к борьбе с преступностью, как ведет себя с гражданами, как относится к выполнению профессионального долга и т. п., формируются мотивы выполнения оперативно-служебных задач, непосредственных функциональных обязанностей.
На характер субъективных интересов личности сотрудника существенное влияние оказывают наличие или отсутствие его профессиональных интересов (повышение образовательного уровня, совершенствование профессиональных знаний, навыков и умений, стремление карьерного роста и т. п.).
Повышение эффективности оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел на основе позитивных мотивов поведения происходит при помощи разнообразных средств мотивирования личного состава.
- Оглавление
- Предисловие
- § 1. Модель системы воспитательной работы с личным составом и особенности ее функционирования
- § 2. Проблемы организации воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- Глава 2. Руководитель органа внутренних дел – организатор воспитательной работы с личным составом § 1. Организационно-педагогическая функция руководителя органа внутренних дел
- § 2. Формирование педагогического имиджа руководителя
- § 3. Организация «педагогической команды»
- § 4. Педагогический менеджмент руководителя
- Глава 3. Научные основы воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Основы педагогической теории воспитания
- § 2. Методы воспитания сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Милицейская деонтология как средство профилактики нарушений сотрудниками прав человека в служебной деятельности
- Глава 5. Патриотическое воспитание личного состава на боевых и трудовых традициях органов внутренних дел
- § 2. Эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел
- § 3. Служебный этикет как проявление нравственно-эстетической культуры сотрудника
- § 4. Профессионально-нравственные проблемы и специфика милицейской службы
- § 5. Этические кодексы как нравственная основа профессиональной деятельности: опыт проблемного анализа
- Глава 7. Информационно-пропагандистское обеспечение деятельности органов внутренних дел
- Глава 8. Деятельность руководителей органов внутренних дел по обеспечению дисциплины, законности и профилактике правонарушений среди личного состава
- Глава 9. Социальная работа с членами семей погибших сотрудников и инвалидами вследствие военной травмы
- § 2. Общая характеристика системы морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава органов внутренних дел
- § 3. Организация морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности
- Глава 11. Зарубежный опыт воспитания сотрудников полиции (милиции) и пути его использования в работе с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Понятие воспитания в зарубежной юридической педагогике
- § 2. Политико-правовые, социально-экономические и психолого-педагогические факторы, обусловливающие современные концепции воспитания полицейских
- § 3. Пути использования зарубежного опыта воспитания полицейских в органах внутренних дел
- § 1. Мотивы поведения и их роль в профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел
- § 2. Применение средств мотивирования профессиональной деятельности сотрудников милиции
- Глава 13. Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками органов внутренних дел
- § 1. Понятие индивидуальной воспитательной работы и ее значение в работе с кадрами
- § 2. Система индивидуальной воспитательной работы
- Требования к индивидуальной воспитательной работе
- § 3. Основные формы и методы индивидуальной воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 4. Организационно-правовое обеспечение индивидуальной воспитательной работы
- § 5. Контроль состояния и оценка результативности индивидуальной воспитательной работы
- Глава 14. Организация планирования воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел
- § 1. Планирование и организация как функции управления
- § 2. Планирование воспитательной работы с личным составом органа (подразделения) внутренних дел
- Глава 15. Служебные ритуалы в органах внутренних дел, методика их подготовки и проведения
- § 1. Понятие ритуала и его значение в работе с кадрами
- § 2. Организация подготовки и проведения ритуала
- § 3. Методика проведения отдельных ритуалов
- Глава 16. Роль общественной организации ветеранов органов внутренних дел в воспитании личного состава
- § 2. Анализ практики использования средств массовой информации в воспитании сотрудников
- § 3. Педагогические аспекты общественных связей органов внутренних дел со средствами массовой информации
- Глава 18. Взаимодействие воспитательных аппаратов органов внутренних дел с представителями традиционных конфессий в интересах воспитательной работы с личным составом
- § 2. Педагогическое обеспечение соблюдения прав человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел
- Глава 20. Риторическая культура организатора воспитательной работы в органах внутренних дел § 1. Культура речи организатора воспитательной работы в органах внутренних дел
- § 2. Основные риторические правила
- § 3. Совершенствование культуры речи
- Особенности применения методов совершенствования культуры речи
- Глава 22. Формирование благоприятного морально-психологического климата в служебном коллективе
- Глава 23. Оценка психологического потенциала личности сотрудника в работе с резервом кадров на выдвижение в органах внутренних дел
- § 1. Методики оценки психологического потенциала личности сотрудника органов внутренних дел
- Шкалы опросника (срi) и их интерпретация
- Типо-уровневая интерпретация результатов обследования
- Показатели, рассчитываемые на основе первичных шкал Калифорнийского опросника
- Основания рекомендательного заключения психолога
- § 2. Оценка интеллектуальных качеств и особенностей мышления
- Нормативные значения показателей интеллектуального потенциала
- Глава 24. Психолого-педагогические основы профилактики профессиональной деформации личности сотрудника органов внутренних дел § 1. Сущность и проявления профессиональной деформации
- § 2. Причины развития профессиональной деформации
- § 3. Система работы по профилактике и преодолению профессиональной деформации
- § 4. Контрпедагогика в системе профилактики и преодоления профессиональной деформации
- Глава 25. Психологическая профилактика деструктивного поведения у сотрудников органов внутренних дел
- Глава 26. Психология саморазвития личности руководителя подразделения по организации воспитательной работы в органах внутренних дел
- Библиографический список литературы
- Пояснительная записка к плану морально-психологического обеспечения специальной операции
- 1.2. Задачи мпо:
- 2. Справка о морально-психологической обстановке
- 3. Состав группировки сил и средств мпо
- 4. Расчет сил и средств мпо по элементам оперативного построения
- 5. Расстановка сотрудников аппарата по работе с личным составом
- 6. Таблица взаимодействия по мпо
- 7. Схема организации радиосвязи в интересах мпо
- 8. Расчет районов активного информационно-психологического противоборства
- 9. Расчет вероятных психогенных потерь
- 10. График разработки и представления документов по мпо
- Примерная программа изучения особенностей личности сотрудника
- I. Жизненный опыт
- II. Особенности физического развития
- III. Направленность, мотивы поведения сотрудника,
- IV. Темперамент и эмоциональные особенности
- V. Характер сотрудника