logo
Godfrua_Chto_takoe_psikhologia_t1_1996

Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие»

Вот разговор с ребенком, сходный с опытами, которые проводил Пиаже и которые привели его к созданию его теории умственного развития.

Пятилетнему ребенку показывают два одинаковых пластилиновых шарика и спрашивают его:

– Как ты думаешь, в одном шарике столько же пластилина, сколько в другом?

Мальчик смотрит на шары, взвешивает их на руке, а потом заявляет:

– Да, столько же.

– Ты вполне уверен?

– Да.

– Хорошо... Смотри: я беру один из шариков и катаю его между ладонями, делая из него колбаску. А теперь ты тоже думаешь, что в шаре столько же пластилина, сколько в колбаске?

– Да нет, в колбаске его больше.

– Ты уверен в этом?

– Конечно! Ты же видишь, она больше шара; значит, пластилина в ней больше.

– Пусть так. А теперь посмотри, что я делаю. Я опять беру колбаску и превращаю ее снова в шар. Готово. Ну, как ты думаешь, а теперь в них поровну пластилина?

– Ну, конечно! Теперь поровну.

Такие ответы ребенка вызывают улыбку. А между тем более или менее сходные реакции можно наблюдать у большинства детей того же возраста и, по – видимому, независимо от их культурного уровня. Только между 6 и 8 годами почти все дети соглашаются, что количество пластилина одинаково, какую бы форму ему ни придавали.

Рис. 2.23. Ребенку в возрасте 4 – 5 лет кажется, что в колбаске больше пластилина, чем в шаре, даже если колбаска получилась из такого же шара.

Как объяснить эти факты?

Правильное понимание создается в том случае, если пятилетний ребенок имел ранее возможность убедиться, что более крупный предмет содержит большее количество вещества.

Непонимание возникает при наличии двух предметов, одинаковых по количеству материала, но разных по форме. При этом ребенок обычно отвечает в соответствии с тем, что ему уже известно, и связывает изменение количества с изменением формы.

Равновесие восстановится в возрасте 6 – 8 лет, когда ребенок будет способен устанавливать «различие между общими признаками двух предметов и их разными свойствами». В описанном случае ребенок достигнет этой стадии, когда он поймет, что длина колбаски создается за счет ее толщины.