logo

Глава 2 Оценки, определения и привязанности ума

Прежде чем мы приступим к подробному исследованию темы данной главы, я хотел бы отметить, что в Приложении III приводятся примеры возможных ограничений, которые у вас могут возникнуть в ходе чтения книги. К ним даны примеры новых мыслей. Порядок работы и с теми и с другими определяйте сами. Как всегда, самостоятельное составление ограничений и новых мыслей особо приветствуется. Ну а теперь давайте перейдем к нашей теме.

Когда вы начнете знакомиться с тем, как работает ум и какие мысли он порождает, то увидите, что каждая из них представляет собой какое-нибудь определение — вещей, событий, людей, — которое, в свою очередь, несет в себе какую-нибудь оценку — плохо или хорошо, добро или зло. Например, определение «мне дали деньги» вы могли бы оценить как хорошо; «меня обманули», — плохо; «завтра я поеду за город», — хорошо. Таким образом, вы сопровождаете каждую мысль оценкой.

То, чему вы присваиваете оценку «хорошо», вы склонны еще и еще раз переживать, потому что это доставляет вам удовольствие, и вы избегаете того, чему присвоили оценку «плохо», чтобы не сталкиваться с болью. Так вы формируете свою личность. Наша личность, наше «я» состоит из бесконечного множества определений и присвоенных им оценок по принципу «да — нет», «хорошо — плохо».

Вообще процесс присваивания оценок напоминает мне акт наложения заклятия. К этому месту или человеку мы уже не подойдем или вовсе не будем замечать, — нет его! — если присвоили оценку «плохо». Это состояние передается нашим близким и друзьям — либо мы им говорим об этом, либо они сами считывают эту оценку с нас. Все работает точно так же, когда мы присваиваем оценку «хорошо». То есть с помощью оценок мы запечатываем или держим открытыми для доступа определенные области нашей жизни и людей.

Но знаете, что интересно? Практически всегда, когда у вас возникают проблемы, их решение лежит именно в местах, которые вы запечатали. В общем-то, это не удивительно. Если Внешнее Равно Внутреннему, тогда все происходит именно таким образом. Если вы чего-то боитесь или избегаете, этот страх — а страх — это плохо! — начинает порождать проблемы. Чтобы решить их, надо обнаружить страх и пойти в него (как обнаруживать страхи, мы с вами уже говорили, — по внешним знакам). Следовательно, пока вы запечатываете что-то, присваиваете негативную оценку, проблемы будут только множиться.

То же самое происходит и в отношении людей. Например, если вы не любите ходить по инстанциям, не любите встречаться с чиновниками, вы будете создавать ситуации, когда вам надо будет проделывать это снова и снова, пока вы не преодолеете негативную оценку этих людей. И на жизненном пути вы постоянно будете встречаться с одним и тем же типом людей, пока не преодолеете неприязнь к ним. Почему такое происходит? Потому, что мы запрограммированы на то, чтобы преодолевать двойственное восприятие мира и соединяться в единое целое.

Один бизнесмен рассказал мне поучительную историю. Он с компаньоном, что называется, «попал» на большую сумму. Их деньги ушли в фирму, которая как бы существует и как бы не существует. Директора ее невозможно поймать, а если это случается, то он говорит, что денег у него, естественно, нет и, когда будут, неизвестно. По оценкам знающих людей, это был «глухой вариант».

Они начали прослеживать цепочку, по которой их средства попали в фирму, и, в конце концов, обнаружили человека, который непосредственно передал эти деньги. Компаньон бизнесмена вспомнил, что пару лет назад он поступил с этим человеком несправедливо. Это было давно, да и инцидент был не столь значителен, но присвоенной компаньоном оценки хватило, чтобы создать проблему в его жизни. Когда они поняли все это и вместе разобрались, в чем дело, директор фирмы, в которую были вложены их средства, неожиданно объявился сам. Деньги были возвращены.

Решение ваших проблем лежит в той области, которую вы запечатали. Решение ваших проблем кроется в тех людях, о которых вы постарались забыть, потому что присвоили им и их действиям оценку «плохо». Это справедливо относительно и тех людей, с которыми вы встречаетесь и которые, по вашему мнению, ведут себя плохо. Если вы освободитесь от этой оценки (при этом необязательно присваивать здесь оценку «хорошо»), тогда проблемы начнут исчезать из вашей жизни.

С помощью оценок мы запечатываем не только какие-то происшедшие с нами события, о которых мы не хотим вспоминать, но и целые области своей жизни. Многие люди не помнят детства и даже юности, а иногда умудряются забывать даже то, что произошло с ними пару минут назад.

Поняв, что значит не оценивать, принимать вещи такими, какие они есть, вы научитесь вскрывать свою память и встречать лицом к лицу боль и страхи, которые в вас живут, а далее все очень просто — надо дать им течь, отпустить их. Жизнь тогда станет приобретать ясность и новизну, и вы все меньше будете встречать препятствий на своем пути.

Склонность определять, а затем присваивать оценки происходит из дуальной природы ума, далее ум привязывается к ним и оперирует уже только ими. И наше «я» чувствует себя в безопасности. Ум по природе обладает склонностью цепляться за все, что порождает или что пробегает мимо, — за мысли, шаблоны мыслей и поведения (мы называем их привычками) и за присвоенные оценки. Это называется привязанностями ума и является его неотъемлемой чертой. С этой чертой необходимо разбираться, потому что, пока мы привязываемся, ни о какой свободе не может быть и речи — мы все время будем в плену определений и оценок. Следовательно, необходимо овладевать состоянием непривязанности. И сразу же возникает к вам вопрос:

Как не привязываться к своим мыслям?

Научитесь видеть, как вы определяете и порождаете ассоциативные цепочки. Допустим, к вам в руки попалась какая-то незнакомая вам вещь. Вы долго к ней присматриваетесь, исследуете ее, пока не скажете: «Я назову ее так-то, и она будет служить мне для того-то». Вы определили ее, назвали, и теперь, что бы ни случилось, при малейшем взгляде на нее, при воспоминании о ней у вас в уме будут возникать ее название и функции, для которых она предназначена. В других случаях вас знакомят с вещами, называя и описывая их функции, и все это вы запоминаете.

Ассоциативные цепочки рождаются по мере того, как вы общаетесь с вещами и понятиями. Это ассоциации, которые они у вас вызывают. Например, при слове «яблоко» у вас будут возникать ассоциации типа: «Аромат, базар, юг, Крым, море, пляж». Это и есть ассоциативная цепочка — когда одно понятие или слово вытягивает за собой следующее или когда поднимается вся информация, связанная с каким-то понятием, явлением или вещью. По сути дела, ассоциативные цепочки — это определения.

Когда-то очень давно я работал в одном институте и вместе со мной работал один человек, который страшно страдал остеохандрозом. Приступы случались примерно раз в полгода, но болезнь его скручивала так, что он пошевелиться не мог. В промежутках между приступами он занимался зарядкой, подтягивался на турнике, короче, делал все необходимое, чтобы как-то вылечиться, но ничего не помогало.

Все это происходило на моих глазах, и я подробно выспрашивал у него и у других, что такое остеохандроз.

Одновременно с этим у меня стало побаливать в районе шеи. Я тогда занимался йоговскими упражнениями, поэтому предположил, что боль, может быть, вызвана тем, что я слишком сильно потянулся.

Жизнь текла своим чередом, пока в один прекрасный день, когда у меня опять заболело в области шеи, я вдруг не подумал: «Слушай, так это у тебя остеохондроз!» И тут меня так вдарило! Мало мне не показалось. Я неделю не мог пошевелиться и еле-еле выкарабкался из этого состояния. Название и все имеющиеся в наличии ассоциации сработали на всю мощь.

С одной стороны, безопасно жить, когда определяешь, а с другой — мы все время попадаем в ловушку определений. С тех пор я предпочитаю иметь дело с болью, а не с названиями и определениями, а если и приходит на ум какое-то название болезни, то оно скользит по поверхности и уходит. Я не позволяю ему задерживаться. Я распространил этот опыт и на другие сферы жизни, и жить стало намного легче и спокойнее.

Как только вы говорите себе «проблема», у вас в подсознании сразу же срабатывает значение этого слова, поднимаются ассоциативные цепочки, и вы действительно имеете дело с проблемой. Как только вы говорите себе «препятствие», сразу начинает действовать накопленный целыми поколениями банк информации, и вы имеете дело с настоящими препятствиями, которые становится трудно преодолевать, с которыми надо бороться и проделывать прочую чепуху.

Имейте дело с тем, что есть, не определяя то, что находится перед вами, тогда вы будете не бороться, а просто разрешать стоящие перед вами ситуации и иметь дело с процессом жизни.

Как только вы говорите себе «трудно», «тяжело» или «плохо», вам сразу же становится трудно, тяжело и плохо, потому что мы прекрасно усвоили значение этих слов и много раз прочувствовали его на себе. Когда мы не определяем и не оцениваем, мы не даем действовать информации из подсознания, определяющей все, что связано с данным словом и вызываемыми им ассоциациями. Тогда вы эффективны в своих действиях, тогда вам легко и свободно, и происходящее с вами вы воспринимаете не как наказание, а как очередную ситуацию, через которую надо пройти.

Когда ум постоянно что-то определяет, приклеивает ярлыки, оценивает, строит ассоциации, какие-то предположения и прочее, это называется болтовней ума. Это свойство ума — ни минуты не оставаться в покое. Следовательно, одним из этапов к овладению непривязанностью является прекратить болтовню ума, научиться смотреть, не вмешиваясь, не кичась положением и не выставляя себя напоказ, и слушать, не перебивая и не стремясь показать, что вы умны и тоже знаете, о чем идет речь.

Учитесь давать вещам происходить.

Однажды одна женщина рассказала такую историю. Ее уже взрослый сын как-то раз не пришел на ночь домой. Она прекрасно знала, где он и чем занимается — он ночевал у друга, жившего в том же подъезде, только несколькими этажами выше. Однако, когда утром он вернулся, она стала у него выспрашивать, где он был, да что он делал, да почему не предупредил.

И вдруг в какой-то момент она увидела, что сама не ведает, что говорит, что она как бы отступила в сторону, а кто-то другой болтает сам по себе, несет какую-то ерунду, лишь бы что-то говорить. Она назвала это состояние «говорунчик без сердца и ума».

И родители еще удивляются, почему дети их избегают.

Другое характерное свойство ума — это прыгать с предмета на предмет. Это свойство называется «ум подобен обезьяне». Вспомните, когда вы находитесь одни в комнате или идете задумчиво по улице и вдруг раздается какой-то звук, ваш ум сразу же прыгает в ту сторону. Потом еще звук — он прыгает уже в другую сторону. Вы что-то видите — и ваш ум уже там, успел прицепиться, определяя, что перед ним и порождая ассоциативные цепочки. Когда вы внутри себя, ум прыгает с предмета на предмет. Задача заключается в том, чтобы привязать свой ум, сделать его неподвижным.

Как-то я наблюдал за собакой. Ее что-то заинтересовало в траве — учуяла какой-то интересный запах,— и она долго не могла уйти оттуда, все что-то лихорадочно вынюхивала, соображая про себя. Потом она перебежала на другое место, и процесс повторился. Нормальный человек с нормальным умом подобен этой собаке.

Не определяйте, не давайте названий, не навешивайте ярлыков. Вы уже знаете, что такое ограничивающее убеждение. Ваши определения и ярлыки — это такие же ограничения, клетки, в которых вы сидите. Следовательно, необходимо учиться быть открытым всему новому, быть открытым миру.

А как еще понять, что такое непривязанность?

Наблюдая за мыслями, вы начнете замечать свои ограничения и все большее количество оценок, которыми вы их сопровождаете, типа «хорошо — плохо», «выигрыш — проигрыш», но также вы увидите, что каждое «плохо» несет в себе «хорошо», а каждое «хорошо» несет в себе «плохо». Когда-нибудь вы устанете от болтовни ума, и у вас возникнет вопрос: «А откуда вообще берутся все эти оценки? Кто порождает их?»

Было бы прекрасно, если б вы сами попытались найти ответ на этот вопрос, но нам необходимо идти вперед, поэтому я подскажу. Но вам все-таки придется подтвердить мою подсказку для себя, чтобы лучше понять то, о чем пойдет речь ниже.

Ответом на этот вопрос будет: «Я». Ваше «я», ваше эго генерирует оценки. Именно от него идет первое раздвоение на добро и зло, плохо и хорошо. Оттуда же исходит первое противопоставление: «Это — я, а это — другие». Так «я» творит свою маленькую, обособленную вселенную.

Иными словами, если с вами происходит какое-то событие, ваше эго, опираясь на предыдущий опыт, тут же начинает оценивать его, формировать отношение: грозит ли событие чем-нибудь; принесет ли оно плохое, хорошее, выигрыш, проигрыш; будете ли вы наслаждаться, страдать или ни то и ни другое.

Если эго решает, что нечто принесет ему пользу, выигрыш, «хорошо», наслаждение, то оно сразу привязывается и стремится снова и снова повторить событие. Так мы привязываемся. Если же оценка отрицательна, то мы начинаем бежать и также привыкаем к этому бегству, то есть опять привязываемся. То же самое происходит и с безразличным отношением — мы привязываем себя к такому подходу. Так мы постоянно привязываем себя ко всему, что внутри и вокруг нас.

А что такое свобода?

Мы имеем дело не с реальностью, а со своими привязками, со своими мыслями, как должно быть, чтобы нам было хорошо и, Боже упаси, не было плохо. Подобным подходом мы лишь усложняем положение вещей, потому что эго в процессе эволюции все больше утончает себя, стремясь выжить, а мы все дальше отходим от единства с внешним миром.

Если вы являетесь частью этого мира, тогда вы знаете, что такое единство. Что такое единство?

Имея дело с оценками, которые ставит ваш ум, необходимо помнить о пяти чувствах. Они тоже формируют оценки, каждое — в той области, за которую отвечает. Следовательно, каждое событие несет на себе максимум шесть оценок и минимум одну — от ума.

Например, когда вы были еще ребенком и ваш отец приходил домой чуть подвыпившим, он был добрым, что-то говорил вам веселое, целовал в щеку и дарил шоколадку. Здесь задействованы все пять чувств плюс сделанная умом положительная оценка ситуации. Вы будете стремиться повторить эту ситуацию снова и снова.

У одной женщины не ладились отношения с мужчинами. Точнее сказать, мужчин просто не было в ее жизни. Однажды она стояла на остановке, в большом скоплении народа, и к ней подошел слегка подвыпивший полковник и очень вежливо заговорил. Где бы и с кем бы она ни стояла, сколько бы людей ее ни окружало, подвыпившие мужчины из всех окружающих выбирали именно ее.

Она всегда возмущалась этим и стремилась отделаться от приставаний из-за предубеждения перед алкоголем. Но тут, глядя на полковника, она подумала: «Вот все, что тебе надо. Не беги, не отшивай его». Он благополучно проводил ее до дома, и они расстались, договорившись, что она позвонит ему через час. Она позвонила, и они разговаривали еще два часа. На следующий день она вся сияла от счастья. Она тогда поняла, что ей всегда нравились подвыпившие мужчины.

Пребывание в ситуации позволяет понять, почему вы попали в нее, — если вы действительно хотите понять.

С другой стороны, если отец, приходя выпившим, вел себя безобразно, буйствовал, избивал всех подряд, такой ситуации нашими пятью чувствами и умом дается крайне негативная оценка, которая усиливается за счет того, что включается программа выживания. Вообще, блоки, затрагивающие сексуальную энергию и инстинкт выживания, всегда самые сильные.

Не исключено, что в этом случае внутри ребенка может выработаться программа уничтожения, которая звучит следующим образом: «Я уничтожу тебя до того, как ты уничтожишь меня». Эта программа может вырабатываться не только подобным путем, просто ситуация очень показательна.

Как же распознать наличие похожей программы внутри? Как всегда — по внешним знакам. Если рядом с окружающими такого человека людьми происходят трагические случайности, такие, как смерть, тюрьма к тому подобные, следовательно, с высокой степенью вероятности можно предположить наличие программы уничтожения. Пример из детской сказки о Синей Бороде и его семи женах весьма показателен с этой точки зрения. Ну, и дополнительные примеры (уже из современной жизни) таковы:

Отец одной женщины жестоко избивал не только мать, но и ее саму, когда она была еще девочкой. Это насилие присутствовало в ее жизни вплоть до совершеннолетнего возраста.

Сейчас ее муж периодически лежит в психбольнице, а своему новому мужчине она нанесла такой удар, что у него начался тик и нарушилась речь, после чего он ей сказал, что, если подобное повторится еще раз, они расстанутся.

У другой женщины детство было похожим. Когда она повзрослела и вышла замуж, муж ее вскоре умер. Второй муж начал пить, и она постаралась посадить его в тюрьму. Третий муж стал наркоманом, что позволило ей расстаться с ним. Сейчас она постоянно попадает в неприятные ситуации с любовниками. Себе она представляется нападающей пантерой.

Обе эти женщины очень милые, веселые и коммуникабельные, готовы в любой момент прийти на помощь. Система защиты и нападения у них работает только против близких людей. Кстати, мужчин они выбирают значительно слабее себя.

Подобных историй можно привести великое множество — с теми или иными вариациями. Все это заставляет предположить, что в скрытом от обычного зрения мире, в мире энергий происходит множество вещей, в том числе очень нелицеприятных.

А теперь, друзья мои, признайтесь, какую оценку вы поставили или собираетесь поставить этим женщинам? То-то же. Пока люди будут ставить негативные оценки друг другу, в мире никогда не прекратят свое существование ненависть и борьба, а человек, поставивший такую оценку, будет проходить те же самые уроки, потому что подобное притягивает подобное — что вы выпускаете наружу, то к вам и возвращается. Помните: «Не судите, да не судимы будете»?

Одна женщина попросила в долг у человека, который, по ее мнению, совершенно точно располагал требуемой суммой, но ей отказали. Она очень огорчилась и обиделась, вспомнив, как сама помогла ему когда-то. Она, конечно, нашла, у кого занять, но это событие послужило причиной разрыва их отношений.

Прошло немного времени, буквально несколько дней, как уже к ней обратилась хорошая знакомая с подобной же просьбой, зная наверняка, что у нее должны быть деньги. И вот что интересно: у женщины действительно должны были быть деньги, но... их не оказалось, и ей пришлось отказать подруге так же, как в свое время отказали ей, отчего она испытала огромное чувство неловкости.

За оценками следуют условия, которые выставляет эго, чтобы предохранить себя от переживания неприятных моментов. Вы, наверное, уже догадались, куда я клоню. Совершенно верно, к безусловной любви. Нам никогда не войти в состояние безусловной любви, если мы даем оценки чему-то или кому-то. Нам никогда не войти в состояние безусловной любви, если в нас существует эго, «я», и об этом мы подробно поговорим ниже.

Что же нам делать с оценками? Во-первых, необходимо увидеть и преодолеть цепляющуюся природу ума, научиться не привязываться. Это значит каждый раз видеть, о чем вы думаете. Если вы думаете о прошлом, о пережитых в прошлом приятных моментах, вы уже привязались, вы в прошлом. Если вы думаете о причиненном вам горе, вы уже привязались, вы в прошлом. Если вы постоянно или периодически думаете о том, что произойдет с вами в будущем, вы опять привязались, вы живете в будущем, а не здесь и не сейчас, вы не в настоящей реальности. Основная особенность нормальных людей — это жить в прошлом или будущем, постоянно быть внутри своих мыслей, но только не здесь и не сейчас. Последив за собой, вы убедитесь в этом.

Для того чтобы понять, что такое непривязанность, есть великолепная история, которую я всем рассказываю, чтобы проиллюстрировать этот принцип:

Однажды по дороге шли Учитель и ученик. Дорога упиралась в речку, и, подойдя к ней, они увидели, что на берегу стоит молодая девушка, не решаясь переправиться через нее. Учитель, ни слова не говоря, поднял девушку на руки и перенес ее на другой берег, после чего учитель и ученик продолжили свой путь. Прошло несколько часов, и, когда они подошли к воротам своего монастыря, ученик все-таки не выдержал и воскликнул: «Но, Мастер, нам не только дотрагиваться, но даже смотреть на женщин запрещается, чтоб не потревожить свой ум...»

«Я ее оставил там, а ты все еще несешь ее с собой», — ответил Учитель.

Есть еще один метод, который поможет вам преодолеть привязанности ума и избежать нежелательных для себя последствий. Говорят, что это древний японский метод, как избежать несчастий, хотя я сомневаюсь, потому что задолго до японцев были известны методы работы с умом, да и не они были первооткрывателями, что такое ум и как он работает.

Итак, метод:

Если вы встали с постели и вас мучают дурные предчувствия, все, что вам необходимо сделать, это набрать полную грудь воздуха и резко, с шумом выдохнуть, выкрикнув: «Ха-а!» и согнувшись пополам. В момент, когда вы проделываете это, замените свое состояние ума на позитивное, то есть выкиньте негативные мысли и начните думать позитивно.

То же самое вы можете проделывать в любое время дня и ночи. Поскольку внешнее отражает внутреннее, вы сможете менять ход событий по собственному разумению.

Но если вы станете проделывать это слишком часто, обратите на это внимание. Вы тем самым только усиливаете страх перед внешним миром. Каждый метод имеет свои границы и оборотную сторону, и мы сейчас об этом поговорим.

Сила

Практически все люди, в том числе и мужчины, сильный пол, внутри считают себя слабыми. Почему? Во-первых, это ощущение идет из детства, когда мы были слабыми, зависимыми и нуждались в помощи при решении проблем, и, во-вторых, из-за чувства беспомощности перед силами природы и ограниченности собственных возможностей. Вырастая, мы начинаем стесняться своей слабости, ненавидим себя за это чувство и пытаемся всяческими способами скрыть ее от себя и от окружающих. Ну а тот, кто утверждает, что он сильный, просто обладает более сильной маской.

Самый простой способ доказать, что чувство слабости присутствует в вас, это обнаружить в себе гордость. Гордость, как и гордыня, служит именно для того, чтобы прикрыть чувство слабости. И наоборот. Если вы знаете, что в вас есть чувство слабости, следовательно, с вероятностью почти в сто процентов в вас присутствует гордыня.

Но я хотел повести разговор не об этом, а о том, как мы отдаем свою силу. Очередной парадокс, правда, вполне понятный. Именно благодаря наличию чувства собственной слабости, мы передаем свою силу вовне, вручая ее кому-то или чему-то.

Начинайте замечать, как вы это делаете, как ищете поддержки вовне. Например, вы прочитали некую книжку и познакомились там с каким-то методом. Вы решаете про себя, что это тот самый метод, с помощью которого вы будете решать свои проблемы. Проходит некоторое время, и вы застываете в этом методе, вмораживаетесь в него. Он подчиняет вас, потому что вы полностью положились на него, не потрудившись познакомиться с собственными силами и узнать, что именно ограничивает вас и как вы отгораживаетесь от внешнего мира.

Вы услышали о каком-то человеке, который помогает людям решать проблемы. Вы говорите себе: «Вот тот человек, который поможет мне», — и идете к нему. Он вам действительно помогает решить проблему или излечивает от болезни. Но это его достижение, а не ваше. Вы опять передали свою силу кому-то другому. Мало того, проходит время, и вы решаете снова обратиться к нему, потому что он вам уже помог однажды. Вы привязались, вы опять предали себя.

Каждый раз, когда вы думаете, что какой-то метод вам поможет, вы отдаете свою силу, вы помещаете силу вовне. Каждый раз, когда вы думаете, что какой-то человек вам поможет, вы отдаете свою силу этому человеку, вы помещаете силу вовне. Ищите ее внутри.

Вы услышали о какой-то религии или о каком-то учении, учителе и решили стать его последователем. Загляните внутрь себя. Вы увидите там огромное чувство одиночества и беззащитности. Вместо того чтобы исследовать стены, которые вы построили, отгораживаясь от реальности, вы ищите силу во вне. Вы ищите защиты у Бога, но сомнительно, чтобы Высшая Сущность, построившая этот мир, со всеми его законами, направленными на то, чтобы мы проходили уроки, будет защищать вас от своих же законов. Поймите эти законы и не нарушайте их, и вы автоматически подпадете под защиту своего разума, очутившись в единстве с Высшим Разумом. Вы знаете закон гравитации и осведомлены о том, что может произойти, если попробовать пойти против него и спрыгнуть с крыши. Следовательно, вы под защитой.

Вселенная построена по голографическому принципу; высказывание: «Как наверху, так и внизу; как внизу, так и наверху» говорит именно об этом. Это означает, что каждый человек имеет в себе все. Все, что есть во Вселенной, явленной и скрытой, присутствует в вас в достаточном количестве: сила, знание, любовь. Что вы ищите вовне? Это есть в вас. Если этого нет снаружи, следовательно, этого нет и в вас. Если этого недостаточно снаружи, следовательно, этого недостаточно и в вас. И наоборот.

Чего вам не хватает? Это есть во Вселенной? Если нет, продолжайте думать и искать. Если да, то это имеется в вас. Если вы это понимаете, то зачем читаете эту книгу? Выкиньте ее и живите с ощущением самодостаточности, в гармонии с миром.

Высказывание: «Каждый человек создан по образу и подобию Божьему» подразумевает то же самое. Если вы верите ему, если вы убедились, что Внешнее Равно Внутреннему, тогда

Почему вы ищите силу, знание, любовь во вне?

Видьте, как передаете свою силу методам, учениям, религиям, гуру, всевозможным священным книгам, деньгам, славе, власти, таблеткам, рецептам, алкоголю, авторитетам, экстрасенсам. Смотрите внутрь себя каждый раз, когда ищите опору вовне. Имейте дело с собой. Обнаруживайте стены страха, которые построили между собой и миром, исследуйте чувство слабости. И поймите наконец, что это все ложь, а в вас есть все для процветания и благополучия.

Если вы не можете сразу откинуть страхи и сомнения, тогда опирайтесь на то, что считаете нужным. Просто отмечайте это про себя и всегда помните об этом. Когда-нибудь обязательно настанет момент, когда надо будет откинуть опору, иначе вы не сможете продвинуться дальше. Это похоже на то, как вы берете с собой в трудную дорогу посох. Дойдя до конца пути, вы выкидываете его, потому что дальше он будет вам мешать. Если вы вовремя не выкинете опору, которой пользовались, то станете похожим на человека, который не хочет выкидывать костыли, хотя нога у него давно срослась. Он просто разучился ходить на собственных ногах. Люди склонны привязываться к опоре или опорам, которыми пользуются. Постепенно это входит в привычку.

Научитесь ценить и уважать свои опоры, не придавая им значения, как вы поступали бы с вспомогательным инструментом.

С Учителем же все происходит несколько иначе. Его надо любить, доверять и быть полностью открытым/открытой ему. Но и здесь нельзя привязываться.

В жизни человек может пройти три стадии взаимоотношений с миром: зависимость, независимость и сотрудничество. Зависимость — это когда вы силу помещаете вовне, когда пытаетесь сделать так, чтобы ваши проблемы решали другие. В этом нет ничего дурного, просто увидьте, как вы это делаете. Вы перенесли способ решения проблем из детства, когда, будучи не в силах сами обеспечить свое существование, полагались на родителей или на взрослых. Вы можете и дальше так жить — по привычке, потому что ребенок все еще живет в вас. Это может выражаться, например, в виде привычки ходить по высшим инстанциям и просить, требовать, чтобы главы администрации решили ваши проблемы. Это также может выражаться в виде просьб о помощи у Высших Сил или Бога. Все это олицетворяет мир взрослых людей, перед которым вы по привычке чувствуете себя беззащитным. Увидьте это.

Многие ищут сотрудничества с Высшими Силами — опять-таки из чувства слабости или чтобы удовлетворить свои амбиции. Подумайте, с кем вам было бы приятнее иметь дело — с самостоятельным человеком или с человеком, который постоянно требует вашей помощи, не прикладывая никаких усилий, чтобы самому чему-то научиться? Вы, конечно же, ответите: «С самостоятельным». Почему? Потому что с ним можно решать какие-то сложные задачи, которые в одиночку решить достаточно трудно. То же самое и с Высшими Силами. Они никого не отвергают и обладают безграничным терпением и терпимостью, поддерживая и ободряя каждого, но в конкретных делах полагаются на тех, кто прошел огонь, воду и медные трубы.

Как получается хороший клинок? Его нагревают, потом отбивают (я бы сказал, отбивают нещадно), а потом погружают в холод, и так раз за разом. Точно так же выковывается клинок духа. Ситуации, какими бы они ни были, помогают вам набраться сил, когда вы стараетесь пройти их сами. Разумеется, речь не идет о том, чтобы человек закрылся полностью от мира, не желая иметь с ним никаких дел. Здесь говорится о том, чтобы до последнего стараться самому найти выход. Тогда ситуации дают силу, а помощь приходит сама собой.

Ситуации — наши учителя.

Другой, очень изощренный способ передать свою силу, потерять свободу и стать зависимым — это стремиться развить или заполучить любыми способами сверхъестественные способности или силы — такая желанная и сладостная цель. Если вы нашли у себя это желание, то, заглянув за него, вы обнаружите чувство слабости, которое пытаетесь прикрыть приобретением таких возможностей. Это еще один вид бегства.

Наш организм напоминает собой семиструнную гитару. Семь струн — семь чакр, отвечающих за определенные силы, а дека — это тело. В каждый момент времени организм идеально настроен для решения стоящих перед нами задач. В этом смысле каждый человек издает самую совершенную мелодию, на которую способен. Теперь представьте себе, что вы начинаете натягивать какую-нибудь струну, потому что вам этого хочется. Обычно такой струной является вторая — шестая чакра, третий глаз. Что произойдет со звуком, если перетянуть вторую струну? Он исказится, и вы не сможете играть свою мелодию.

Открывая искусственно чакры, чтобы получить соответствующие силы, человек открывается поступлению новых энергий — высших вибраций, к которым его организм не приспособлен. В результате это чревато либо психическими заболеваниями, либо, благодаря полученным силам, чрезмерно раздуваются эго и гордыня и вместо роста происходит деградация, а силы все равно уходят.

Если вы поставите целью деньги, они возьмут вас, вы потеряете себя; если вы поставите целью славу, она возьмет вас; если вы поставите целью власть, вы станете ее заложником; если вы поставите целью приобретение сил, они возьмут вас, вы потеряете себя.

Деньги, власть, слава, силы — все это ПОБОЧНЫЙ результат вашего развития, а не цель. Уважайте их, не придавая им значения, и вы останетесь свободным и спокойно дойдете до конца Пути. И люди, окружающие вас, также сохранят свободу — они не будут ослеплены «блеском» ваших сил, следовательно, не будут преклоняться перед авторитетом и не попадут, таким образом, в рабство собственных суждений о своей никчемности. Они сохранят способность развиваться.

Обратите внимание, ни один по-настоящему великий Учитель никогда не демонстрировал свои способности. Да, они применяли их иногда, очень редко, в силу необходимости, но никогда для того, чтобы поразить чье-то воображение или завоевать внимание или авторитет.

Один Учитель на вопрос ученика, почему они тащатся под дождем уже который день, не разгоняя туч, ответил: «Все искусство заключается не в том, чтобы разогнать облака, а в том, чтобы идти под дождем, справляться с тем, что посылает нам этот мир, и иметь дело с тем, что есть». Потому что разгон облаков — это бегство, а когда мы имеем дело с тем, что есть, мы открываем в себе и в мире дополнительные, неизвестные нам грани.

Обратите внимание, как вы прочитали эту часть текста. Вы проскользнули, пробежали ее беглым взглядом, как бы читая и одновременно находясь где-то еще. По сути дела, когда такое происходит, это знак вашего несогласия. С чем? У вас пытаются отобрать вашу сладкую, такую заманчивую мечту — делаете вы подсознательный вывод. А вы не хотите с ней расставаться.

Почему вы стремитесь к силе?

Как правило, люди стремятся к силе, чтобы приобрести власть над другими людьми и манипулировать ими.

Почему вы стремитесь к силе?

Вы можете ответить сейчас, что собираетесь принести пользу людям и миру. Но «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

Почему вы стремитесь к силе?

Я давлю на вас, да? В таких случаях люди, почувствовав раздражение, обычно отключают свое внимание. Высшее искусство заключается в том, чтобы быть здесь и сейчас,ну а вы вольны следовать своему выбору. Ваше священное право от рождения, которое, как говорят, никто не может нарушить в этой Вселенной, даже Господь Бог, — свобода воли.

Независимость — это когда человек может полностью обеспечить свою жизнь, не полагаясь на помощь других и не манипулируя ими, чтобы эту помощь получить (часто люди даже не подозревают, что они делают это). Это замечательный вариант, но он ущербен тем, что человек может полностью закрыться от мира. Он, как правило, и добивается такой самостоятельности, чтобы стать независимым от мира, потому что у него самые нелестные мнения о нем и о людях, живущих в нем.

Но в этом мире процветают открытые системы. Сравните озеро, в которое втекают и из которого вытекают реки, и болото. Поэтому «высшим пилотажем» является способность к сотрудничеству. А это включает в себя тысячи вещей, в том числе уметь просить и принимать помощь, не садясь на голову, уметь дарить и уметь получать.

Вы это умеете?

Это также включает в себя умение испытывать благодарность. Редко можно встретить людей, способных на это чувство. Благодарность, благо-вест, благодарить, благо-дать, благо-деяние. Это совершенно конкретная энергия. Это высшее, что человек может дать человеку. Никакое сокровище материального мира не сравнится с высшей энергией блага, потому что оно остается с человеком навечно, а все материальное рано или поздно разрушается.

А вы умеете испытывать благодарность?

Что вы предпочитаете получить: благодарность или деньги, к примеру?

А вообще, что такое благодарность?

Будьте внимательны, отвечая на эти вопросы. Чтобы честно на них ответить, необходимо проанализировать, как вы относитесь к этому миру и к людям.

Ну а напоследок я расскажу вам одну историю о силах, которая началась вот уже более десяти лет назад и длится до сих пор.

Один мужчина увлекался Агни-Йогой. Одновременно он постоянно занимался поисками Учителя на земном плане. Он сменил нескольких, пока не остановился на одном из них, ясновидящем. После этого, прежде чем сделать очередной шаг, он всегда просил совета у этого человека — он ездил к нему в соседний город по каждому удобному поводу и без повода и просил его, чтобы тот справился у уже его Учителя с тонкого плана (иначе ангела-хранителя), как ему поступать в том или ином случае.

Так продолжалось довольно долгое время, пока он однажды, медитируя на особом знаке, связанном с этим Учением, не испытал озарения и не прорвался в некую реальность. У него появилась способность к сверхзнанию. Он заранее знал, куда идти, что делать и кому и что говорить. Деньги полились на него рекой. Началась, сами понимаете, райская жизнь. Прошло некоторое время, и он расстался со своим Учителем. Потом куда-то все исчезло — я имею в виду сверхзнание. И с тех пор он постоянно думает о том, как прекрасно было состояние сверхзнания, как он входил в десятку самых сильных йогов города, как у него все получалось... Сейчас он мечтает только о том, как бы ему вернуть это состояние назад, и при возникновении малейшей проблемы у всех спрашивает совета, какой шаг предпринять следующим.

Когда-то, оказавшись в похожей ситуации, я обратился к своему учителю по Дзену, рассказав, что вот, дескать, испытал необычайное и прекрасное чувство любви, единения и всемогущества. И он ответил мне: «Не цепляйся, отпусти его и забудь. Имей дело с тем, что есть здесь и сейчас». Я всегда вспоминаю его слова с благодарностью.