logo
Этнопсихология_УМК

Глава 5. Межэтническое взаимодействие 145

5.1.Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный. 145

5.2.Основные межэтнические процессы (миграция, изоляция). Особенности межэтнического общения. Конструктивные и деструктивные пути развития межэтнического общения и взаимодействия. Использование проблем межэтнического общения и взаимодействия в идеологии и политике. 151

Блок самопроверки 155

Список литературы 155

Глава 6. Межэтнические конфликты и этническая экспансия 156

6.1.Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов. 156

6.2.Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма. 159

6.3. Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии. 161

6.5.Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни. 163

Блок самопроверки 164

Список литературы 164

Глава 7. Классификация методов исследования в этнопсихологии 166

7.1. Общие проблемы практической этнопсихологии 166

7.2. Методологические принципы практического исследования в этнической психологии 167

7.3. Классификация методов исследования в этнической психологии 170

Блок самопроверки 173

Список литературы 173

Глава 8. Обсервационные и диагностические методы 173

8.1. Метод наблюдения в этнопсихологии 173

8.2. Метод тестирования в этнопсихологии 176

Блок самопроверки 178

Список литературы 178

Глава 9. Социологические и экспериментальные методы 179

9.1. Опросные методы в этнической психологии 179

9.2. Констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии 180

Блок самопроверки 183

Список литературы 183

Глава 10. Биографические и праксиметрические методы 184

10.1. Анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных в этнической психологии 184

10.2. Анализ материальной составляющей культуры и искусства в этнической психологии 184

Блок самопроверки 185

Список литературы 185

Раздел IV. Глоссарий 187

(КИМ) 193

Раздел I. Аннотация

В учебно-методическом пособии по этнопсихологии в виде обзора наиболее популярных и доступных для самостоятельного изучения студентами источников представлены материалы по теоретическим и практическим проблемам этнопсихологических исследований.

Так в разделе, посвященном теории этнической психологии, описываются объект и предмет этнопсихологии, ее место в системе наук. Этносы: племена, народы, нации. Обособленные этнические группы. Этногенез, пассионарная теория этногенеза Л.Н.Гумилева. Этническое объединение (фузия, консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация) и этническое разделение (парциация, сепарация).

Далее представлен обзор истории становления и развития этнической психологии. Античные представления о странах и народах, средневековье и давление католицизма, географический натурализм эпохи возрождения, становление социологического и психологического подхода к исследованию этническим проблем. Современное развитие этнопсихологии на Западе и в России.

Понятие национального характера, феномен этноцентризма. Основные детерминанты этнического поведения (диспозиции, стереотипы, экспектации). Этническое сходство и этнические различия, как признаки этнического развития. Особенности миграции в России. Мотивация миграционного поведения. Эмиграция как проблема развития России.

Этническая идентичность, этнически обусловленные черты характера. Этнические особенности развития личности в гомогенной и гетерогенной социокультурной среде. Особенности развития детей-билингвов. Утрата этнической идентичности в условиях глобализма.

Элементы структуры социальной психологии этнической группы (ценности, обычаи и традиции, социальная активность, сплоченность, обособленность, толерантность и т.д.). Понятие диаспоры. Социальное, культурное, экономическое, демографическое и психологическое описание этнических социальных групп.

Уровни межэтнического взаимодействия – глобальный (мировой, государственный, конфессиональный), локальный (национальный, территориальный) и межличностный. Основные межэтнические процессы (миграция, изоляция). Особенности межэтнического общения. Конструктивные и деструктивные пути развития межэтнического общения и взаимодействия. Использование проблем межэтнического общения и взаимодействия в идеологии и политике.

Природа, детерминанты, модальность и типология межэтнических конфликтов. Способы разрешения межэтнических конфликтов. Специфика этнического терроризма.

Территориальные, культурные, экономические и политические притязания в межэтническом взаимодействии. Экспансия как форма этнического развития. Примеры экспансии в истории человечества и в наши дни.

В разделе, посвященном прикладным аспектам, описываются практические методы исследования в этнической психологии. Основные цели, задачи и направления практико-ориентированных и прикладных исследований в этнопсихологии. Основные группы методов исследования в этнопсихологии, их соотнесение с общепсихологическими и социологическими методами исследования. В том числе достаточно подробно рассматриваются методы наблюдения, тестирования, опросные методы (анкетирование, интервью), констатирующий и формирующий эксперименты в этнической психологии, а также биографический (анализ документов, экспертных заключений и других биографических данных) и праксиметрический (анализ материальной составляющей культуры и искусства – продуктов деятельности, артефактов, предметов народного творчества, быта, военных и технологических разработок) методы.

Таким образом, учебно-методическое пособие позволяет охватить основной материал курса этнической психологии в качестве базового уровня овладения необходимыми знаниями, которые далее можно углублять путем изучения первоисточников.