8.2. Метод тестирования в этнопсихологии
Одним из наиболее широко распространенных в этнопсихологии диагностических методов является метод опроса. Наиболее популярным видом опроса является тест.
Тест характеризуется тем, что предполагает стандартизированную, жестко регламентированную процедуру сбора данных, их обработку и интерпретацию. Тесты широко используют в этнопсихологии, так как они позволяют изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их поведению, психологическим качествам, процессам и состояниям.
Существуют три основных типа тестов. Это тесты-опросники, тесты-задания и проективные тесты.
Материалом тестов-опросников является набор заранее отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности утверждений. По ответам испытуемых исследователи судят о наличии (или отсутствии) и степни выраженности тех или иных психологических характеристик. Использование тестов-опросников в кросскультурных исследованиях осложняется трудностями, связанными с необходимостью перевода вопросов, адаптацией их к условиям данной культуры, неизбежностью рестандартизации, что в конечном итоге вызывает новую проблему – проблему идентичности исходного материала, необходимой для правомерности сравнительного анализа. Учитывая все эти нюансы, предпочтение в кросскультурных исследованиях отдается другим – невербальным – типам тестов.
Тест-задание предполагает возможность определения психологических качеств людей не на базе того, что они говорят (как в тестах-опросниках), а на основании того, что и как они делают. В тестах этого типа человеку предлагается серия специально подобранных заданий, направленных на выявление и содержательную характеристику тех психологических особенностей, которые подлежали определению. Примером кросскультурного использования таких тестов является тест-лабиринт для исследования интеллектуальных способностей.
Общим недостатком как тестов-опросников, так и тестов-заданий является их «прозрачность» и вытекающая из этого возможность произвольно влиять на свои результаты: сознательно или бессознательно улучшать, ухудшать или искажать свои показатели-характеристики. Поэтому более предпочтительными являются проективные тесты.
В основе проективных тестов лежит механизм проекции – способность человека воспринимать окружающих и различные ситуации сквозь призму тех проблем, которые волнуют его самого, и приписывать другим людям (проецировать) те положительные или отрицательные качества, которые сам испытуемый может в себе осознавать (а может и не осознавать). При использовании проективных тестов испытуемых вводят в неопределенную, многозначную, неструктурированную ситуацию и выясняют, какие качества и свойства они приписывают задействованным в ней героям, объектам, явлениям. Такими ситуациями могут быть, например, завершение неоконченных предложений, ассоциации, возникающие при восприятии набора черно-белых и цветных пятен, отыскание смысла в сюжетно-неопределенных картинках и т.п. По ответам испытуемых судят об особенностях их личности. Однако тесты данного типа, в отличие от рассмотренных выше, предъявляют более высокие требования к уровню интеллектуального развития испытуемых, и к профессионализму и опыту самого исследователя, например, работа с тестами Розенцвейга и Роршаха.
Кросскультурные исследования с помощью проективных тестов начались с изучения особенностей восприятия серии чернильных пятен теста Роршаха в разных культурах. Несмотря на определенные методологические трудности, использование проективных тестов для кросскультурных исследований личности во второй половине ХХ века было очень популярным. Однако по мере накопления опыта исследователи начали отмечать, что использование проективных тестов в кросскультурных исследованиях имеет ряд недостатков, а именно:
субъективизм при интерпретации данных, выделение личностных особенностей не столько по результатам тестов, сколько на основе собственных представлений и знаний о данной культуре;
методы обработки и интерпретации, разработанные при изучении образованных американцев и европейцев, часто некритично использовались при исследовании других, совершенно непохожих на них культур, что также искажало результаты;
полученные в результате исследований усредненные профили личности часто трактовались как репрезентирующие «модальную» личность; в то же время обнаруженные в исследованиях существенные индивидуальные различия заведомо игнорировались.
И хотя использование проективных методов в кросскультурных исследованиях продолжается, однако масштабность их применения уменьшилась.
- Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение
- Раздел 1. Рабочая учебная программа дисциплины
- 10. Рекомендуемая литература ………………………………………………18
- 1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины
- 1.4. Перечень и объем инновационных методов образования по дисциплине
- 1.5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов
- 1.6. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего и итогового контроля знаний по дисциплине
- 1.7. Учебно-тематический план дисциплины
- 1.8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий Темы лекционного курса:
- Тема 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.9. Семинарские и практические занятия
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.10. Рекомендуемая литература
- 1.11.Глоссарий
- Раздел II. Материалы для самостоятельной работы
- 1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (занятию)
- Тема 1. Основные категории, определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 2. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы
- 3.Дополнительные материалы приложения
- III.1. Информация о порядке контроля качества знаний по дисциплине
- III.1.1. Материалы по текущему контролю успеваемости
- III.1.2. Материалы по рубежному контролю успеваемости
- III.1.3. Материалы по промежуточной аттестации
- Санкт-Петербургский Государственный Институт
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие 145
- Раздел II. Методические указания для студентов
- Раздел III. Темы лекционного курса «Этническая психология» Глава 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- 1.1. Объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук.
- 1.2. Этносы: племена, народы, нации. Обособленные этнические группы.
- 1.3. Этногенез, пассионарная теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 1.4. Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация).
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 2. История этнической психологии
- 2.2. Современное развитие этнопсихологии на Западе и в России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- 3.1. Понятие национального характера, феномен этноцентризма.
- 3.2. Основные детерминанты этнического поведения (диспозиции, стереотипы, экспектации). Этническое сходство и этнические различия, как признаки этнического развития.
- 3.3. Особенности миграции в России. Мотивация миграционного поведения. Эмиграция как проблема развития России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- 4.1. Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характера.
- 4.2.Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде. Особенности развития детей-билингвов.
- 4.3Утрата этнической идентичности в условиях глобализма.
- 4.4.Элементы структуры социальной психологии этнической группы (ценности, обычаи и традиции, социальная активность, сплоченность, обособленность, толерантность и т.Д.).
- 4.5.Понятие диаспоры. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие
- 5.1.Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- 6.1.Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов.
- 6.2.Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма.
- 6.3. Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии.
- 6.4.Экспансия как форма этнического развития.
- 6.5.Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 7. Классификация методов исследования в этнопсихологии
- 7.1. Общие проблемы практической этнопсихологии
- 7.2. Методологические принципы практического исследования в этнической психологии
- 7.3. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 8. Обсервационные и диагностические методы
- 8.1. Метод наблюдения в этнопсихологии
- 8.2. Метод тестирования в этнопсихологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 9. Социологические и экспериментальные методы
- 9.1. Опросные методы в этнической психологии
- 9.2. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 10. Биографические и праксиметрические методы
- 10.1. Анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных в этнической психологии
- 10.2. Анализ материальной составляющей культуры и искусства в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Раздел IV. Глоссарий
- Раздел 5. База контрольно-измерительных материалов (ким)