logo
агрессия

Становление агрессивного поведения

Становление агрессивного поведения - сложный и многогранный процесс, в котором действуют множество факторов. Агрессивное поведение определяется влиянием сверстников, семьи, а также средств массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения агрессивных действий. На становление агрессивного поведения влияет степень сплоченности семьи, близость между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Родители, применяющие крайне суровые меры наказания и не контролирующие занятия своих детей, рискуют обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны. Хотя наказания часто неэффективны, при правильном применении они могут оказывать сильное позитивное влияние на поведение.

Дети учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением своих сверстников. Однако те, кто чрезвычайно агрессивен, скорее всего окажутся отверженными большинством в своей возрастной группе. С другой стороны, эти агрессивные дети, найдут себе друзей среди других агрессивных сверстников. В агрессивной компании происходит усиление агрессивности ее членов.

Но одним из самых спорных источников обучения агрессии становятся средства массовой информации. Однако сила влияния масс-медиа до сих пор остается неизвестной.

Додж и его коллеги разработали модель для выяснения, почему некоторые дети часто прибегают к агрессии во взаимоотношениях с окружающими. Модель предусматривает, что агрессивное поведение есть следствие плохого развития социально-когнитивных навыков.

Считается, что поведение в детстве позволяет довольно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Т.е. человек, оцениваемый в детстве сверстниками как агрессивный, будучи взрослым, скорее всего будет оцениваться так же.