logo
Этнопсихология_УМК

9.1. Опросные методы в этнической психологии

Наиболее распространенным социологическим методом исследования в этнопсихологии является метод опроса. При этом он может использоваться и как основной метод исследования, и как дополнительный в комплексе с другими методами. В последние годы в литературе все чаще ставиться вопрос о том, чтобы метод опроса рассматривался как обязательный компонент программы этнопсихологического исследования, поскольку он, как ни один другой метод, позволяет быстро и удобно выявить наиболее значимые контекстуальные характеристики проводимого исследования.

Метод опроса характеризуется тем, что испытуемый должен ответить на ряд задаваемых ему вопросов. При этом форма опроса может быть различной – устной или письменной, свободной или стандартизированной, индивидуальной или групповой, очной или заочной. Рассмотрим эти формы подробнее.

Устный опрос осуществляется с помощью беседы или интервью. Он применяется в тех случаях, когда для исследования важен не только ответ на заданный вопрос, но и реакции, которыми он сопровождался, тон, поза, интонация, жестикуляция и прочие невербальные компоненты коммуникации. Индивидуальны контакт во время устного опроса позволяет глубже проникнуть в психологическое состояние испытуемого, однако данная форма опроса занимает много времени и требует наличия у исследователя специальных навыков.

Наиболее распространенным видом письменного опроса является анкета. Поскольку анкетирование сожжет проводиться не только индивидуально, но и в группах, эта форма дает возможность опросить большое количество респондентов, что крайне важно для этнопсихологических исследований; поэтому письменный опрос встречается чаще, чем устный.

И устный и письменный опросы могут существовать в свободной или в стандартизированной форме. Различие между ними – в степени свободы, предоставляемой экспериментатору при проведении опроса. Понятно, что при стандартизированном опросе исследователь более ограничен в своих возможностях: он не имеет права произвольно изменять ни содержание вопросов, ни их последовательность. Однако именно благодаря однотипности вопросов результаты подобных исследований легче поддаются обработке и интерпретации.

Степень свободы испытуемых при ответах на вопросы также может варьировать. Она имеет следующие вариации: 1) открытый опрос – когда опрашиваемый отвечает в свободной форме; 2) закрытый опрос – когда все возможные варианты ответов составлены заранее и приведены в опроснике, задача испытуемого сводится только к выбору нужного (нужных) вариантов; 3) полузакрытый опрос – когда комбинируются черты предыдущих вариаций.

В зависимости от способа общения исследователя с опрашиваемым различают также очные опросы, которые реализуются в форме непосредственного контакта, и заочные, где непосредственный контакт не предусмотрен.

Особенностью метода опроса является то, что источник информации для исследователя – словесное высказывание опрашиваемого. В связи с этим продолжает оставаться актуальной проблема достоверности и надежности полученных результатов – ведь реальное поведение и вербальные высказывания о нем у опрашиваемого часто могут не совпадать. В какой-то мере эта проблема снимается повышением уровня доверия испытуемого к экспериментатору и повышением степени его информированности о сути заданного вопроса: чем осведомленнее и искреннее будет опрашиваемый, тем выше достоверность получаемой информации. Этот момент необходимо учитывать при проведении опроса, однако даже максимальные доверие и информированность не дают гарантии достоверности ввиду неравнозначности вербальных ответов ирреального поведения.