Глава 5. Межэтническое взаимодействие 145
5.1.Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный. 145
5.2.Основные межэтнические процессы (миграция, изоляция). Особенности межэтнического общения. Конструктивные и деструктивные пути развития межэтнического общения и взаимодействия. Использование проблем межэтнического общения и взаимодействия в идеологии и политике. 151
Блок самопроверки 155
Список литературы 155
Глава 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия 156
6.1.Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов. 156
6.2.Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма. 159
6.3. Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии. 161
6.5.Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни. 163
Блок самопроверки 164
Список литературы 164
Глава 7. Классификация методов исследования в этнопсихологии 166
7.1. Общие проблемы практической этнопсихологии 166
7.2. Методологические принципы практического исследования в этнической психологии 167
7.3. Классификация методов исследования в этнической психологии 170
Блок самопроверки 173
Список литературы 173
Глава 8. Обсервационные и диагностические методы 173
8.1. Метод наблюдения в этнопсихологии 173
8.2. Метод тестирования в этнопсихологии 176
Блок самопроверки 178
Список литературы 178
Глава 9. Социологические и экспериментальные методы 179
9.1. Опросные методы в этнической психологии 179
9.2. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии 180
Блок самопроверки 183
Список литературы 183
Глава 10. Биографические и праксиметрические методы 184
10.1. Анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных в этнической психологии 184
10.2. Анализ материальной составляющей культуры и искусства в этнической психологии 184
Блок самопроверки 185
Список литературы 185
Раздел IV. Глоссарий 187
(КИМ) 193
Раздел I. Аннотация
В учебно-методическом пособии по этнопсихологии в виде обзора наиболее популярных и доступных для самостоятельного изучения студентами источников представлены материалы по теоретическим и практическим проблемам этнопсихологических исследований.
Так в разделе, посвященном теории этнической психологии, описываются объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук. Этносы: племена, народы, нации. Обособленные этнические группы. Этногенез, пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилева. Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация).
Далее представлен обзор истории становления и развития этнической психологии. Античные представления о странах и народах, средневековье и давление католицизма, географический натурализм эпохи возрождения, становление социологического и психологического подхода к исследованию этническим проблем. Современное развитие этнопсихологии на Западе и в России.
Понятие национального характера, феномен этноцентризма. Основные детерминанты этнического поведения (диспозиции, стереотипы, экспектации). Этническое сходство и этнические различия, как признаки этнического развития. Особенности миграции в России. Мотивация миграционного поведения. Эмиграция как проблема развития России.
Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характера. Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде. Особенности развития детей-билингвов. Утрата этнической идентичности в условиях глобализма.
Элементы структуры социальной психологии этнической группы (ценности, обычаи и традиции, социальная активность, сплоченность, обособленность, толерантность и т.д.). Понятие диаспоры. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп.
Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный. Основные межэтнические процессы (миграция, изоляция). Особенности межэтнического общения. Конструктивные и деструктивные пути развития межэтнического общения и взаимодействия. Использование проблем межэтнического общения и взаимодействия в идеологии и политике.
Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов. Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма.
Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии. Экспансия как форма этнического развития. Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни.
В разделе, посвященном прикладным аспектам, описываются практические методы исследования в этнической психологии. Основные цели, задачи и направления практико-ориентированных и прикладных исследований в этнопсихологии. Основные группы методов исследования в этнопсихологии, их соотнесение с общепсихологическими и социологическими методами исследования. В том числе достаточно подробно рассматриваются методы наблюдения, тестирования, опросные методы (анкетирование, интервью), констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии, а также биографический (анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных) и праксиметрический (анализ материальной составляющей культуры и искусства – продуктов деятельности, артефактов, предметов народного творчества, быта, военных и технологических разработок) методы.
Таким образом, учебно-методическое пособие позволяет охватить основной материал курса этнической психологии в качестве базового уровня овладения необходимыми знаниями, которые далее можно углублять путем изучения первоисточников.
- Санкт-Петербургское государственное образовательное учреждение
- Раздел 1. Рабочая учебная программа дисциплины
- 10. Рекомендуемая литература ………………………………………………18
- 1.3. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины
- 1.4. Перечень и объем инновационных методов образования по дисциплине
- 1.5. Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов
- 1.6. Объем дисциплины, виды учебной работы, формы текущего и итогового контроля знаний по дисциплине
- 1.7. Учебно-тематический план дисциплины
- 1.8. Темы дисциплины, их краткое содержание и виды занятий Темы лекционного курса:
- Тема 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.9. Семинарские и практические занятия
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 1.10. Рекомендуемая литература
- 1.11.Глоссарий
- Раздел II. Материалы для самостоятельной работы
- 1. Задания для самостоятельной работы по каждой теме (занятию)
- Тема 1. Основные категории, определения этнической психологии
- Тема 2. История этнической психологии
- Тема 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- Тема 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- Тема 5. Межэтническое взаимодействие
- Тема 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- Тема 7. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Тема 8. Обсервационные и диагностические методы
- Тема 9. Социологические и экспериментальные методы
- Тема 10. Биографические и праксиметрические методы
- 2. Методические указания по выполнению и оформлению самостоятельной работы
- 3.Дополнительные материалы приложения
- III.1. Информация о порядке контроля качества знаний по дисциплине
- III.1.1. Материалы по текущему контролю успеваемости
- III.1.2. Материалы по рубежному контролю успеваемости
- III.1.3. Материалы по промежуточной аттестации
- Санкт-Петербургский Государственный Институт
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие 145
- Раздел II. Методические указания для студентов
- Раздел III. Темы лекционного курса «Этническая психология» Глава 1. Основные категории, понятия и определения этнической психологии
- 1.1. Объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук.
- 1.2. Этносы: племена, народы, нации. Обособленные этнические группы.
- 1.3. Этногенез, пассионарная теория этногенеза л.Н.Гумилева.
- 1.4. Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация).
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 2. История этнической психологии
- 2.2. Современное развитие этнопсихологии на Западе и в России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 3. Признаки и факторы этнических особенностей
- 3.1. Понятие национального характера, феномен этноцентризма.
- 3.2. Основные детерминанты этнического поведения (диспозиции, стереотипы, экспектации). Этническое сходство и этнические различия, как признаки этнического развития.
- 3.3. Особенности миграции в России. Мотивация миграционного поведения. Эмиграция как проблема развития России.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 4. Этнические особенности отдельной личности и социальных групп
- 4.1. Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характера.
- 4.2.Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде. Особенности развития детей-билингвов.
- 4.3Утрата этнической идентичности в условиях глобализма.
- 4.4.Элементы структуры социальной психологии этнической группы (ценности, обычаи и традиции, социальная активность, сплоченность, обособленность, толерантность и т.Д.).
- 4.5.Понятие диаспоры. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 5. Межэтническое взаимодействие
- 5.1.Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия
- 6.1.Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов.
- 6.2.Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма.
- 6.3. Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии.
- 6.4.Экспансия как форма этнического развития.
- 6.5.Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни.
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 7. Классификация методов исследования в этнопсихологии
- 7.1. Общие проблемы практической этнопсихологии
- 7.2. Методологические принципы практического исследования в этнической психологии
- 7.3. Классификация методов исследования в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 8. Обсервационные и диагностические методы
- 8.1. Метод наблюдения в этнопсихологии
- 8.2. Метод тестирования в этнопсихологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 9. Социологические и экспериментальные методы
- 9.1. Опросные методы в этнической психологии
- 9.2. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Глава 10. Биографические и праксиметрические методы
- 10.1. Анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных в этнической психологии
- 10.2. Анализ материальной составляющей культуры и искусства в этнической психологии
- Блок самопроверки
- Список литературы
- Раздел IV. Глоссарий
- Раздел 5. База контрольно-измерительных материалов (ким)